Комитет Совета Федерации
по аграрно-продовольственной политике и природопользованию
«Круглый стол»
на тему:
«Об обеспечении технологического суверенитета агропромышленного комплекса Российской Федерации»
РЕКОМЕНДАЦИИ
Проведя с участием сенаторов Российской Федерации, представителей федеральных органов исполнительной власти, отраслевых объединений, научно-экспертного сообщества рассмотрение темы «Об обеспечении технологического суверенитета агропромышленного комплекса Российской Федерации» отмечают следующее.
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 29 февраля 2024 года было подчёркнуто, что мы должны быть независимы, иметь все технологические ключи в таких чувствительных областях, как сбережение здоровья граждан, продовольственная безопасность.
В целях реализации положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Правительству Российской Федерации было поручено обеспечить разработку, утверждение и реализацию новых национальных проектов технологического суверенитета по ключевым направлениям, в том числе в области обеспечения продовольственной безопасности.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» установлено:
в качестве целевых показателей достижения национальной цели «устойчивая и динамичная экономика» увеличение к 2030 году объёма производства продукции агропромышленного комплекса не менее чем на 25% по сравнению с уровнем 2021 года и увеличение экспорта продукции агропромышленного комплекса не менее чем в полтора раза по сравнению с уровнем 2021 года;
в качестве целевых показателей достижения национальной цели «Технологическое лидерство» — обеспечение технологической независимости по таким направлениям, как биоэкономика и продовольственная безопасность.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 9 перечня поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина от 30 марта 2024 г. № Пр-616 Минсельхозом России разработан проект паспорта национального проекта по обеспечению технологического лидерства «Технологическое обеспечение продовольственной безопасности» (далее – национальный проект).
В составе национального проекта планируется реализация следующих федеральных проектов:
«Создание условий для развития научных разработок в селекции и генетике»;
«Производство критически важных ферментных препаратов, пищевых и кормовых добавок, технологических вспомогательных средств»;
«Ветеринарные препараты»;
«Кадры в АПК»;
«Техническая и технологическая независимость сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности».
Национальный проект направлен на разработку и внедрение на рынок новых высококонкурентных отечественных сортов и гибридов сельскохозяйственных растений, внедрение передовых научно-технических технологий для выведения востребованной племенной продукции (материалов) (племенных ресурсов) отечественного производства (крупный рогатый скот молочных пород, мясные кроссы кур), на разработку и внедрение технологий, на организацию промышленного производства критически важных ферментных препаратов, пищевых и кормовых добавок, технологических вспомогательных средств, на создание и развитие современной инфраструктуры производителей лекарственных средств для ветеринарного применения, а также на достижение высокого уровня кадровой обеспеченности предприятий агропромышленного комплекса.
Начало реализации национального проекта запланировано на 2025 год.
Помимо национального проекта «Технологическое обеспечение продовольственной безопасности» вопросы достижения технологического суверенитета в агропромышленном комплексе решаются и с помощью иных инструментов развития. Например, одной из значимых проблем является достижение импортонезависимости по технике для выполнения сельскохозяйственных работ и по оборудованию для пищевой и перерабатывающей промышленности.
Агропромышленный комплекс нуждается в российской технике для садоводства, овощеводства, мелиоративных системах, оборудовании для пищевой и перерабатывающей промышленности. Задача обеспечения данными видами основных фондов решается совместно Минсельхозом России и Минпромторгом России. К 2030 году планируется вдвое увеличить долю российских и белорусских тракторов и комбайнов на рынке, а также повысить уровень обеспеченности предприятий агропромышленного комплекса оборудованием отечественного производства примерно на 60% – 85% в зависимости от сферы применения.
Необходимо отметить также важность реализации Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017–2030 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2017 года № 996 и включающей в себя 13 подпрограмм.
Успешная реализация этих документов обеспечит технологический суверенитет отечественного АПК, что в свою очередь позволит стабильно обеспечивать продовольственную безопасность страны и увеличивать экспортный потенциал.
Исходя из вышеизложенного, участники «круглого стола» р е к о м е н д у ю т:
1. Правительству Российской Федерации:
принять меры, направленные на обеспечение эффективной реализации:
— национального проекта «Технологическое обеспечение продовольственной безопасности»;
— национального проекта «Наука и университеты»;
— Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017–2030 годы;
ускорить разработку и утверждение постановления Правительства Российской Федерации по внедрению дополнительных мер государственной поддержки на строительство и модернизацию питомников по выращиванию рыбопосадочного материала путем возмещения доли прямых понесенных капитальных затрат;
проработать вопросы выделения дополнительного финансирования в 2025 году в процессе исполнения федерального бюджета с учетом выборки предусмотренных бюджетных ассигнований и наличия источников финансирования:
— на реализацию постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. № 1432 за счет средств федерального бюджета ежегодно в 2025–2030 годах в размере 10% от объема отгрузки сельскохозяйственной техники отечественными предприятиями на внутренний рынок России (не менее 20 млрд руб. ежегодно) и ввести механизм пропорционального распределения субсидии в соответствии с долей производителей в отгрузке сельскохозяйственной техники за 3 предшествующих года;
— на механизмы поддержки спроса на специализированную технику или оборудования в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июня 2020 года № 823 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета производителям специализированной техники или оборудования в целях предоставления покупателям скидки при приобретении такой техники или оборудования» не менее 8 млрд рублей ежегодно;
— на реализацию постановления Правительства Российской Федерации от 3 июня 2020 года № 811 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета на возмещение потерь в доходах российских лизинговых организаций при предоставлении лизингополучателю скидки по уплате авансового платежа по договорам лизинга специализированной техники и (или) оборудования» не менее 7 млрд рублей ежегодно;
— на реализацию постановления Правительства Российской Федерации от 24 октября 2018 года № 1269 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета производителям специализированной техники и оборудования на возмещение части затрат, понесенных в связи с гарантией обратного выкупа продукции» не менее 1 млрд рублей ежегодно в 2025–2030 годах;
— на реализацию программ АО «Росагролизинг», направленных на обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей, пищевых предприятий специализированной техникой и оборудованием;
— на льготное кредитование приобретения сельскохозяйственными товаропроизводителями, пищевыми предприятиями техники и оборудования, а также производителям ветеринарных препаратов в рамках постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 года № 1528 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям, международным финансовым организациям и государственной корпорации развития „ВЭБ.РФ“ на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов), организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, по льготной ставке»;
рассмотреть возможность:
— выделения финансирования из федерального бюджета на проведение научными организациями, находящимися в ведении Минобрнауки России, научных исследований прикладного характера и опытно-конструкторских работ в направлении разработки сельскохозяйственной техники, пищевого и перерабатывающего оборудования;
— законодательного регулирования использования технологий генного редактирования сельскохозяйственных культур;
— разработки нормативных правовых актов в сфере регулирования разработки и эксплуатации пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов для применения в сфере АПК, а также в части совершенствования требований к специалистам, которые их эксплуатируют;
— сохранения программ льготного лизинга, как одного из основных инструментов технической модернизации АПК, с учетом продолжения участия в программе поддержки льготного лизинга, реализуемой Республикой Беларусь;
— докапитализации АО «Росагролизинг» с 2025 года в размере не менее 10 млрд рублей ежегодно для масштабирования поставок специализированной техники и оборудования российским сельскохозяйственным товаропроизводителям;
— разработки комплекса дополнительных мер (дорожной карты) по стимулированию создания на территории Российской Федерации производств полного цикла сельскохозяйственной техники, отвечающей современным требованиям аграрного сектора экономики (прежде всего тракторов малой и средней мощности, техники для селекции, семеноводства, питомниководства, садоводства и виноградарства, овощеводства, работы в теплицах и на животноводческих комплексах);
— введения механизма предоставления производителям сельскохозяйственной техники и оборудования субсидий в виде грантов на развитие производства комплектующих к специализированной технике с объемом финансирования из федерального бюджета в 2025–2030 гг. в размере не менее 10 млрд руб. ежегодно;
— увеличения ставки ввозных таможенных пошлин на импортное оборудование для пищевой и перерабатывающей промышленности до уровня связывания, установленного соглашением с ВТО, для дружественных стран, и выше ставок, установленных соглашением с ВТО, для оборудования из недружественных стран, аналоги которого производятся на территории России, в целях увеличения доли отечественных производителей на внутреннем рынке;
— разработки программы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета для потребителей пищевого оборудования, реализующих комплексные проекты, где доля отечественного оборудования, в отношении которого выдано заключение о соответствии требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 719, составляет не менее 70%;
— разработки программы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета реинжиниринга уникального оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности (единичных изделий);
— разработки программы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета производства и реализации мелкосерийной сельскохозяйственной техники (самоходные свеклоуборочные комбайны, самоходные картофелеуборочные комбайны, самоходные льноуборочные комбайны, виноградоуборочные комбайны и прочая мелкосерийная сельскохозяйственная техника);
— распространения льготы по страховым взносам и налогам, действующие в отношении IT-компаний, на производителей специализированной техники и компонентов к ней в 2024–2028 гг.;
— принятия мер по сохранению количества самолетов Ан-2, используемых для выполнения авиационно-химических и лесоавиационных работ;
— расширения перечня товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2022 года № 2240 «Об утверждении ставок ввозных таможенных пошлин в отношении отдельных товаров, страной происхождения которых являются государства и территории, предпринимающие меры, которые нарушают экономические интересы Российской Федерации» в части лекарственных средств для ветеринарного применения, на которые вводятся повышенные ставки ввозных пошлин, при условии возможности их замещения отечественными аналогами, производимыми в достаточном количестве;
— усиления контроля за деятельностью лицензированных дистрибьюторов для предотвращения противозаконной продажи или передачи активных фармацевтических субстанций животноводческим хозяйствам и использования их для разведения, выращивания и содержания животных и рыбы, и внесения соответствующих изменений в Кодекс административных правонарушений повысив меру ответственности за такие нарушения вплоть до временного приостановления действия фармацевтических лицензий и их последующего аннулирования, в случае повторного нарушения;
ускорить утверждение подпрограммы «Сельскохозяйственная техника и оборудование» Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017–2030 годы;
дополнительно проработать целесообразность повышения утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним, которые ввозятся в Российскую Федерацию или производятся в Российской Федерации и в отношении которых в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» требуется уплата такого сбора с учетом оценки воздействия увеличения размера утилизационного сбора на инвестиционный климат в АПК и в сельскохозяйственном машиностроении, а также баланса поступлений в бюджет Российской Федерации от увеличения утилизационного сбора и уменьшения налоговых поступлений, вызванных снижением рентабельности сельскохозяйственного производства из‑за удорожания сельскохозяйственной техники.
2. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации:
продолжить работу работы по обновлению в подведомственных научных учреждениях:
— парка специализированной сельскохозяйственной техники;
— приборной базы и лабораторного оборудования;
— по разработке и реализации комплекса мер, способствующих ускоренному обновлению парка сельскохозяйственной техники российских сельскохозяйственных товаропроизводителей;
проработать вопрос увеличения бюджетного финансирования программ АО «Росагролизинг», направленных на обеспечение сельхозтоваропроизводителей специализированной техникой и оборудованием;
определить совместно с подведомственными организациями и учреждениями потребность в специализированной технике для селекции, семеноводства, питомниководства, садоводства и виноградарства на 2025–2030 года в разрезе направлений и регионов и направить данную информацию в Минпромторг России;
рассмотреть вопросы:
— в рамках реализации Решения о порядке предоставления субсидии № 22–68850–00258-Р от 10 октября 2024 г., предоставления льготных кредитов на приобретение сельскохозяйственной техники оборудования, в отношении которых выдано заключение о соответствии требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 719 или о соответствии требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2017 г. № 1135 в случае отсутствия российских аналогов и предусмотреть финансирование из федерального бюджета данного механизма поддержки приобретения сельскохозяйственной техники и оборудования в размере не менее 10 млрд рублей ежегодно в 2025–2030 годах;
— в рамках реализации программ льготного лизинга АО «Росагролизинг» приобретения сельскохозяйственной техники и машин и оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности, в отношении которых выдано заключение о соответствии требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 719 или о соответствии требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2017 г. № 1135 в случае отсутствия российских аналогов;
— в рамках реализации программы льготного кредитования в соответствии с Решением о порядке предоставления субсидии № 22–68850–00258-Р от 10 октября 2024 г., возможность приобретения машин и оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности, в отношении которых выдано заключение о соответствии требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 719 или о соответствии требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2017 г. № 1135 в случае отсутствия российских аналогов;
рассмотреть возможность разработки и реализации комплекса мер по обновлению материально-технической базы подведомственных организаций и учреждений, осуществляющих деятельность в области селекции и семеноводства;
совместно с Минприроды России проработать вопрос создания Научно-исследовательского центра применения авиации в секторах экономики, предназначенного для проведения научных исследований по повышению эффективности авиационных работ в сельском и лесном хозяйстве;
активизировать проведение технической и технологической политики в АПК, обеспечивающей содействие распространению передового опыта внедрения в сельскохозяйственное производство перспективных технологий и применения высокопроизводительных современных машин.
3. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации:
продолжить работу по обновлению в подведомственных научных и образовательных организациях:
— парка специализированной сельскохозяйственной техники;
— приборной базы и лабораторного оборудования;
рассмотреть возможность организации повышения квалификации преподавателей высших учебных заведений сельскохозяйственного направления;
— по совершенствованию комплекса мер, направленных на стимулирование научно-исследовательской и инновационной деятельности, опытно-конструкторских и технологических работ подведомственных организаций в направлении создания прорывных технологий и машин сельскохозяйственного назначения, внедрению их в производство;
проработать вопросы:
— предоставления ФГБНУ «Федеральный научный агроинженерный центр ВИМ» мер государственной поддержки на проведение комплекса научно-исследовательских работ по разработке современной сельскохозяйственной техники и оборудования, а также внедрения их в производство;
— выделения в рамках государственного задания дополнительных научных тем и финансовых средств на разработку подведомственными научными организациями отечественных инновационных технических средств для селекции и семеноводства;
— создания на базе научно-исследовательских учреждений полигонов для отладки разрабатываемых технологий и испытания прототипов машин, в частности в рамках формируемых в соответствии с нацпроектом «Наука и университеты» агробиотехнопарков;
рассмотреть возможность разработки и реализации комплекса мер по обновлению материально-технической базы подведомственных организаций и учреждений, осуществляющих деятельность в области селекции и семеноводства.
4. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации:
продолжить работу:
— совместно с Минсельхозом России в части разработки и производства отечественных тракторов различных категорий мощности двигателя, востребованных сельскохозяйственными товаропроизводителями;
— по разработке и локализации производства запасных частей и комплектующих к отечественной и зарубежной сельскохозяйственной технике и оборудованию;
— по разработке и локализации производства специализированной сельскохозяйственной техники, в том числе для садоводства, виноградарства, хмелеводства, селекции и семеноводства, малых форм хозяйствования и компонентной базы для нее, с учетом разработки и реализации отдельной государственной программы финансирования НИОКР по данному направлению;
— по локализации разработки и производства судового комплектующего оборудования;
— по обеспечению обратного инжиниринга компонентной базы импортного производства;
принять меры по организации в возможно короткие сроки производства запасных частей и агрегатов для самолетов Ан-2 в связи с невозможностью поставок из других стран с учетом параллельного импорта и ввиду отсутствия альтернативного производства запасных частей и агрегатов в Российской Федерации;
принять дополнительные меры для стимулирования создания на территории Российской Федерации сельхозмашиностроительных производств полного цикла, выпускающих машины и оборудование (прежде всего тракторов малой и средней мощности, техники для селекции, семеноводства, питомниководства, садоводства и виноградарства) с учетом представленной Минсельхозом России потребности.
5. Высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
рассмотреть возможность разработки региональных программ поддержки развития аграрной науки и достижения технологического суверенитета в агропромышленном и рыбохозяйственном комплексах;
совместно с Минсельхозом России, Минпромторгом России, Минобрнауки России, Торгово-промышленной палатой Российской Федерации, АО «Российский экспортный центр», АО «Росагролизинг», АО «Россельхозбанк» оказать информационную поддержку Международной специализированной торгово-промышленной выставке «MVC: Зерно-Комбикорма-Ветеринария-2025» (г. Москва, ЦВК «Экспоцентр»);
предусмотреть в рамках реализуемых мер поддержки субсидирование приобретения российской сельскохозяйственной техники и машин и оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности, в отношении которых выдано заключение о соответствии требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 719 или о соответствии требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2017 г. № 1135 в случае отсутствия российских аналогов.