РЕШЕНИЕ
об утверждении рекомендаций «круглого стола» на тему: «Проблемы и перспективы развития рыболовства с применением маломерного флота: поддержка строительства маломерных судов и оптимизация административных процедур при доставке и выгрузке рыбной продукции на территориях субъектов Российской Федерации»
Рассмотрев проект рекомендаций «круглого стола» на тему: «Проблемы и перспективы развития рыболовства с применением маломерного флота: поддержка строительства маломерных судов и оптимизация административных процедур при доставке и выгрузке рыбной продукции на территориях субъектов Российской Федерации», Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию решил:
1. Утвердить рекомендаций «круглого стола» на тему: «Проблемы и перспективы развития рыболовства с применением маломерного флота: поддержка строительства маломерных судов и оптимизация административных процедур при доставке и выгрузке рыбной продукции на территориях субъектов Российской Федерации».
2. Направить рекомендаций «круглого стола» в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство транспорта Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральную службу безопасности Российской Федерации, Федеральное агентство по рыболовству, исполнительные органы государственной власти прибрежных субъектов Российской Федерации.
Председатель Комитета А.В. Двойных
Рекомендации
Рекомендации
«круглого стола» на тему: «Проблемы и перспективы развития рыболовства с применением маломерного флота: поддержка строительства маломерных судов и оптимизация административных процедур при доставке и выгрузке рыбной продукции на территориях субъектов Российской Федерации»
Проведя с участием представителей федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, государственных научно-исследовательских организаций, рыбохозяйственных ассоциаций и предприятий, обсуждение вопросов, касающихся развития рыболовства с применением маломерного флота, поддержки строительства маломерных судов и оптимизации административных процедур при доставке и выгрузке рыбной продукции на территориях субъектов Российской Федерации, участники «круглого стола» отмечают следующее.
В Российской Федерации в Дальневосточном и Северном бассейнах суда маломерного флота используются в основном для ведения прибрежного рыболовства. На малых судах, главным образом, ведётся промысел в Азово-Черноморском, Волго-Каспийском и Западном бассейнах, где имеется большой потенциал для наращивания вылова массовых и востребованных потребителями, но низкорентабельных объектов промысла — кильки, хамсы, шпрота и сельди.
Также маломерные суда разных типов используются для ведения рыболовства на пресноводных водоёмах и в динамично развивающейся аквакультуре. Потребность в них ещё более возрастёт в перспективе — с развитием марикультуры.
Одной из проблем маломерного флота является высокая доля возрастных судов, строительство которых активно велось в СССР в 80-е годы, также высокая доля нетиповых проектов.
В настоящее время в отношении судов рыбопромыслового флота действуют следующие меры государственной поддержки.
1. Субсидия на возмещение части затрат на строительство судов рыбопромыслового флота (постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 г. № 1917 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на возмещение части затрат на строительство судов рыбопромыслового флота» (далее – Постановление № 1917).
Отсутствие интереса рыбопромышленников связана с отсутствием высокопроизводительных современных проектов малых рыболовных судов с малыми сроками окупаемости и может быть обусловлено, с одной стороны, тем, что данная мера не отражает их потребностей, с другой стороны, не обеспечивает достаточную финансовую поддержку.
Кроме того, Федеральным законом от 27 ноября 2023 года № 540 «О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» бюджетные ассигнования на реализацию данной меры не предусмотрены.
2. Утилизационный грант (постановление Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2017 г. № 502 «Об утверждении правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским, организациям на возмещение части затрат на приобретение (строительство) новых гражданских судов взамен судов, сданных на утилизацию»). По имеющейся информации, за период действия механизма утилизационного гранта с 2017 года случаев фактического применения предприятиями данной меры поддержки достаточно мало, т. е. мера не востребована судовладельцами.
3. В инвестиционном проекте «Программа льготного лизинга гражданских судов водного транспорта», утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2023 г. № 337-р, учтено строительство 10 единиц малотоннажны рыбопромысловых судов. Кроме того, внесены предложения в части различных видов субсидий российским организациям на возмещение затрат при строительстве флота, льготных кредитов по ставке не более 5 %, долгосрочного льготного лизинга. При этом указанные предложения в основном касаются финансовых мер государственной поддержки.
В рамках реализации пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации от 18 апреля 2024 г. № Пр-757 Минпромторг России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти осуществляет подготовку предложений в части обновления рыбопромыслового флота (прежде всего малотоннажного) организаций, осуществляющих прибрежное рыболовство в Западном, Азово-Черноморском и Волжско-Каспийском рыбохозяйственных бассейнах.
Статьями 19, 20 Федерального закона от 20 декабря 2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее – Закон о рыболовстве) регламентированы порядки осуществления промышленного рыболовства и прибрежного рыболовства, в том числе в части доставки уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них рыбной продукции.
В развитие указанных статей Закона о рыболовстве приняты постановления Правительства Российской Федерации от 5 марта 2013 № 184 «О порядке доставки уловов водных биологических ресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении промышленного рыболовства во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации и в Каспийском море, и произведенной из них рыбной и иной продукции в морские порты Российской Федерации, а также в иные места доставки» и от 6 августа 2018 № 917 «О порядке определения органами государственной власти прибрежных субъектов Российской Федерации мест выгрузки уловов водных биологических ресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении прибрежного рыболовства, рыбной продукции, произведенной из таких уловов на судах рыбопромыслового флота, в живом, свежем и охлажденном виде».
В рамках распоряжения Правительства Российской Федерации от 17.08.2021 № 2263-р «Об утверждении перечня видов рыбной продукции в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, производство которой допускается на судах рыбопромыслового флота при осуществлении прибрежного рыболовства», предусматривается вид продукции — печень и молоки рыбы свежие или охлажденные.
При этом производство такого вида рыбной продукции как икра свежем или охлажденном виде не предусмотрена, несмотря на то, что при осуществлении прибрежного рыболовства в Северном рыбохозяйственном бассейне такой вид продукции производится.
С учетом состоявшегося обсуждения вопросов, касающихся развития рыболовства с применением маломерного флота, поддержки строительства маломерных судов и оптимизации административных процедур при доставке и выгрузке рыбной продукции на территориях субъектов Российской Федерации участники «круглого стола» рекомендуют следующее.
1. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации совместно с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральным агентством по рыболовству и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти:
провести анализ эффективности и востребованности мер государственной поддержки, предоставляемых рыбохозяйственным предприятиям для строительства малотоннажных судов рыбопромыслового флота и подготовить предложения по их совершенствованию;
провести анализ поступивших предложений по вопросам внесения изменений в действующие нормативные правовые акты в целях обеспечения повышения востребованности действующих мер поддержки для организации обновления малотоннажных судов рыбопромыслового флота;
проработать вопрос о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 № 719 «О подтверждении производства российской промышленной продукции» в части применения на 3 года повышающего коэффициента в размере 1,35 к баллам на судовое комплектующее оборудование, которые начисляются на суда длинной до 30 метров;
проработать вопрос о возможности выполнения требований по уровню локализации судна рыбопромыслового флота проекта 24100, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 года № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации»;
рассмотреть возможность увеличения предельной стоимости строительства судна рыбопромыслового флота, принимаемой для предоставления субсидии из федерального бюджета российским организациям на возмещение части затрат на строительство судов рыбопромыслового флота в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 г. № 1917 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на возмещение части затрат на строительство судов рыбопромыслового флота»;
проработать вопрос о создании условий для развития комплексного обслуживания, снабжения и судового ремонта маломерного флота;
проработать вопрос по загрузке производственных мощностей судостроительных предприятий Республики Крым и создания условий для размещения на предприятиях контрактов на строительство судов рыбопромыслового флота;
проработать механизм, позволяющий освободить многочисленных потенциальных заказчиков малотоннажных судов от проблем, связанных с их проектированием и строительством, разработкой технической документации и от надзора за ее разработкой, надзором за строительством;
рассмотреть возможность обеспечения строительства конкурентоспособных высокоэффективных малотоннажных рыболовных судов с гарантированно высокими производственными характеристиками и малым сроком окупаемости на условиях лизинга по аналогии с тем, как осуществляется реализация проектов развития морского гражданского транспорта (с нулевым первым платежом, сроком лизинга 10–12 лет и ставкой по лизинговым платежам 5–7 процентов с субсидированием оставшейся суммы платежа), а также предусмотреть передачу таких судов на условиях льготного лизинга предприятиям, осуществляющим прибрежное рыболовства и зарегистрированным в прибрежных регионах.
2. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации совместно с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, Федеральным агентством по рыболовству и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти:
создать рабочую группу по организации и развитию рыболовства с применением малотоннажных судов;
рассмотреть возможность создания типовых конкурентоспособных и высокоэффективных проектов малотоннажных судов с малыми сроками окупаемости, учитывающих особенности прибрежного промысла в различных регионах РФ, государственным заказчиком строительства которых может выступить лизинговая компания;
оценить потребность в постройке новых малотоннажных судов для каждого рыбохозяйственного бассейна по типам и срокам ввода в эксплуатацию;
разработать понятные механизмы стимулирования обновления малотоннажного рыбопромыслового флота имея ввиду существующие проблемы низкой востребованности льготного лизинга, низкой стоимости добываемых маломерным флотом объектов промысла, высокой стоимости кредитов;
подготовить предложения по подготовке государственной программа сориентированной на мощности судостроительных предприятий Российской Федерации, в том числе Дальнего Востока и направленной на обновление маломерного флота в ключевых районах промысла.
3. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации совместно с Федеральным агентством по рыболовству:
рассмотреть предложение Магаданской области о резервировании и распределении части объектов рыболовства, обитающих в прибрежных водах в целях стимулирования развития и обновления маломерного флота;
рассмотреть предложение Сахалинской области о разработке правового механизма добычи (вылова) объектов рыболовства, обитающих в прибрежных водах вне периода хода тихоокеанских лососей на рыболовных участках предназначенных для вылова анадромных видов рыб в целях стимулирования развития и обновления маломерного флота;
ускорить проработку вопроса о внесении изменений в Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности в части дополнения разделе 10.20 «Рыба переработанная и консервированная, ракообразные и моллюски» позицией «икра в свежем или охлажденном виде»;
рассмотреть возможность разработки стимулирующих мер по развитию прибрежного рыболовства и стимулирующих механизмов для российских рыбодобывающих компаний, предусматривающих поставки уловов на прибрежные рыбоперерабатывающие предприятия, в частности механизм применения налогового вычета.
4. Федеральному агентством по рыболовству совместно с заинтересованными субъектами Российской Федерации, Пограничной Службой Федеральной службы безопасности Российской Федерации и пользователями, осуществляющими рыболовство с применением маломерных судов:
подготовить предложения по вопросам оптимизации числа мест доставки и выгрузки рыбной продукции на территориях субъектов Российской Федерации, а также мест базирования маломерного флота;
подготовить предложения по снижению требований по оформлению документации при осуществить выгрузки и процедуры оформления уловов маломерными судами в портах;
провести анализ практики реализации норм законодательства в сфере контроля морского рыболовства обратив особое внимание на правоприменение пункта 5 статьи 20 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» в отношении производства продукции с высокой добавленной стоимостью на береговых заводах после доставки в места выгрузки и последующей продажи за рубеж.
5. Министерству транспорта Российской Федерации совместно с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральным агентством по рыболовству, заинтересованными субъектами Российской Федерации, лизинговыми компаниями и пользователями, осуществляющими рыболовство с применением малых рыболовных судов для прибрежного рыболовства:
проработать вопрос о корректировке Правил классификации и постройки морских рыболовных судов Российского Классификационного Общества с учетом современных требований к безопасности малотоннажных рыболовных судов и обеспечения их конкурентоспособности;
рассмотреть возможность внесения изменений в Правила классификации и постройки малых морских рыболовных судов Российского Классификационного Общества в том числе силами государственных научных центров с целью учёта тенденций развития этого сегмента флота за рубежом с учетом современных требований к безопасности и обеспечению конкурентоспособности, а также особенностей ведения промысла в различных рыбохозяйственных бассейнах Российской Федерации;
рассмотреть возможность установления в законодательстве нормы, представляющей право регистрации маломерного флота в Государственном судовом реестре или реестре маломерных судов по желанию собственников маломерных судов.