РЕШЕНИЕ
по итогам проведенной в рамках IV Конгресса молодых ученых
секции на тему «Фундаментальные научные исследования
как основа конкурентоспособности страны»
29 ноября 2024 года
Федеральная территория «Сириус»,
Научно-технологический
университет
«Сириус», зал 6
Рассмотрев первые итоги выполнения поручений по усилению роли Российской академии наук в принятии значимых стратегических решений, вопросы изменения подходов к формированию государственного задания, внедрения института квалифицированного заказчика при проведении фундаментальных научных исследований, а также обсудив актуальные проблемы сохранения и развития кадрового научного потенциала, участники секции р е к о м е н д у ю т:
1. Правительству Российской Федерации:
1) рассмотреть вопрос о принятии дополнительных мер по поддержке и развитию кадрового потенциала российской науки, в том числе в части количественного расширения мер государственной поддержки аспирантов и адъюнктов, проводящих научные исследования в рамках реализации приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации;
2) рассмотреть вопрос о мерах поддержки (в том числе нефинансовых, таких, как информационные, презентационные и т. д.) отечественных производителей научных приборов и оборудования, комплектующих и расходных материалов к ним;
3) рассмотреть возможность эффективного использования потенциала общеобразовательных организаций — участников совместного проекта Российской академии наук и Минпросвещения России «Базовые школы РАН» в реализации комплексного плана мероприятий по повышению качества математического и естественно-научного образования на период до 2030 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2024 года № 3333-р.
2. Комиссии
по научно-технологическому развитию Российской Федерации
ускорить работу по созданию межведомственной рабочей группы
по вопросам внедрения и развития института руководителя, ответственного
за вопросы научно-технологического развития и интеллектуальной собственности
в субъекте Российской Федерации.
3. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации совместно с Министерством просвещения Российской Федерации и Российской академией наук рассмотреть возможность включения в структуру государственного задания научных организаций профориентационных мероприятий для школьников, а также проработать возможность учета показателей, связанных с участием в организации таких мероприятий, при проведении комплексной оценки эффективности научных организаций.
4. Министерству просвещения Российской Федерации:
1) совместно с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и Российской академией наук разработать организационно-педагогическую модель вовлечения обучающихся по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в фундаментальные научные исследования независимо от места проживания обучающихся;
2) рассмотреть вопрос о расширении мер государственной поддержки педагогов.
5. Национальному исследовательскому центру «Курчатовский институт» совместно с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и Российской академией наук проработать вопрос о формировании комплексной программы развития исследовательской инфраструктуры установок класса «мегасайенс» в области физики высоких энергий, ядра и частиц и проведения фундаментальных научных исследований с использованием указанной инфраструктуры.
6. Комитету Совета Федерации по науке, образованию и культуре:
1) проработать вопрос о возобновлении проведения в рамках Конгресса молодых ученых площадки, посвященной обсуждению роли женщин-ученых
в развитии отечественной науки, мер их поддержки и популяризации достижений;
2) запланировать проведение в период весенней сессии 2025 года парламентского мероприятия по вопросу создания национальной системы оценки результативности научных исследований и разработок.