В соответствии с Планом мероприятий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на осеннюю сессию 2024 года Комитетом Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству был проведен круглый стол на тему «Развитие законодательства в цифровой сфере: актуальные проблемы и перспективы» (далее – круглый стол).
В дискуссии приняли участие сенаторы Российской Федерации, представители Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, представители адвокатского, научного и экспертного сообщества.
Активное применение цифровых технологий во всех сферах общественной жизни требует изменений в правовом регулировании. При этом наиболее актуальным становится запрос на обеспечения безопасности правоотношений нового формата, защиты прав граждан и юридических лиц в новой цифровой среде.
Участниками круглого стола было отмечено, что законодательство в сфере цифровых и информационных отношений является одним из наиболее динамично развивающихся направлений в системе права. Существенной модернизации подвергаются ключевые нормативные правовые акты, регулирующие данную сферу, прежде всего это Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» и Федеральный закон от 7 июля 2003 года № 126-ФЗ «О связи».
При этом разветвленная система федеральных законов и подзаконных актов, содержащих нормы, регулирующие отношения в цифровой и информационной сферах, усложняет и увеличивает время принятия законодательных решений, поскольку зачастую изменения требуется вносить сразу в большое количество документов. Возрастает риск возникновения правовых коллизий, избыточного дублирования норм и усложнения юридических конструкций.
На мероприятии было отмечено, что для того, чтобы обеспечить ускоренное развитие информационной инфраструктуры и внедрение цифровых технологий, необходимо повысить эффективность инструментов привлечения внебюджетных инвестиций. Реализация соглашений о государственно-частном партнерстве и концессии в отношении объектов информационных и коммуникационных технологий позволяет привлекать частные инвестиции в развитие государственных информационных систем и ИТ-инфраструктуры, а значит обеспечивать экономию средств бюджетов разных уровней.
Особое внимание в ходе мероприятия было уделено вопросу развития цифровых платформ, которые на сегодняшний день используются во всех сферах юридической практики, эти платформы помогают в реализации публичных услуг (функций) органами государственной власти и местного самоуправления, судопроизводстве, деятельности адвокатуры и нотариата и др. Различные виды юридической деятельности обеспечены специализированными информационными системами и программно-аппаратными комплексами (ФГИС «Система межведомственного электронного взаимодействия», ГАС «Правосудие», Единая информационная система нотариата, Комплексная информационная система адвокатуры и др.) и целым рядом иных цифровых ресурсов и сервисов.
Кроме того, участниками мероприятия отмечено, что искусственный интеллект (далее – ИИ) является одним из наиболее перспективных и динамично развивающихся направлений в сфере информационных технологий. В настоящее время ИИ активно внедряется в различных областях, таких как промышленность, медицина, связь, транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, наука, государственное и муниципальное управление и др.
Участники круглого стола предложили рассмотреть целесообразность введения в законодательство следующих положений:
— устанавливающих регулирование цифровых сервисов, основанных на технологиях ИИ;
— направленных на совершенствование механизмов защиты несовершеннолетних от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, в том числе в части регулирования распространения видеоигровой продукции;
— направленных на обеспечение доступа к образовательной и общественно значимой информации.
Также, участники круглого стола отметили, что, учитывая стремительное развитие технологий и необходимость их интеграции в правовую систему, обсуждение перспектив правового регулирования инновационных цифровых пространств в России имеет основополагающее значение. На первый план выходит необходимость создания четкой нормативно-правовой базы, которая бы учитывала особенности работы цифровых платформ, искусственного интеллекта и других инновационных технологий. Одним из ключевых вопросов становится обеспечение защиты прав и свобод граждан в цифровом пространстве, включая вопросы конфиденциальности, безопасности данных и борьбы с киберпреступностью.
В связи с этим участниками была предложена организация мониторинга инновационных угроз на базе образовательных организаций высшего образования России. Кроме того, прозвучало предложение организовать мониторинг с целью отслеживания эффективности функционирования норм, чтобы избежать ситуации, когда правовые механизмы существуют, но не используются на практике.
С учетом состоявшегося обсуждения участники круглого стола указали на необходимость дальнейшего совершенствования законодательства в указанной сфере и полагают целесообразным рекомендовать:
Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций рассмотреть целесообразность организации мониторинга инновационных киберугроз на базе образовательных организаций высшего образования России.