«Круглые столы»

«Актуальные вопросы нормативно-правового регулирования нотариальной деятельности»

Комитетом Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству в соответствии с Планом мероприятий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на осеннюю сессию 2024 года был проведен круглый стол на тему «Актуальные вопросы нормативно-правового регулирования нотариальной деятельности».

В работе мероприятия приняли участие сенаторы Российской Федерации, представители Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной нотариальной палаты, Министерства цифрового развития Российской Федерации, Федеральной палаты адвокатов, Общественной палаты Российской Федерации, а также представители адвокатуры, образовательного, научного и экспертного сообщества, представители средств массовой информации.

Представители Министерства юстиции Российской Федерации сообщили участникам круглого стола о ходе разработки проекта федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации» (далее – Законопроект), а также о его ключевых положениях.

В первую очередь был затронут вопрос, связанный с регулированием количества должностей нотариусов, а также с контрольными полномочиями государственных органов по отношению к нотариусам. По информации представителей Минюста России, количество должностей нотариусов по субъектам Российской Федерации изменяться не будет, сохранится существующая в настоящее время схема распределения таких должностей. При этом субъекты Российской Федерации будут иметь возможность данное количество изменять как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения, ориентируясь, в первую очередь, на доступность нотариальных услуг для граждан.

Предельный возраст пребывания в должности нотариуса сохраняется – 75 лет с возможностью его продления до 80 лет на основании решения нотариальной палаты субъекта, согласованного с органами юстиции. Законопроект предусматривает положение, ограничивающее количество сроков и количество времени, которое руководитель нотариальной палаты (как Федеральной нотариальной палаты, так и нотариальной палаты субъекта) может занимать свою должность – 4 года и не более двух сроков, при этом не двух сроков подряд, а всего двух сроков.

Далее участники круглого стола обсудили регулирование вопроса, связанного с работой высшего органа самоуправления Федеральной нотариальной палаты – Общего собрания представителей нотариальных палат субъектов Российской Федерации. В настоящий момент голоса на Общем собрании считаются из расчета «один нотариус – один голос», что создает дисбаланс в пользу более многочисленных нотариальных палат (например, Нотариальной палаты города Москвы), которые и определяют основные направления саморегулирования в нотариальной сфере за всех российских нотариусов. При разработке Законопроекта Минюст России исходит из позиции, что при голосовании на Общем собрании подсчет голосов должен производиться из расчета «один регион – один голос» (или несколько голосов, но участие каждого региона в определении параметров нотариальной деятельности должно быть равным).

Представители Минюста России также отметили, что Законопроект содержит новеллы в процедуре занятия должности нотариуса. Существующие в настоящий момент параметры проведения конкурсов требуют корректировки как с точки зрения состава комиссии, так и с точки зрения чистоты и прозрачности самой процедуры.

В отношении расчета нотариального тарифа представители Минюста России отметили, что в Законопроекте предусматривается единый нотариальный тариф в отличие от действующего в настоящий момент двойственного тарифа. Единый тариф должен быть экономически обоснованным, рассчитываться затратным методом, при этом данный метод должен быть четким, понятным и обоснованным. Тариф будет рассчитываться не по формуле, как это осуществляется в настоящий момент, а согласно определенному порядку, в котором будут прописываться критерии расчета нотариального тарифа.

Согласно позиции представителей Минюста России, нотариальный тариф по своей сути и по своему правовому содержанию является профискальным сбором, что говорит о том, что его размер может определяться либо на уровне закона, либо на уровне подзаконного акта. Это может быть акт Правительства Российской Федерации, либо акт Минюста России. При этом была отмечена целесообразность разработки механизма компенсации нотариусам суммы предоставленных льгот при совершении нотариальных действий в форме предоставления налогового вычета при расчете налоговой базы по налогу на доходы физических лиц. По ряду технически сложных нотариальных действий, требующих от нотариуса трудоемкой подготовки, по мнению представителя Минюста России, возможно рассмотреть вопрос о введении предварительной оплаты нотариального действия заявителем.

Представители Федеральной нотариальной палаты обратили внимание участников мероприятия на то, что нотариат как ответственный правоприменитель инициирует и за свой счет реализует эффективные и востребованные социальные программы. Например, программу поддержки организации нотариальной деятельности в труднодоступных и малонаселенных местностях, которая обеспечивает доступ местных жителей к квалифицированной юридической помощи.

В предшествующие годы нотариат в инициативном порядке разрабатывал и внедрял программы льгот, которые позднее нашли отражение в приказах Минюста России. В настоящее время каждое шестое нотариальное действие совершается с применением льгот, которые предоставляются полностью за счет нотариата. За неполный 2024 год общая сумма льгот, предоставленных нотариусами при совершении различных нотариальных действий, составила 3,3 млрд рублей.

Представители Федеральной нотариальной палаты также отметили, что одним из приоритетных социальных направлений нотариата является помощь участникам СВО и членам их семей, беженцам и жителям районов, пострадавших от боевых действий. С самых первых дней СВО нотариат на каждом новом ее этапе по своей инициативе вводил льготы, организовывал программы помощи, выездное и внеочередное обслуживание.

Помимо этого, участники мероприятия обсудили развитие сервисов нотариата на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) (Госуслуги). По информации представителя Минцифры России в 2024 году завершилось подключение субъектов Российской Федерации к сервису «Запись на прием к нотариусу» на портале федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее – «Госуслуги»). В настоящий момент к сервису подключено порядка 7 тысяч нотариусов, что составляет порядка 90% от общего числа нотариусов в Российской Федерации. Ежедневно через сервис подается порядка 2,5 тысяч записей на прием к нотариусу. С начала запуска этим сервисом уже воспользовались более 80 тысяч человек. Каждая услуга на портале оценивается по пятибалльной шкале, и по итогу сервис нотариата на сегодня имеет оценку 4,7, что является достаточно высокой оценкой.

Представителем Минцифры России была приведена статистика обращений к цифровому сервису по отдельным субъектам Российской Федерации: Московская область – 7 тысяч заявлений, Краснодарский край – 5 тысяч заявлений, Санкт-Петербург – 4 тысячи заявлений, Москва – 2,8 тысячи заявлений, Свердловская область – 2,8 тысячи заявлений. Перечисленные регионы приложили достаточно усилий для популяризации способа записи к нотариусу через «Госуслуги» и, в результате, достигли высоких результатов. Вместе с тем приведенные цифры – это только 1% от общего количества обращений к нотариусу.

В качестве перспектив развития цифровых сервисов в нотариате представитель Минцифры России отметил необходимость дальнейшей популяризации возможности записи к нотариусу через портал «Госуслуги», а также введение сервиса «цифровое наследство». Кроме того, в 2025 году планируется добавить в сервис на портале «Госуслуги» информацию о наличии в нотариальных конторах доступной среды для маломобильных граждан. Рассматривается возможность добавления возможности записаться на выезд нотариуса на дом (или в иное помещение вне нотариальной конторы), поскольку по отзывам граждан это может быть достаточно востребованное действие. Помимо этого, прорабатывается возможность отправки электронных уведомлений от нотариусов гражданам с использованием портала «Госуслуги».

Участники круглого стола также обсудили вопросы системы правового регулирования нотариальной деятельности и оказания бесплатной юридической помощи нотариусами.

Одновременно участниками круглого стола был высказан ряд предложений, касающихся дальнейшего совершенствования правового регулирования и комплексного развития системы нотариальных услуг, увеличения их доступности,

расширения спектра нотариальных действий в электронной форме, в том числе путем использования возможностей портала «Госуслуги».

Выступления участников мероприятия, а также дискуссия по поставленным вопросам будут рассмотрены экспертно-консультативным советом при Комитете Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству и учтены в работе по совершенствованию законодательства Российской Федерации.