«Круглые столы»

«Совершенствование уголовно-процессуального законодательства в части сокращения сроков применения меры пресечения в виде заключения под стражу, в том числе в связи с длительностью сроков производства судебных экспертиз»

Комитетом Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству в соответствии с Планом мероприятий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на осеннюю сессию 2024 года был проведен круглый стол на тему «Совершенствование уголовно-процессуального законодательства в части сокращения сроков применения меры пресечения в виде заключения под стражу, в том числе в связи с длительностью сроков производства судебных экспертиз».

В мероприятии приняли участие сенаторы Российской Федерации, представители Верховного Суда Российской Федерации, Московского городского суда Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, члены экспертно-консультативного совета при Комитете Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, представители научного, адвокатского, экспертного сообщества.

Участники мероприятия отметили, что до вступления в силу обвинительного приговора гражданин считается невиновным, поэтому относиться к обвиняемому, как к преступнику, недопустимо. Мера пресечения не должна превращаться в наказание, не должна использоваться как механизм давления. Наоборот, заключение под стражу должно применяться только в крайних случаях. Это касается в том числе уголовных дел о преступлениях экономической направленности.

В ходе мероприятия обсуждались вопросы длительности проведения судебных экспертиз (возможных причин и путей решения), необходимости сокращения сроков применения меры пресечения в виде заключения под стражу при производстве судебных экспертиз по уголовным делам.

Было отмечено, что длительность проведения экспертизы может быть связана, в том числе, с загруженностью экспертных учреждений, нехваткой специалистов, техническими и материальными сложностями. В то же время граждане не должны становиться заложниками этих проблем, а трудности с проведением экспертиз не могут быть поводом для изоляции человека от общества.

Участники высказались, что отдельного внимания заслуживает вопрос, по каким уголовным делам допустимо заключение под стражу. Когда речь идет о преступлениях против личности – заключение в следственный изолятор имеет понятное обоснование, связанное с защитой потерпевших и общества в целом. Однако применительно к экономическим преступлениям заключение под стражу несет серьезные риски, приводит к невозможности управлять бизнесом, остановке производственных процессов, ликвидации компаний. В результате прекращаются налоговые поступления в бюджет, уничтожаются рабочие места, снижается деловая активность.

Участники также отметили, что суды все более активно заменяют меру пресечения в виде заключения под стражу на более мягкие меры в виде домашнего ареста, запрета определенных действий. По делам экономической направленности в 2023 году было удовлетворено 67 процентов ходатайств об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, в 2022 году – 93 процента.

Несмотря на очевидные успехи и перспективы, были озвучены вопросы необходимости реформы системы уголовного судопроизводства в России, проблемы с ознакомлением обвиняемых с материалами уголовного дела, необходимость гуманизации законодательства в отношении субъектов предпринимательской деятельности.

Выступления участников мероприятия и дискуссия по поставленным вопросам будут учитываться при совершенствовании законодательства в указанной сфере.