«Круглые столы»

«Туристские и гостиничные услуги: защита прав потребителей. О ходе выполнения поручений Президента Российской Федерации по развитию внутреннего туризма»

Комитет СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности и Комитет СФ по социальной политике провели круглый стол на тему «Туристские и гостиничные услуги: защита прав потребителей. О ходе выполнения поручений Президента Российской Федерации по развитию внутреннего туризма».

В мероприятии приняли участие сенаторы РФ, представители Министерства экономического развития Российского Федерации, Роспотребнадзора, ФАС России, органов исполнительной власти в сфере туризма субъектов Федерации.

Состоялось обсуждение с участием представителей отрасли, регионов РФ. Были акцентированы темы, связанные с кадровым обеспечением туриндустрии, развитием конкуренции, выходом из «серой зоны», увеличением объема качественного номерного фонда, мерами поддержки и льготного кредитования, субсидированием региональных авиаперевозок.

(Подробнее)

 

Рекомендации

Комитет Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности совместно с Комитетом Совета Федерации по социальной политике в соответствии с Планом мероприятий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на осеннюю сессию 2024 года провел «круглый стол» на тему: «Туристские и гостиничные услуги: защита прав потребителей. О ходе выполнения поручений Президента Российской Федерации по развитию внутреннего туризма».

В работе «круглого стола» приняли участие сенаторы Российской Федерации, представители федеральных органов исполнительной власти (Минэкономразвития России, Роспотребнадзора, ФАС России) органов государственной власти в сфере туризма субъектов Российской Федерации, экспертного сообщества и общественных организаций.

В ходе заседания выступили сенаторы Российской Федерации В.С. Тимченко, В.В. Зобнев, С.В. Горняков, А.П. Кохоев, заместитель Министра экономического развития Российской Федерации Д.С. Вахруков, начальник Управления федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей Роспотребнадзора О.В. Прусаков, заместитель начальника Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Федеральной антимонопольной службы Я.В. Склярова, статс-секретарь – заместитель министра по туризму и народным художественным промыслам Республики Дагестан М.Э. Габибуллаев, министр туризма и оздоровительных курортов Ставропольского края А.В. Толбатов, президент Общенационального Союза Индустрии Гостеприимства А.В. Волков, председатель общенациональной организации «Общественная потребительская инициатива», председатель Общественного совета при Роспотребнадзоре О.В. Павлов.

Участники «круглого стола» отметили, что сегодня развитию туристской отрасли уделяется пристальное внимание со стороны государства, происходит активное реформирование и внедрение стратегических документов развития, нацеленных на решение проблемных аспектов и создание благоприятных условий для национального туризма.

До 2030 года турпоток должен практически удвоиться – до 140 млн человек в год. При этом вклад туризма в ВВП России также должен вырасти в 2 раза – до 5%. Во всех национальных парках страны к 2030 году должна быть создана инфраструктура экологического туризма, включая экотропы и пешие туристические маршруты, в том числе маршруты выходного дня для школьников, площадки отдыха, музеи и визит-центры.

Одним из ключевых нововведений, которые затронут в ближайшее время сферу туризма, станет изменение подходов к классификации средств размещения. Особое внимание в этом контексте будет уделено созданию системы регионального государственного контроля (надзора) в сфере туристической деятельности. Это поможет значительно улучшить предоставляемые услуги в сфере туризма, а потребителям – быть уверенными в их качестве.

Вместе с этим, участники «круглого стола» отметили ряд вопросов, требующих повышенного внимания:

1. Наличие средств размещения, осуществляющих деятельность без постановки на налоговый учет и без классификации, осуществление туроператорской и турагентской деятельности лицами, не состоящими в соответствующих реестрах, оказание услуг неаттестованными экскурсоводами (гидами).

2. Рост популярности цифровых платформ, на которых потребители заказывают различные услуги в сфере туризма, одновременно с отсутствием контроля со стороны операторов этих платформ за легальностью допускаемых участников и предлагаемых ими услуг, что приводит к дополнительным рискам для потребителей, в том числе, для их жизни и здоровья.

3. Дефицит средств размещения на популярных направлениях, особенно для семей с двумя и более детьми, что существенным образом сказывается на доступности внутреннего туризма.

4. Рост популярности автомобильного туризма и распространение электромобилей, что требует соответствующего развития инфраструктуры.

5. Отсутствие консолидации полномочий на федеральном уровне по развитию и использованию туристской индустрии и туристских ресурсов.

Заслушав и обсудив доклады и выступления, рассмотрев материалы, участники «круглого стола» считают необходимым рекомендовать:

1. Правительству Российской Федерации:

1) Рассмотреть целесообразность передачи Министерству экономического развития Российской Федерации всех полномочий по развитию и использованию туристской индустрии и туристских ресурсов, включая соответствующие полномочия, относящиеся в настоящее время к компетенции Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерства культуры Российской Федерации и др.

2) Рассмотреть возможность установления обязанностей владельцев агрегаторов, площадок объявлений и иных цифровых платформ проверять допускаемых на свои площадки участников туристской индустрии (хозяйствующих субъектов и физических лиц) на предмет соблюдения обязательных требований, установленных для их деятельности;

3) Рассмотреть возможность возобновления программы туристического кэшбэка при путешествиях по России для семей с двумя и более детьми, а также при оплате детского отдыха и оздоровления.

4) Рассмотреть возможность наделения региональных органов власти полномочиями по контролю за выполнением требований к антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения.

2. Министерству экономического развития Российской Федерации:

1) Продолжить государственную поддержку создания новых средств размещения, а также формирования рекреационной, инженерной, транспортной и другой обеспечивающей инфраструктуры для развития туристических кластеров.

2) Рассмотреть необходимость усиления контроля за средствами размещения, осуществляющими деятельность без постановки на налоговый учет и без классификации, а также разработки возможных механизмов их легализации;

3) Рассмотреть необходимость урегулирования деятельности лиц, предлагающих свои услуги (так называемые «авторские туры» и т. п.), в том числе, в социальных сетях и на площадках объявлений, без соблюдения обязательных требований, установленных для субъектов туристкой деятельности, в частности, турагентов, экскурсоводов (гидов), инструкторов-проводников и др.

4) Рассмотреть возможность определения и закрепления правового статуса инструкторов по горным лыжам и сноуборду, предусматривающего соответствующую профессиональную подготовку и обязательную аттестацию (в том числе, с привлечением Федерации горнолыжного спорта России);

3. Министерству транспорта Российской Федерации:

1) Рассмотреть необходимость развития сети зарядных станций для электромобилей и многофункциональных зон сервиса на популярных туристических направлениях;

2) Рассмотреть возможность развития программы субсидируемых пассажирских авиаперевозок и ее распространения на популярные туристические направления внутри страны;

3) Продолжить реализацию программ развития малой авиации, включая создание необходимой наземной инфраструктуры — взлетно-посадочных полос, аэровокзалов и т. п.

4. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации

рассмотреть возможность запуска программы повышения доступности услуг по аренде автомобилей в популярных туристических кластерах путем субсидирования закупок автомобилей российского производства и установления льготных ставок на их аренду.

5. Финансовому университету при Правительстве Российской Федерации и общественной организации по защите прав потребителей «Общественная потребительская инициатива»

разработать и представить методику публичной оценки (рейтингования) хозяйствующих субъектов – участников туристской индустрии, оказывающих потребителям платные услуги.