Комитетом Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству в соответствии с Планом мероприятий Совета Федерации на осеннюю сессию 2024 года был проведен круглый стол на тему «Об актуальных вопросах реализации права граждан на отдых: развитие туристической отрасли России и дальнейшее совершенствование отраслевого законодательства».
В работе мероприятия приняли участие сенаторы Российской Федерации, представители Министерства экономического развития Российской Федерации, АО «Корпорация Туризм. РФ», Общественного совета при Министерстве транспорта Российской Федерации, общественные организации и объединения в сфере туризма (Общенациональный союз индустрии гостеприимства, Российский Союз туриндустрии, Общенациональная ассоциация Автомототуризма и караванинга, АНО «Центр детского и молодежного туризма» и т. д.), научного и экспертного сообществ.
Развитие туристической отрасли в России в 2025 году является приоритетной задачей. Вопросы, требующие решения в первую очередь – создание комфортных условий для туристов: инфраструктуры, транспорта, безопасности и доступности.
Участники круглого стола отметили, что в Послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации В.В. Путин уделил особое внимание вопросам развития внутреннего туризма, а также подчеркнули важность предстоящего запуска обновленного национального проекта «Туризм и гостеприимство» на 2025–2030 годы, отметив, что реализация входящих в него пяти федеральных проектов направлена на достижение таких целей, как увеличение количества доступных номеров для размещения граждан в целях обеспечения их комфортными условиями отдыха, создание круглогодичных курортов, рост числа поездок туристов по России. Эти задачи находятся в фокусе внимания законодателей.
Президент Российской Федерации В.В. Путин неоднократно отмечал важность развития внутреннего туризма в целом и детского, в частности, как способа укрепления здоровья детей и их образовательного развития. Программы, направленные на организацию детских лагерей и туристических поездок, получают поддержку на уровне государства.
Стратегией развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 года № 2129-р, с учетом высокой социальной значимости, существенного влияния на развитие российского общества обозначена необходимость выработки специальных мер по поддержке детского туризма.
В настоящее время организация детского отдыха и оздоровления на федеральном уровне находится в ведении Минпросвещения России и регламентируется Федеральным законом от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», которым руководствуются туроператоры при организации детских туров и размещении детей в гостиницах, отелях и турбазах. Но в случае проверки контрольными органами деятельности гостиниц или отелей трактуется как деятельность по организации отдыха и оздоровления. В связи с этим на объекты размещения возлагаются исполнение требований Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», согласно которому размещать группы детей можно только в тех оздоровительных, спортивных, санаторных детских учреждениях, которые входят в реестр организаций отдыха детей и их оздоровления (далее – Реестр).
Указанная коллизия в законодательстве приводит к тому, что коллективные средства размещения, не включенные в Реестр, отказывают туроператорам в размещении детских туристских групп, что создает значительные ограничения в реализации права детей на отдых, а значит, снижение частоты поездок и доступности путешествия детей отдельно от родителей. Принимая во внимание отсутствие в профильном Федеральном законе от 24 ноября 1996 год № 132-ФЗ указать наименование понятия детской туристской группы, а также условий, при которых коллективные средства размещения могут беспрепятственно принимать такие группы, целесообразно обеспечить оперативное совершенствование федеральной нормативно-правовой базы по этим вопросам.
Отдельно участниками круглого стола был рассмотрены вопросы обеспечения права граждан на санаторно-курортное лечение, государственной поддержки социально значимых расходов граждан по реализации права на получение услуг санаторно-курортного лечения и отдыха.
Санаторно-курортное лечение является важным элементом поддержания здоровья населения и развития экономики страны. В числе целевых показателей и задач, выполнение которых характеризует достижение национальной цели «Сохранение населения, укрепление здоровья и повышение благополучия людей, поддержка семьи» – увеличение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет к 2030 году и до 81 года к 2036 году, в том числе опережающий рост показателей ожидаемой продолжительности здоровой жизни; снижение к 2030 году суммарной продолжительности временной нетрудоспособности граждан в трудоспособном возрасте на основе формирования здорового образа жизни, создания условий для своевременной профилактики заболеваний и привлечения граждан к систематическим занятиям спортом; повышение к 2030 году уровня удовлетворенности участников специальной военной операции условиями для медицинской реабилитации.
В связи с этим предлагается рассмотреть возможность предоставления налоговых льгот для граждан, приобретающих путёвки на санаторно-курортное лечение в форме предоставления налогового вычета при оплате санаторно-курортного лечения и медицинской реабилитации с использованием природного лечебного ресурса.
Предусматривается, что социальный налоговый вычет будет предоставляться в размере фактически произведенных расходов, но не более 150 000 рублей за налоговый период, в совокупности с другими соответствующими социальными налоговыми вычетами, установленными Налоговым кодексом Российской Федерации. Данная мера также дополняет гарантированное право на медицинскую реабилитацию и санаторно-курортное лечение для участников специальной военной операции и членов их семьи, в случае выбора ими не ведомственных санаторно-курортных организаций и организаций медицинской реабилитации с применением природных лечебных ресурсов.
Все участники круглого стола сошлись во мнении, что для полноценного освещения рассматриваемой темы необходимо:
отметить актуальность и поддержать концепцию законопроекта, предусматривающего классификацию объектов, которые подлежат включению в Реестр, и, соответственно, расширение налоговой базы для местного налога, а также дополнительные инструменты контроля в отрасли;
отметить положительный результат эксперимента по взиманию курортного сбора в регионах, значительную работу регионов по развитию отрасли;
отметить эффективность инструментария дальневосточных субсидируемых перелетов для развития отрасли, предложить распространение указанной практики на внутренние направления в других федеральных округах;
проработатьс уполномоченными федеральными органами исполнительной власти предложения по внесению изменений в Федеральный закон от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ указать наименование в части определения понятия детской туристской группы, а также условий, при которых коллективные средства размещения могут беспрепятственно принимать такие группы;
проработать с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти предложения в части предоставления социального налогового вычета в сумме, уплаченной налогоплательщиком за оказанные ему услуги по санаторно-курортному лечению и медицинской реабилитации с применением природного лечебного ресурса, в том числе иные услуги, предоставленные в составе услуг по санаторно-курортному лечению санаторно-курортными организациями);
вести мониторинг применения туристического налога в связи с его введением, в случае необходимости внести предложения о его корректировке;
обеспечить участие в работе по новому отраслевому закону о туризме, разрабатываемому на площадке Минэкономразвития, предусмотрев в проекте, в числе прочего, правовое регулирование и терминологию в сфере автотуризма;
рассмотреть возможность проведения мероприятий по вопросу роли институтов гражданского общества в развитии туристической отрасли,
развития детского туризма как инструмента реализации конституционного права на отдых и укрепления национального самосознания и патриотизма.