Комитетом Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству в соответствии с Планом мероприятий Совета Федерации на осеннюю сессию 2024 года был проведен круглый стол на тему «Противодействие мошенническим действиям в цифровую эпоху: вызовы и законодательные решения».
В обсуждении приняли участие сенаторы Российской Федерации, представители Министерства иностранных дел Российской Федерации, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, банков, операторов связи, предпринимательского, а также экспертного и научного сообществ.
Применение современных технологий становится неотъемлемой частью жизни граждан. Их роль в обеспечении общественной и национальной безопасности постоянно растет, однако, вместе с этим появляются новые угрозы. Злоумышленники не только используют технологии в своих целях, но и придумывают все более изощренные способы совершения преступлений.
Дистанционные хищения – одна из самых распространенных форм преступлений в сфере высоких технологий. За последние четыре года число мошеннических действий увеличилось почти на 300 процентов, и тенденция роста сохраняется.
Важно не только понимать масштабы проблемы, но и искать эффективные решения, которые позволят минимизировать риски и защитить граждан и бизнес от финансовых потерь.
В июле 2024 года вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2023 года № 369-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О национальной платежной системе“, предусматривающий обязанность банков приостанавливать подозрительные операции между счетами физических лиц и возмещать клиенту сумму перевода денежных средств в случае, если произведенная операция соответствовала признакам осуществления перевода денежных средств без добровольного согласия клиента. Указанный механизм связан с оперативным сотрудничеством банков с правоохранительными органами и наполнением информационных систем сведениями об операциях, совершенных без согласия владельца счета. Для улучшения работы этой системы необходимо, чтобы потерпевшие информировали не только следственные органы, но и свои банки, что, поможет ускорить процессы блокировки и возврата средств.
Однако остаются нерешенные проблемы, когда целью преступников остаются заемные средства. Участники круглого стола отметили, что для решения этой задачи необходимо ускорить обновление баз данных бюро финансово-кредитных историй и наладить оперативный обмен информацией между уполномоченными организациями.
По данным Росфинмониторинга, в 2023–2024 годах около 170 тысяч подростков стали участниками сомнительных финансовых операций. Общая сумма таких сделок превысила 75 млрд. рублей, а для их проведения использовались электронные платежные инструменты, оформленные на несовершеннолетних. Для их защиты необходимо принимать законодательные изменения, касающиеся усиления ответственности за вовлечение более двух несовершеннолетних в преступления или антиобщественные действия через Интернет и телекоммуникационные сети.
Использование злоумышленниками «сим-боксов» – еще одна проблема, которая позволяет организовать преступный трафик с территории иностранного государства, а также помогает преступникам «вывести» денежные средства. По мнению ряда участников круглого стола, необходимо ввести дополнительное регулирование по реализации и использованию сим-боксов, предусмотрев наличие соответствующей лицензии.
Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 года № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» определена задача по обеспечению защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина при обработке персональных данных, в том числе с использованием информационных технологий. Однако имелись случаи, когда компании, допустившие утечку персональных данных, умалчивают о произошедших инцидентах, опасаясь репутационных потерь. Таким образом, участники круглого стола считают целесообразным рассмотреть вопрос о возложении на операторов персональных данных обязанности сообщать о произошедших утечках владельцам персональных данных для принятия мер по блокировке своих аккаунтов, смены паролей, а также уведомлять правоохранительные органы о произошедшем инциденте в целях проведения необходимых процессуальных действий в порядке, предусмотренном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
Кроме того, участниками мероприятия было отмечено, что существующий сегодня механизм отзыва согласий на обработку персональных данных не позволяет владельцам персональных данных оперативно контролировать, кем обрабатываются, где хранятся предоставленные ими персональные данные, что затрудняет оперативную отмену такого согласия. Участники круглого стола предположили, что целесообразно предусмотреть единый портал (например, Госуслуги), где субъект персональных данных сможет ознакомиться, в каких организациях хранятся его персональные данные, а также, используя функционал ресурса, оперативно отозвать неактуальные согласия на обработку персональных данных.
Все участники круглого стола сошлись во мнении, что для полноценного решения вызовов в сфере цифрового мошенничества необходимо объединение усилий. Ключевую роль играет выработка единого вектора действий и налаженное взаимодействие всех заинтересованных структур – от государственных органов до банковского сектора и IT-компаний. Только совместная работа позволит выстроить действительно эффективную систему противодействия мошенничеству.