«Круглые столы»

«Актуальные вопросы реализации Плана мероприятий (»дорожной карты») по развитию лифтовой отрасли в Российской Федерации»

Рекомендации

Участники заседания «круглого стола», проведенного 28 ноября 2024 года Комитетом Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера с участием сенаторов Российской Федерации, депутатов Государственной Думы, представителей Минстроя России, Минпромторга России, Минфина России, публично-правовой компании «Фонд развития территорий», акционерного общества «ДОМ.РФ.», представителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Евразийской Лифтовой Ассоциации, ассоциации «Российское лифтовое объединение», руководителей крупнейших лифтостроительных предприятий, обсудив вопросы реализации «Плана мероприятий (»дорожной карты») по развитию лифтовой отрасли в Российской Федерации», утвержденного 7 ноября 2024 года № МХ-П9-37390 первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Д.В. Мантуровым, заместителем Председателя Правительства Российской Федерации М.Ш. Хуснуллиным (далее – «дорожная карта»), отмечают следующее.

План мероприятий (»дорожная карта») по развитию лифтовой отрасли в Российской Федерации (далее – «дорожная карта») состоит из четырех основных разделов, название которых сформулировано в форме постановки основной задачи, выполнение которой будет осуществляться посредством реализации запланированных «дорожной картой» мероприятий. Каждый из разделов предусматривает перечень основных мероприятий, сроки их реализации, ожидаемый результат и определяет исполнителей (соисполнителей) в лице федеральных органов исполнительной власти. «Дорожная карта» предусматривает следующие разделы:

«Стимулирование региональных программ капитального ремонта многоквартирных домов, финансовая поддержка производителей лифтового оборудования, повышение спроса на российскую продукцию» (раздел 1);

«Обеспечение безопасности производства, поставок, монтажа и эксплуатации лифтов» (раздел 2);

«Загрузка производственных мощностей российских лифтовых заводов» (раздел 3);

«Цифровизация лифтовой отрасли» (раздел 4).

В настоящее время реализация ряда мероприятий, запланированных «дорожной картой», уже началась.

Так, в рамках реализации мероприятия, предусмотренного пунктом 1.1 «дорожной карты», 29 ноября 2024 года на заседании Совета Евразийской экономической комиссии по инициативе российской стороны был рассмотрен и принят проект Решения Совета Евразийской экономической комиссии «О внесении изменений в Решение Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 года № 824», предусматривающий, что лифты, отработавшие назначенный срок службы до 15 февраля 2025 года, должны быть приведены в соответствие с требованиями технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов»[1] (далее – Технический регламент) в Российской Федерации до 15 февраля 2030 года. Проект Решения был подписан Республикой Армения и Российской Федерацией и направлен в Республику Беларусь, Республику Казахстан и Киргизскую Республику для подписания. Проект Решения вступит в силу по истечении 10 календарных дней с даты его официального опубликования на официальном сайте Евразийского экономического союза в информационно-телекоммуникационной сети Интернет после его подписания всеми государствами – членами Евразийского экономического союза.

По информации публично-правовой компании «Фонд развития территорий»[2], по итогам инвентаризации, проведенной Минстроем России совместно с субъектами Российской Федерации, до 15 февраля 2025 года необходимо заменить 66 тысяч лифтов. При этом в Республике Калмыкия, Чеченской Республике, Республике Алтай, Республике Саха (Якутия), Магаданской области, Ненецком автономном округе, Чукотском автономном округе, Еврейской автономной области отсутствуют лифты, требующие замены до 15 февраля 2025 года. Планомерно решают проблему замены лифтов в Республике Марий Эл, Республике Хакасия, Калужской области, Ленинградской области, Волгоградской области, Московской области, Тюменской области, в г. Москве.

В целях реализации мероприятия, предусмотренного пунктом 1.2 «дорожной карты», о подготовке предложений по направлению части средств, подлежащих высвобождению в связи со списанием субъектам Российской Федерации 2/3 задолженности по бюджетным кредитам, на финансирование мероприятий по модернизации и замене лифтов[3] Минфином России разработан проект Правил списания задолженности субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по отдельным бюджетным кредитам и направления субъектами Российской Федерации средств, высвобождаемых в результате списания задолженности субъектов Российской Федерации по указанным бюджетным кредитам[4]. Проектом предусматривается перечень возможных направлений расходования данных средств, в том числе на реализацию мероприятий по реализации инфраструктурных проектов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, включая проекты, предусматривающие замену лифтового оборудования в многоквартирных домах.

В целях реализации мероприятия, предусмотренного пунктом 1.3 «дорожной карты», в рамках выполнения задачи по созданию и запуску механизма льготного кредитования/факторинга заводов-производителей лифтового оборудования на исполнение контрактов по замене лифтового оборудования в рамках программ капитального ремонта многоквартирных домов Минпромторгом России совместно с акционерным обществом «ДОМ.РФ» разработаны предложения по предоставлению субсидий финансовому агенту (фактору) для возмещения им недополученных доходов в связи с заключением договоров финансирования под уступку денежного требования (договору факторинга) со специализированными некоммерческими организациями, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее – региональный оператор).

В рамках реализации мероприятия, предусмотренного пунктом 3.2 «дорожной карты», о разработке предложений по переходу на прямые закупки лифтов у заводов-изготовителей Союзного государства, производимая продукция которых включена в реестр российской промышленной продукции, в том числе с учетом положений Декрета Высшего Государственного Совета Союзного государства от 29 января 2024 г. № 3, или в евразийский реестр промышленных товаров государств-членов ЕАЭС, в рамках реализации региональных программ капитального ремонта многоквартирных домов подготовлен проект изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 1 июля 2016 года № 615[5]. Проектом вводится понятие «взаимосвязанного с заводом юридического лица», которым по замыслу разработчиков могут стать дилеры или дистрибьютеры лифтостроительных заводов. Наряду с этим в настоящее время рассматривает вопрос о возможном создании саморегулируемых организаций в области монтажа и эксплуатации лифтов.

Также в целях снижения финансовой нагрузки на бюджеты субъектов Российской Федерации продолжается применение механизма отсрочки или рассрочки платежей по долгосрочным контрактам, заключаемым между заводами – производителями лифтов и субъектами Российской Федерации. По данному направлению имеется положительная практика в Удмуртской Республике, Алтайском крае, Липецкой, Владимирской, Ульяновской, Нижегородской и Свердловской областях, а также в г. Санкт-Петербурге.

Принято постановление Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2024 года № 1271 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 1 июля 2016 г. № 615», согласно которому предусматривается возможность заключения с заводами-производителями специальных контрактов со встречными инвестиционными обязательствами с отдельными элементами офсетных контрактов для проведения работ по капитальному ремонту, в том числе по замене или модернизации лифтов в многоквартирных домах. Это позволит привлекать дополнительные инвестиции в развитие промышленного производства, будет способствовать реализации политики импортозамещения и обеспечивать осуществление капитального ремонта с использованием качественных материалов и оборудования российского происхождения.

По данным Минпромторга России, на сегодняшний день российские производители имеют необходимые мощности и компетенции для удовлетворения всей потребности в лифтовом оборудовании в рамках реализации программ капитального ремонта многоквартирных домов.

Рассмотрев План мероприятий (»дорожную карту») по развитию лифтовой отрасли в Российской Федерации», в целях выработки предложений по его реализации участники заседания «круглого стола» рекомендуют:

1. Правительству Российской Федерации:

1) осуществлять реализацию Плана мероприятий (»дорожной карты») по развитию лифтовой отрасли в Российской Федерации в соответствии с установленными сроками;

2) проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации о ходе реализации Плана мероприятий (»дорожной карты») развития лифтовой отрасли в Российской Федерации до конца 2025 года;

3) обеспечить планомерную поддержку отечественных производителей лифтового оборудования;

4) разработать предложения, направленные на создание единого реестра объектов лифтового хозяйства;

5) рассмотреть вопрос о государственной поддержке профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов по производству лифтов, лифтового оборудования и комплектующих.

6) рассмотреть вопрос о возможности возмещения финансовому агенту (фактору) недополученных доходов в связи с заключением заводом-производителем лифтового оборудования договоров финансирования под уступку денежного требования (договору факторинга) на замену лифтового оборудования в рамках программ капитального ремонта многоквартирных домов со специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

2. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации, публично-правовой компанией «Фонд развития территорий» проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации о реализации положения по направлению части средств, подлежащих высвобождению в связи со списанием субъектам Российской Федерации 2/3 задолженности по бюджетным кредитам, на финансирование мероприятий по модернизации и замене лифтов в период 2025 года.

3. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации совместно с публично-правовой компанией «Фонд развития территорий:

1) продолжить оказание методологической помощи субъектам Российской Федерации в части реализации мероприятий по первоочередной замене в жилищном фонде лифтов, отвечающих признакам небезопасной эксплуатации и ненадлежащего технического состояния;

2) проработать предложение о наделении органов государственного жилищного надзора полномочиями по осуществлению контроля за соблюдением владельцем специального счета требований по обеспечению своевременной замены лифтов в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на специальном счете;

3) разработать предложения, направленные на осуществление квалификационного отбора специализированных компаний, осуществляющих работы по монтажу, замене, пуско-наладке, техническому и аварийно-техническому обслуживанию лифтов.

4. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации совместно с органами местного самоуправления рассмотреть вопрос о разработке комплекса мероприятий, направленных на активизацию работы по выявлению многоквартирных домов, собственники помещений в которым формируют фонд капитального ремонта на специальном счете, в которых капитальный ремонт общего имущества не проведен в срок, предусмотренный региональной программой капитального ремонта, и при этом необходимость предусмотренных такой программой услуг и (или) работ по капитальному ремонту подтверждена в установленном порядке, и принятию решений об изменений способа формирования фонда капитального ремонта в таких домах, в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации.

5. Общественному совету при Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации во взаимодействии с Министерством финансов Российской Федерации, Центральным банком России, Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации проработать вопрос об установлении законодательного регулирования в части возможного размещения владельцем специального счета временно свободных средств фонда капитального ремонта многоквартирного дома на фондовом рынке для приобретения специализированных облигаций капитального ремонта, а также положений, позволяющих преодолеть риски возможных биржевых спекуляций с данным видом ценных бумаг.



[1] Технический регламент Таможенного союза «Безопасность лифтов (ТР ТС 011/2011).

[2] Информация представлена в Комитет в рабочем порядке 17.11.2024 года.

[3] С учетом реализации озвученного Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 29 февраля 2024 г. решения о списании субъектам Российской Федерации двух третей задолженности по бюджетным кредитам.

[4] Ответственный исполнитель – Минфин России, срок исполнения – IV квартал 2024 года.

[5] Постановление Правительства Российской Федерации от 1 июля 2016 года № 615 «О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах».