«Круглые столы»

«Круглый стол» на тему «Учебный курс «Основы российской государственности» в контексте преподавания социально-гуманитарных дисциплин: первые итоги и дальнейшие перспективы»

21 ноября 2024 г.

Сенаторы и эксперты обсудили первые итоги преподавания «Основ российской государственности» в вузах

В Совете Федерации состоялось заседание круглого стола на тему «Учебный курс «Основы российской государственности» в контексте преподавания социально-гуманитарных дисциплин: первые итоги и дальнейшие перспективы». Начиная с 1 сентября 2023 года эта дисциплина включена в основные образовательные программы всех направлений подготовки вузов.

Открывая заседание, заместитель председателя Комитета СФ по науке, образованию и культуре Людмила Скаковская подчеркнула, что в рамках курса, разработанного и включенного в учебные программы вузов в соответствии с поручением Президента РФ Владимира Путина, изучаются и анализируются не только исторические аспекты, связанные со становлением российской государственности, её политической системы, культурных и социальных аспектов, но и современные вызовы, которые влияют на развитие страны сегодня. «Изучение этих аспектов помогает студентам лучше понять историю России, а также развить критическое мышление и аналитические навыки».

Сенатор отметила, что Министерством науки и высшего образования РФ была проделана масштабная работа по подготовке преподавателей и экспертов социально-гуманитарной направленности. «Наличие в открытом доступе учебных пособий по дисциплине, использование в рамках курса цивилизационного подхода, который акцентирует внимание на уникальных чертах российской цивилизации, возможность выбора преподавателем учебного материала и методов проведения занятий — явные плюсы дисциплины, которые выделяют как преподаватели-практики, так и студенты», — сказала Людмила Скаковская.

Член Комитета СФ Александр Русаков отметил, что ни один курс в современной образовательной системе не обсуждался столь часто и не был создан столь своевременно и в кратчайшие сроки.

Сенатор обратил внимание на то, что изучение новой дисциплины способствует формированию у студентов чувства гражданственности и патриотизма, мировоззрения. «Большинство студентов были убеждены, что основная польза от изучения предмета заключается в расширении имеющихся знаний по истории, но сегодня они отмечают в качестве значимого результата формирование чувства гордости за свою страну и свой народ, приобщение к российским духовно-нравственным ценностям, лучшее понимание геополитических процессов, происходящих сегодня».

«Преподаватели, ведущие «Основы российской государственности», отмечают активную работу студентов-первокурсников на занятиях, их вовлеченность, готовность участвовать в дискуссиях, обсуждать актуальные проблемы российской государственности», — отметил сенатор.

В то же время, по словам Александра Русакова, принципы и подходы к преподаванию социально-гуманитарных дисциплин нуждаются в дополнительном анализе и совершенствовании. «После введения курса «Основы российской государственности» представляется необходимым согласование ключевых положений курса с подходами, используемыми в смежных социально-гуманитарных дисциплинах, а также совершенствование преподавания общественных наук в вузах РФ в целом».

Заместитель Министра науки и высшего образования РФ Ольга Петрова отметила, что «Основы российской государственности» — единственный курс, который был создан за 3 месяца командой из более чем 3 тысяч преподавателей. Она сообщила, что ведется мониторинг хода внедрения курса в регионах, сделала акцент на необходимости единой методики его преподавания, «связки» со всем социо-гуманитарным блоком. По ее словам, сейчас в формате дискуссии обсуждается, каким образом обеспечить преемственность преподавания, чтобы старшекурсникам напомнить содержание этой дисциплины, изучаемой на первом курсе.

Директор Департамента кадровой политики Министерства просвещения Российской Федерации Ирина Кокоева в своем выступлении обратила внимание на качество преподавания курса в педагогических университетах, его влияние на формирование мировоззрения будущих учителей. Она предложила включить Московский педагогический государственный университет в число опорных организационно-методических и информационных центров по обеспечению внедрения в образовательные программы модуля «Основы российской государственности».

Проректор РАНХиГС, научный руководитель проекта «ДНК России» Андрей Полосин рассказал о направлениях развития работы по внедрению курса «Основы российской государственности», среди которых разработка актуализированного пособия по курсу, серии пособий по социально-гуманитарным дисциплинам, связанных с положениями курса, а также специализированных версий для педагогических, медицинских вузов, и вузов, подведомственных силовым министерствам. Он отметил важность вовлечения преподавателей в разработку пособий и материалов.

По словам Андрея Полосина, в Президентской академии разработан курс дополнительного профессионального образования по основам российской государственности для государственных и муниципальных служащих.

В обсуждении приняли участие заместитель председателя Комитета СФ по науке, образованию и культуре Екатерина Алтабаева, депутат Государственной Думы Эльвира Аиткулова, вице-президент Российской академии образования Виктор Басюк, декан факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова Елена Вартанова, президент Южного федерального университета, председатель Совета ректоров вузов Юга России, академик Российской академии образования Марина Боровская, представители профессионального и экспертного сообществ.