«Круглые столы»

«Круглый стол» на тему «Об актуальных вопросах совершенствования законодательства в сфере научной и научно-технической деятельности»

РЕШЕНИЕ

по итогам «круглого стола» на тему
«Об актуальных вопросах совершенствования законодательства
в сфере научной и научно-технической деятельности»

11 декабря 2024 года Москва, Б. Дмитровка, 26, зал 802-кр.

Обсудив первоочередные задачи и ключевые направления совершенствования законодательства Российской Федерации в сфере научной и научно-технической деятельности, участники «круглого стола» отмечают следующее.

В период реализации решений руководства страны по достижению импортонезависимости и технологического лидерства, вопросы научно-технологического развития, обеспечения комплексной поддержки и продвижения российской науки являются приоритетными для настоящего и будущего страны.

Актуальные задачи развития науки в Российской Федерации определены утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 28 февраля 2024 года № 145 Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации, (далее — Стратегия), Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» и другими.

Совет Федерации и Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре уделяют первоочередное внимание вопросам систематизации управления в сфере науки, поддержки и развития кадрового научного потенциала, создания благоприятных условий для осуществления научных исследований, обеспечения научно-технологического развития России.

В 2023‑2024 годах этим вопросам были посвящены «правительственные часы» «Об обеспечении научно-технологического развития Российской Федерации в целях достижения технологического суверенитета» (с участием Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Чернышенко), «О приоритетных задачах Российской академии наук в условиях современных вызовов» (с участием президента Российской академии наук, академика Российской академии наук Г.Я. Красникова), а также целый ряд мероприятий комитета, посвященных подготовке рекомендаций по совершенствованию законодательного регулирования в данной сфере.

Учитывая определяющую роль науки в достижении национальных целей развития России и обеспечении решения задач, поставленных руководством страны, участники «круглого стола» р е к о м е н д у ю т:

1. При проработке вопросов совершенствования законодательства Российской Федерации в сфере научной и научно-технической деятельности:

1) организовать мониторинг достаточности действующего законодательного регулирования в области науки, научно-технической и инновационной деятельности, в том числе оценив степень его соответствия документам стратегического планирования, разработанным в рамках целеполагания на федеральном уровне;

2) проработать вопросы целесообразности законодательного закрепления правовых основ существующей системы управления в области науки и научно-технологического развития, в том числе установленных Указом Президента Российской Федерации от 15 марта 2021 года № 143 «О мерах по повышению эффективности государственной научно-технической политики»;

3) рассмотреть возможность использования наработок модельного законодательства в данной сфере, в том числе новой редакции модельного закона МПА СНГ «О научной и научно-технической деятельности», принятой на 57‑м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ 22 ноября 2024 года.

4) учесть необходимость актуализации нормативного регулирования вопросов:

системы финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности;

формирования национальной системы оценки результатов научных исследований и разработок, организации научной (научно-технической) экспертизы;

участия субъектов Российской Федерации в научно-технологическом развитии страны, включая меры по повышению эффективности такого участия, уточнение полномочий и регламентации взаимодействия федеральных и региональных органов власти;

научно-методического руководства Российской академии наук в отношении научных организаций, совершенствования системных подходов к организации научных исследований;

5) проработать вопросы законодательного обеспечения:

поддержки и развития научного кадрового потенциала, включая уточнение понятийного аппарата, меры поддержки научных работников, систему подготовки и аттестации высококвалифицированных научных кадров, в том числе с учетом актуальных задач и ориентиров в данной сфере;

развития территорий с высоким научно-технологическим потенциалом и мер, направленных на повышение эффективности использования такого потенциала в научно-технологическом развитии страны;

развития инфраструктуры и приборной базы научных организаций, включая меры поддержки отечественных производителей оборудования для научных исследований;

6) провести мониторинг и оценку эффективности действующих инструментов и механизмов в сфере научно-технологического развития, науки, научной, научно-технической, инновационной деятельности, по итогам проработать вопрос законодательного обеспечения дальнейшего развития наиболее успешных практик и форм, в том числе путем нормативного закрепления понятия и статуса отдельных доказавших эффективность инструментов и механизмов, таких, как «научно-образовательный центр мирового уровня», «академгородок» и другие.

2. Учитывая высокую значимость эффективного нормативного регулирования в сфере научно-технологического развития, науки, научной, научно-технической, инновационной деятельности, рассмотреть возможность организации широкого предварительного обсуждения законопроекта по системному регулированию в этой сфере (перед внесением в установленном порядке) на площадках палат Федерального Собрания Российской Федерации, Российской академии наук, Общественной палаты Российской Федерации, профильных комиссий Государственного Совета Российской Федерации, с участием субъектов Российской Федерации, научных и образовательных организаций, экспертного сообщества.

3. Направить в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации и Комитет Государственной Думы по науке и высшему образованию предложения и материалы, поступившие от участников «круглого стола» (ГК «Ростех», НИУ «Высшая школа экономики», Объединенный институт ядерных исследований, Евразийский НОЦ), а также постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и решения по итогам мероприятий Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре по данной тематике.