«Круглые столы»

«Налоговые изменения для субъектов малого и среднего предпринимательства: влияние на доходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и особенности применения законодательства о налогах и сборах с 1 января 2025 года»

Рекомендации

Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам провел 11 декабря 2024 года заседание «круглого стола» на тему «Налоговые изменения для субъектов малого и среднего предпринимательства: влияние на доходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и особенности применения законодательства о налогах и сборах с 1 января 2025 года».

В заседании «круглого стола» приняли участие сенаторы Российской Федерации, представители законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Федеральной налоговой службы и других федеральных органов исполнительной власти, представители общественных организаций, а также научных кругов.

Обсудив вопросы применения упрощенной системы налогообложения (далее – УСН) с учетом вступающих в силу с 1 января 2025 года изменений законодательства о налогах и сборах, существенно расширяющих условия применения УСН и относящих налогоплательщиков, применяющих его, к категории плательщиков налога на добавленную стоимость (далее – НДС), вводящих механизм «налоговой амнистии» для предпринимателей, отказавшихся от «дробления бизнеса», а также распространяющих эксперимент по установлению специального налогового режима «Автоматизированная упрощенная система налогообложения» (далее – АУСН) на все субъекты Российской Федерации, участники заседания «круглого стола» отмечают следующее.

С 1 января 2025 года вступают в силу новые правила применения УСН. В частности, увеличиваются до 450 млн рублей предельный размер доходов налогоплательщиков, применяющих УСН, до 337,5 млн рублей – величина предельного размера доходов налогоплательщиков в целях перехода на применение УСН, до 200 млн рублей – размер остаточной стоимости основных средств. Предельные значения (размера доходов и остаточной стоимости основных средств) будут ежегодно индексироваться на коэффициент-дефлятор. Предельная средняя численность работников в целях применения УСН сохраняется на действующем максимальном уровне и составляет 130 человек. Налогообложение будет производиться по налоговым ставкам в размере 6% (при объекте налогообложения «доходы») и 15% (при объекте налогообложения «доходы минус расходы»). При этом отменяется «переходный режим УСН» с повышенными налоговыми ставками, применяемый в настоящее время при превышении пороговых значений дохода и средней численности работников.

Помимо этого, плательщики УСН с 1 января 2025 года будут признаваться плательщиками НДС, если сумма годового дохода от предпринимательской деятельности превысит 60 млн рублей. При этом для них предусматривается два режима НДС: либо с применением налоговой ставки в размере 20% с правом вычета «входного» НДС, либо с применением налоговой ставки 5% (при доходе от 60 до 250 млн рублей) или 7% (при доходе от 250 до 450 млн рублей) и без права на вычет «входного» НДС.

Участники заседания отметили, что данная мера ориентирована на расширение использования системы УСН и «встраивания» плательщиков УСН в «линейку» плательщиков НДС, а также на борьбу со схемами дробления бизнеса, так как возможность неуплаты НДС создает конкурентные преимущества для «дробленого» бизнеса, нарушая принцип равенства налогообложения.

Вместе с тем реализация данных норм сопряжена с рядом рисков. В первую очередь это касается северных регионов, регионов, имеющих в своих границах труднодоступные территории, регионов со слаборазвитой инфраструктурой. Осуществление предпринимательской деятельности в таких регионах сопряжено с повышенными затратами, в том числе на приобретение ресурсов, транспортировку. Совокупность таких негативных факторов может повлечь кратный рост цен на потребительские товары, усиление финансовой нагрузки на предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в указанных регионах.

Участники заседания обратили внимание, что для налогоплательщиков, готовых отказаться от схем «дробления бизнеса», уже в текущем году начал реализовываться механизм «налоговой амнистии», предусматривающий прекращение обязанности по уплате налогов, пеней, штрафов, не уплаченных налогоплательщиками в результате дробления их бизнеса, при добровольном отказе такими лицами от дробления бизнеса.

Также было отмечено, что Федеральной налоговой службой проводится активная информационно-консультационная и разъяснительная работа с налогоплательщиками по вопросам «налоговой амнистии», а также по вопросам применения НДС с 1 января 2025 года налогоплательщиками, применяющими УСН. В течение ноября 2024 года территориальными налоговыми органами для налогоплательщиков было организовано проведение семинаров (вебинаров) с привлечением представителей общественных объединений предпринимателей, а также уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации.

Помимо этого, с 1 января 2025 года вводится трехлетний «мораторий» на применение льготной ставки УСН при «переезде» налогоплательщика в новый регион, если она ниже той ставки, которую плательщик УСН применял в прежнем регионе. Реализация данной меры позволит исключить практику необоснованной и формальной перерегистрации бизнеса в те регионы, в которых действуют минимальные налоговые ставки по УСН («налоговый демпинг»). Участниками заседания было отмечено, что такая мера поддержана многими регионами, но ряд регионов высказались против ее введения.

Кроме того, участники заседания отметили, что с 1 июля 2022 года на территориях города федерального значения Москвы, Московской и Калужской областей, а также Республики Татарстан (Татарстан) реализуется эксперимент по установлению АУСН. Применение данного режима позволяет существенно снизить финансовую и административную нагрузку на предпринимателей. Однако количество плательщиков в настоящее время еще незначительное. Так, в первый год эксперимента на АУСН перешли 4 164 налогоплательщика, в 2023 году их численность составила 11 032 (прирост на 164,9%), а на 1 декабря 2024 года – 17 298 (прирост на 56,8%). Вместе с тем многие регионы высказывали желание войти в состав участников эксперимента. В связи с этим с 1 января 2025 года эксперимент распространяется на все субъекты Российской Федерации и на федеральную территорию «Сириус». Регионы, на которые он не был распространен ранее, теперь вправе самостоятельно принять решение об участии в эксперименте (в федеральной территории «Сириус» АУСН вводится в силу федеральным законом). Так, решение о введении АУСН с 2025 года принято в 49 регионах, а с 2026 года он будет введен еще в двух. При этом решение о введении не принято 18 регионами, а в 8 регионах введение АУСН вообще не планируется.

Участниками заседания было отмечено, что специальные налоговые режимы являются весьма востребованными, в первую очередь — УСН. Формирование льготных условий налогообложения является эффективным стимулом для развития предпринимательской деятельности, а также действенным механизмом пополнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, так как облегчает «старт» новых видов бизнеса и способствует увеличению количества лиц, реализующих предпринимательскую инициативу.

В настоящее время ведется работа по совершенствованию законодательного регулирования механизмов налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства. В сложившихся условиях в связи с введением иностранными государствами ограничительных мер в отношении Российской Федерации, уходом с российского рынка ряда иностранных товаропроизводителей необходимо создание дополнительных стимулов для развития отечественного производства при одновременном соблюдении баланса интересов государства, бизнеса и потребителей.

 

Учитывая изложенное, участники заседания «круглого стола» рекомендуют:

1. Правительству Российской Федерации:

осуществлять мониторинг реализации положений Федерального закона от 12 июля 2024 года № 176-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» в части расширения предельных параметров, ограничивающих право на применение УСН, и признания налогоплательщиков, применяющих УСН, плательщиками НДС, а также в части влияния их на доходы бюджетов субъектов Российской Федерации, и в случае необходимости внести соответствующие изменения в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, бюджетное законодательство Российской Федерации;

ускорить разработку и утверждение перечня высокотехнологичного оборудования, стоимость которого не учитывается при определении остаточной стоимости основных средств в целях применения УСН, либо дать разъяснение о возможности применения в указанном случае перечня высокотехнологичного оборудования, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2023 года № 1937-р;

рассмотреть вопрос о введении временного «моратория» на применение мер налоговой ответственности в отношении налогоплательщиков, применяющих УСН и признаваемых плательщиками НДС, впервые допустивших нарушение исполнения обязанностей плательщика НДС;

рассмотреть вопрос о предоставлении налогоплательщикам (отдельным категориям налогоплательщиков), применяющим УСН, сумма дохода которых не превышает 60 млн рублей, возможности приобретения статуса плательщика НДС с установлением предельного минимального срока, в течение которого не допускается изменение данного статуса по инициативе налогоплательщика;

уточнить нормы пункта 4 статьи 34620 Налогового кодекса Российской Федерации, предусмотрев возможность применения индивидуальными предпринимателями налоговой ставки по УСН в размере 0% при оказании ими бытовых услуг только физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями;

проработать вопрос об определении особых условий возникновения обязанностей плательщика НДС, применения налоговых ставок НДС 5% и 7% в отношении налогоплательщиков, расположенных и осуществляющих свою деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и применяющих УСН.

2. Министерству финансов Российской Федерации совместно с Федеральной налоговой службой провести комплексный анализ эффективности применения УСН в различных видах деятельности с учетом оценки влияния данного налогового режима на развитие субъектов малого и среднего предпринимательства и динамику доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, по итогам которого провести работу по «донастройке» механизмов, ограничивающих практику фиктивной (формальной) смены налогоплательщиком места постановки на учет в налоговых органах («налоговой миграции»).

3. Федеральной налоговой службе:

усилить контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в целях предотвращения недобросовестной налоговой оптимизации и создания равных конкурентных условий для всех участников рынка, в том числе рассмотреть возможность создания механизма предварительной оценки рисков дробления бизнеса, позволяющего снизить количество споров между налоговыми органами и налогоплательщиками;

рассмотреть вопрос о дополнении формы налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, строками с информацией о предыдущих местах постановки налогоплательщика на учет в налоговых органах, а также о ставках налога, применявшихся налогоплательщиком, по предыдущему месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя).

4. ФГБУ «Научно-исследовательский финансовый институт Министерства финансов Российской Федерации» провести анализ формирования доходов и расходов субъектов малого предпринимательства в районах Крайнего Севера для подготовки предложений по совершенствованию условий применения УСН и определению предельного значения дохода, при превышении которого возникает обязанность по уплате НДС.

5. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

осуществлять мониторинг практики применения УСН на региональном уровне, в том числе в части создания благоприятных условий для субъектов малого предпринимательства, осуществляющих деятельность в производственной сфере, и внедрять лучшие инструменты такого регулирования;

провести анализ категорий субъектов предпринимательской деятельности, применяющих УСН, с учетом базовых и пониженных размеров установленных на региональном уровне налоговых ставок по УСН в целях выявления наиболее нуждающихся в налоговой поддержке категорий налогоплательщиков;

на основании результатов указанного анализа провести корректировку условий налогообложения.

6. Комитету Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам направить рекомендации «круглого стола» в Государственную Думу, Счетную палату Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации.