Рекомендации
Здоровье женщин и детей, защита материнства и детства — приоритетные направления государственной политики Российской Федерации. В настоящее время реализуется целый ряд общенациональных программ и проектов, направленных на охрану и восстановление здоровья женщин и детей. Среди них национальные проекты «Демография» и «Здравоохранение», План основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 января 2021 года № 122-р), Национальная стратегия действий в интересах женщин на 2023–2030 годы (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2022 года № 4356-р).
Укрепление репродуктивного здоровья, формирование в обществе привлекательного образа многодетной семьи, создание условий для рождения здоровых детей в молодых семьях — ключевые задачи, поставленные Президентом Российской Федерации. По его поручению запланирована реализация комплексной программы по охране материнства и сбережению здоровья детей и подростков, в том числе репродуктивного здоровья, которая войдет в новый национальный проект «Семья» (национальной программы «Охрана материнства и детства»). В качестве приоритетных направлений программы «Охрана материнства и детства» обозначены расширение сети женских консультаций, модернизация перинатальных центров, детских поликлиник и больниц.
В ходе «круглого стола» эксперты подробно рассмотрели вопросы, связанные с осуществлением государственных мер поддержки репродуктивного здоровья женщин, повышения доступности и качества предоставляемой медицинской помощи.
Участниками «круглого стола» отмечены успехи в области предпринимаемых мер в сфере использования вспомогательных репродуктивных технологий (далее – ВРТ). Только за 2023 год с использованием ВРТ родилось свыше 32 тыс. детей.
Также отмечена ключевая роль проведения диспансеризации взрослого населения репродуктивного возраста по оценке репродуктивного здоровья, мероприятия которой включены в Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.
Несмотря на предпринимаемые меры, достижения в реализации диспансеризации в сфере репродуктивного здоровья в настоящее время имеют значительный потенциал развития: из порядка 12.5 млн человек, которые подлежали диспансеризации репродуктивного здоровья в 2024 году, ее прошли только немногим более 2 млн, что соответствует 16% граждан.
Согласно целям нового национального проекта «Семья» необходимо обеспечить к 2030 году прохождение репродуктивной диспансеризации не менее чем 35% населения репродуктивного возраста.
Эксперты отметили роль работодателей в поддержке расширения охвата населения диспансеризацией репродуктивного здоровья на примере рассмотренного опыта компании «РЖД-медицина».
Также участники «круглого стола» обратили внимание на имеющиеся резервы повышения результативности диспансеризации и представили успешный опыт расширения программ диспансеризации репродуктивного здоровья в городе Москве путем включения в спектр бесплатных для пациенток скрининговых мероприятий исследования антимюллерова гормона (далее – АМГ, позволяющего оценить репродуктивный резерв женщин, что, в свою очередь, служит важным мотивирующим фактором для женщин в реализации репродуктивных возможностей.
Экспертами — репродуктологами на основании анализа статистических данных изменений показателя АМГ была представлена информация о снижении с возрастом овариального резерва женщин, что в свою очередь отражается на репродуктивных возможностях женщин, а также на результатах проводимых циклов ЭКО. Это необходимо учитывать в целях своевременной маршрутизации пациенток в клиники репродуктивной медицины.
В целях оценки возможных мер повышения эффективности применяемых ВРТ был отмечен московский проект в сфере репродуктивного здоровья женщин «Будет жизнь», в рамках которого предусмотрен комплекс обследований и процедур, что позволяет спланировать беременность и обеспечить рождение здорового ребенка, в том числе с применением современных репродуктивных технологий.
Помимо оценки состояния репродуктивного здоровья, эксперты подробно рассмотрели современные технологии лечения патологий репродуктивной сферы на примере опыта Московского областного НИИ акушерства и гинекологии им. Академика В.И. Краснопольского, а также применение комплексного подхода к лечению онкопатологий, позволяющего сохранять репродуктивные возможности пациенток и проводить криоконсервацию биологического материала до начала лечения по профилю онкология.
По результатам обсуждения вопросов укрепления репродуктивного здоровья, ранней диагностики нарушений репродуктивных функций, повышения доступности и качества медицинской помощи участники «круглого стола» рекомендуют:
Министерству здравоохранения Российской Федерации:
1. С учетом успешного опыта Департамента здравоохранения города Москвы, рассмотреть возможность включения в перечень медицинских услуг в рамках диспансеризации взрослого населения репродуктивного возраста по оценке репродуктивного здоровья оценку уровня антимюллерова гормона в сыворотке крови у женщин в возрасте 18–40 лет в целях получения объективных данных о репродуктивных возможностях пациенток, что в свою очередь поможет сформировать у пациенток ощущение срочности реализации репродуктивной функции, а также позволит специалистам запланировать соответственно индивидуальную программу лечения для каждой пациентки. Дополнить 2 этап диспансеризации пациенток 18–40 лет при снижении уровня антимюллерова гормона ниже 2,2 нг/мл прямой маршрутизацией к специалисту по вспомогательным репродуктивным технологиям для получения необходимой консультации.
2. Рассмотреть вопрос о целесообразности создания национального регистра репродуктивного здоровья, который мог бы объединить информацию о репродуктивном здоровье населения на всех этапах – от диспансеризации до лечения и рождения ребенка, и включать в том числе индивидуальный план совершенствования репродуктивного здоровья с маршрутизацией в профильное лечебно-профилактическое учреждение согласно установленному диагнозу по результатам диспансеризации по оценке репродуктивного здоровья.
3. В целях повышения качества и доступности медицинской помощи, сформировать систему маршрутизации по результатам диспансеризации с постановкой на репродуктивный учет пациенток III группы здоровья.
4. В случае выявления онкологического заболевания у пациентов репродуктивного возраста рассмотреть возможность включения в состав врачебного консилиума специалиста по репродуктивным технологиям с целью разъяснения пациенту влияния проводимого лечения (препаратов и технологий) на репродуктивную функцию и возможности сохранения максимально возможного репродуктивного потенциала пациента.
5. Рассмотреть вопрос дополнения форм информированного добровольного согласия пациентов с соматическими заболеваниями информацией о влиянии лекарственных препаратов, применяемых в лечении основного заболевания, на репродуктивную функцию пациента и возможности применения вспомогательных репродуктивных технологий при нарушении репродуктивной функции.
6. Рассмотреть возможность интеграции комплекса мер по профилактике, диагностике и лечению нарушений репродуктивного здоровья, диспансерному наблюдению, в том числе для людей с соматическими заболеваниями, течение и лечение которых влияет на репродуктивную функцию, в новый национальный проект «Семья».