Рекомендации
В ходе проведения «круглого стола» участники обсудили вопросы оказания медицинской помощи с использованием мобильных медицинских бригад и передвижных медицинских комплексов.
Основная цель их работы – обеспечение оптимальной доступности медицинской помощи населению отдаленных и труднодоступных территорий.
На сегодняшний день создана нормативная правовая база, которая регламентирует деятельность мобильных бригад и использование передвижных медицинских комплексов.
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 мая 2012 года № 543н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению» (далее – Приказ № 543н) в населенных пунктах с числом жителей менее 100 человек первичная медико-санитарная помощь оказывается мобильными медицинскими бригадами, в том числе с использованием передвижных медицинских комплексов.
Принят стандарт по оснащению мобильной медицинской бригады (приложение № 24 к Приказу № 543н). Также действуют общетехнические требования к конструкциям, эксплуатационным характеристикам и оснащению передвижных комплексов медицинского назначения (ГОСТ «Национальный стандарт Российской Федерации. Изделия медицинские. Подвижные (передвижные) комплексы медицинского назначения. Общие технические требования и методы испытаний»). В соответствии с данным документом, предусмотрено несколько типов передвижных медицинских комплексов, обеспечивающих организацию оказания первичной медико-санитарной помощи, проведение профилактических осмотров, а также первого этапа диспансеризации.
Согласно представленным Минздравом России данным, по состоянию на 2024 год в Российской Федерации действует 1900 передвижных медицинских комплексов. При этом, в среднем одним таким комплексом за 9 месяцев текущего года осуществлено 87,5 выездов и осмотрено 2800 человек. За последние несколько лет общий охват населения работой передвижных медицинских комплексов превысил 11 миллионов человек.
В 2025 году начнет действовать новый национальный проект «Семья»,
включающий федеральный проект «Охрана материнства и детства».
В рамках данного проекта запланированы мероприятия по закупке более 500 передвижных
медицинских комплексов.
Также в новых параметрах разрабатываемого национального проекта «Продолжительная активная жизнь» заложено приобретение субъектами Российской Федерации транспортных средств в количестве более 9,5 тыс. единиц, включая передвижные медицинские комплексы.
Согласно представленным данным, на сегодняшний день медицинская бригада, которая формирует передвижной медицинский комплекс, включает врачебный и средний медицинский персонал: врача-терапевта, фельдшера-акушера, медицинскую сестру, а также — врача-рентгенолога и рентген-лаборанта.
Организация работы передвижных медицинских комплексов позволяет осуществлять медицинскую деятельности вне медицинской организации, в том числе не только на отдаленных территориях, но и по месту учебы и работы, что, в свою очередь способствует увеличению охвата населения профилактическими осмотрами.
Участники «круглого стола» отметили особую значимость работы передвижных медицинских комплексов на вновь присоединенных территориях. Так, ФМБА России сформированы и функционируют мобильные отряды, которые оказывают медицинскую помощь населению и принимают участие в ликвидации медико-санитарных последствий боевых действий на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области, Курской области, террористических атак в Республике Крым и Белгородской области.
В ходе заседания эксперты отметили особую направленность мероприятий, проводимых на новых территориях, по оказанию медицинской помощи детям. Согласно представленным данным аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, на сегодняшний момент силами различных ведомств и учреждений здравоохранения федерального уровня, на новых территориях с помощью передвижных медицинских комплексов фактически осмотрено 340 тысяч детей, из которых 114,5 тысяч детей были взяты на последующее диспансерное наблюдение.
Также участниками «круглого стола» рассмотрена представленная информация об успешных проектах организации деятельности передвижных медицинских комплексов в субъектах Российской Федерации.
В частности, отмечен опыт Белгородской области в формировании и осуществлении деятельности мобильной бригады стоматологического профиля для оказания медицинской помощи военнослужащим, находящимся в районе линии боевого соприкосновения, а также запуска и эксплуатации подвижного комплекса на базе железнодорожного состава для предоставления медицинской помощи жителям районов Белгородской области.
Также представлен опыт Ханты-Мансийского автономного округа, где функционирует передвижная плавучая поликлиника «Николай Пирогов» – речное судно площадью 420 кв. метров, лицензированное для оказания первичной и специализированной медицинской помощи.
На судне обеспечивается медицинская помощь врачами 12 специальностей, в том числе терапевтом, педиатром, гинекологом, офтальмологом, отоларингологом, стоматологом, неврологом, хирургом-эндоскопистом, работает рентген-кабинет, процедурная, развернута операционная. За период навигации в рамках функционирования данного плавучего медицинского комплекса оказывается медицинская помощь 6 тыс. человек, в том числе 1,5 тыс. детям. В 2026 году планируется ввод в эксплуатацию нового судна.
Кроме того, отмечен успешный опыт ОАО «РЖД», запустившего в эксплуатацию передвижной консультативно-диагностический центр на базе поезда «Святой Пантелеймон». География проекта включает дальневосточные регионы (Бурятия, Якутия, Забайкальский край, Иркутская область, Хабаровский край, Еврейская автономная область и Амурская область) с населением более 9 миллионов человек. Для пациентов данного передвижного центра доступны 14 врачей-специалистов, на сегодняшний день принято около 7 тысяч пациентов (включая детей).
Вместе с тем, участники «круглого стола» отметили недостаточно эффективную работу ряда субъектов Российской Федерации по использованию мобильных медицинских комплексов. Согласно представленным данным, в некоторых регионах отдельными передвижными медицинскими комплексами за девять месяцев было осуществлено незначительное (до 10) количество выездов, то есть около одного выезда в месяц. В целом по стране отслеживаемый Минздравом России показатель количества посещений пациентами мобильных медицинских комплексов не достигнут 23 субъектами Российской Федерации.
В целях повышения эффективности оказания медицинской помощи населению мобильными медицинскими бригадами и передвижными медицинскими комплексами участники «круглого стола» рекомендуют:
1. Министерству здравоохранения Российской Федерации:
1.1. Рассмотреть вопрос регламентации фармацевтической деятельности мобильных медицинских бригад и внесения изменений в законодательство Российской Федерации об обращении лекарственных средств в части возможности реализации лекарственных препаратов с помощью мобильных медицинских комплексов, в том числе передвижных фельдшерско-акушерских пунктов.
1.2. Рассмотреть вопрос регламентации маркировки лекарственных препаратов на уровне медицинских организаций муниципального уровня (аптечных пунктов центральных районных больниц) в целях снятия дополнительной нагрузки с медицинских работников фельдшерско-акушерских и фельдшерских пунктов при маркировке лекарственных препаратов в информационной системе мониторинга движения лекарственных препаратов.
1.3. В рамках формирования нового федерального проекта «Охрана материнства и детства» в составе национального проекта «Семья» рассмотреть возможность использования передвижных мобильных комплексов для выявления нарушений репродуктивных функций женщин и обеспечения дальнейшей маршрутизации пациенток для лечения выявленных нарушений в профильные учреждения системы здравоохранения Российской Федерации.
2. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
2.1. Обеспечить реализацию мер, направленных на повышение эффективности и интенсивности использования передвижных мобильных комплексов при оказании медицинской помощи на малодоступных и отдаленных территориях и исключить простои мобильных комплексов в целях повышения доступности оказания первичной медико-санитарной помощи и охвата населения профилактическими мероприятиями.
2.2. Обеспечить в 2024 году достижение плановых значений показателя «Доля граждан, ежегодно проходящих профилактический медицинский осмотр и (или) диспансеризацию, от общего числа населения, %», установленных федеральным проектом «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи» национального проекта «Здравоохранение», в том числе посредством выездной работы медицинских работников.
2.3. Усилить работу по проведению профилактических мероприятий в организованных коллективах с использованием мобильных медицинских бригад и передвижных медицинских комплексов.