«Круглые столы»

«Развитие рынка капитала в Российской Федерации: итоги и перспективы»

Рекомендации




Обсудив вопросы развития рынка капитала в Российской Федерации, участники «круглого стола» отмечают следующее.

Российский рынок капитала занимает важную роль в поддержке российской экономики на этапе ее структурной трансформации и формировании в ней долгосрочных финансовых ресурсов.

На российском фондовом рынке произошли следующие изменения, которые нужно учитывать при проектировании мер по его развитию.

Во‑первых, его покинула большая часть иностранных инвесторов, которые ранее обеспечивали значительный приток капитала на фондовый рынок. В настоящее время на рынке акций выросла доля российских розничных инвесторов. И задачи по обеспечению полноценной защиты прав розничного инвестора, повышению его доверия к российскому фондовому рынку, предотвращению использования недобросовестных практик становятся еще более актуальными. Также важно содействовать расширению присутствия институциональных инвесторов на фондовом рынке, развивать сегмент доверительного управления и линейку инструментов пассивного инвестирования.

Во‑вторых, интерес бизнеса к долевому финансированию существенно увеличился, при этом на новые размещения выходят преимущественно некрупные компании. Если в 2021 году суммарно произошло всего 9 публичных размещений акций на общую сумму в 189,0 млрд рублей, то в 2023 году состоялось 12 таких размещений в объеме 128,5 млрд рублей (без учета внебиржевого размещения на 12,7 млрд рублей в рамках IPO ПАО «Евротранс»), а за прошедшие месяцы 2024 года – 19, по итогам которых совокупный объем привлеченных средств составил 102,1 млрд рублей.

Участники «круглого стола» отмечают проведенную работу по созданию правовых условий для расширения линейки инструментов сбережений и инвестиций для граждан, а также необходимость продолжения этой работы.

С начала 2024 года у граждан уже появилась возможность открыть индивидуальный инвестиционный счет третьего типа (ИИС-3), главными донастройками которого стали отсутствие лимита на ежегодное пополнение, право открытия инвестором до трех счетов одновременно, а также возможность досрочного изъятия средств со счета без потери налоговых льгот (в виде единого налогового вычета) при необходимости оплаты дорогостоящего лечения.

Кроме того, начала работать программа долгосрочных сбережений (ПДС), участие в которой позволяет гражданам получать дополнительный доход в будущем, создать подушку безопасности, в том числе на случай особых жизненных ситуаций (оплата дорогостоящего лечения или потеря кормильца). Средства граждан гарантированы государством на сумму 2,8 млн рублей в случае банкротства негосударственного пенсионного фонда (НПФ), сверх указанной суммы также гарантированы средства софинансирования и пенсионные накопления, переводимые в ПДС. В целях стимулирования участия в ПДС со стороны государства предусмотрено софинансирование взносов граждан на срок до 10 лет. На ПДС также распространяется единый налоговый вычет на долгосрочные сбережения.

С 1 января 2025 года также появится новый продукт – долевое страхование жизни, который позволит инвестировать часть уплаченной страховой премии в выбранные страхователем инвестиционные паи. Для обеспечения прав страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей по договорам добровольного страхования жизни, включая договоры долевого страхования жизни, планируется запуск системы гарантирования.

Помимо этого, продолжается работа по расширению инвестиционных возможностей НПФ. В частности, были смягчены критерии, при соблюдении которых возможно приобретение акций на IPO в состав пенсионных накоплений и пенсионных резервов НПФ.

Для совершенствования механизмов защиты прав инвесторов с 1 апреля 2025 года будет введена новая категория клиентов брокеров – с начальным уровнем риска, к которой относятся начинающие инвесторы без опыта торговли ценными бумагами и производными финансовыми инструментами (ПФИ). Для таких пользователей будут установлены более жесткие лимиты на риск, а брокеры должны будут заранее предупреждать их в случаях, когда поручение может привести к сделке с кредитным плечом.

В целях развития сегмента доверительного управления с 1 января 2025 года отменяются стандартные стратегии управления, что обеспечит применение управляющими индивидуального подхода к клиентам при формировании их инвестиционных портфелей, исходя из их финансового положения, образования и опыта в сфере инвестирования, а также их инвестиционных целей.

Помимо мероприятий по созданию правовых условий для максимально разнообразной и доступной линейки продуктов, направленных на формирование сбережений и инвестиций, участники «круглого стола» отмечают важность дальнейшей деятельности по повышению осведомленности о таких продуктах граждан, усилению их финансовой и инвестиционной грамотности.

Для дальнейшего развития рынка капитала необходимо сохранять благоприятные условия для иностранных инвесторов и соблюдать баланс между действующими механизмами защиты российской экономики и интересами потенциальных новых инвесторов, заинтересованных в осуществлении вложений в российскую экономику в современных реалиях. При этом участники «круглого стола» отмечают планомерную работу, которая проводится в целях облегчения доступа иностранных инвесторов из дружественных стран на российский финансовый рынок.

С 2024 года для иностранных банков появилась возможность открывать филиалы на территории Российской Федерации, в дополнение к уже существующим дочерним кредитным организациям и представительствам. Это позволит создать условия для дальнейшего развития системы международных расчетов, а также расширения привлечения иностранных инвестиций для финансирования экономики Российской Федерации. Кроме того, для формирования устойчивого платежного канала с 2024 года банки с базовой лицензией имеют право открывать корреспондентские счета за границей на постоянной основе.

Продолжил развиваться механизм удаленной идентификации – российские кредитные организации и ряд некредитных финансовых организаций могут делегировать проведение идентификации находящихся за рубежом иностранных лиц иностранным финансовым организациям из ряда «дружественных» стран.

В Российской Федерации завершена внутригосударственная процедура, необходимая для подписания проекта Соглашения о трансграничном допуске к размещению и обращению ценных бумаг на организованных торгах в государствах – членах ЕАЭС.

Помимо этого, в России продолжается эксперимент по партнерскому финансированию, что в перспективе может способствовать привлечению зарубежных инвестиций.

Участники «круглого стола» согласились о необходимости продолжить работу по развитию рынка капитала и формирования благоприятных условий для инвестирования.

Учитывая вышеизложенное, участники «круглого стола» решили:

1. Рекомендовать Правительству Российской Федерации проработать вопрос подготовки компаний с государственным участием к выходу на рынок капитала, предложив список указанных компаний;

2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации при участии Банка России:

1) обеспечить запуск механизма компенсации инвесторам стоимости активов на ИИС-3 в случае банкротства лица, осуществлявшего ведение ИИС-3;

2) разработать законодательные инициативы, предусматривающие возможность открытия ИИС-3 через операторов финансовых платформ, а также предоставления инвесторам права вывода дивидендов, учитываемых на ИИС-3, на иные счета.

3) проработать вопрос о возможности распространения на ПДС действующих в рамках НПО налоговых льгот в части освобождения от обложения страховыми взносами сумм сберегательных взносов работодателей для работодателей-юридических лиц, осуществляющих внесение сберегательных взносов по договорам долгосрочных сбережений, заключенным в пользу своих работников;

4) обеспечить запуск механизма гарантирования прав страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей по договорам добровольного страхования жизни в случае отзыва лицензии страховой организации;

5) проработать вопрос о возможности распространения на долгосрочные договоры страхования жизни, а также взносы работодателей в ПДС, налогового вычета на долгосрочные сбережения граждан по НДФЛ;

6) продолжить работу по развитию регулирования долгосрочных банковских вкладов и сберегательных сертификатов, проработав возможность дифференциации лимита страхового возмещения и ставок отчислений в фонд обязательного страхования вкладов;

7) проработать вопросы создания дополнительных стимулов для эмитентов и инвесторов на рынке долевого финансирования, в том числе в целях повышения его привлекательности для бизнеса относительно кредитования;

8) рассмотреть возможность выделения дополнительных средств на поддержку компаний, привлекающих финансирование через публичное размещение акций, а также возможность налогового стимулирования таких компаний;

9) продолжить работу по выработке требований к раскрытию дивидендной политики публичных обществ;

10) проработать вопрос о непродлении временных норм, ограничивающих объем и уровень защиты прав акционеров и инвесторов, снижающих подотчетность органов управления общему собранию акционеров, в том числе о непродлении временных мер, направленных на ограничение доступа акционеров к информации и документам акционерного общества, исключение возможности применения повышенного порога для целей предъявления исков об оспаривании сделок общества, а также для исков о взыскании убытков с органов управления;

11) продолжить работу по созданию условий для развития российских администраторов финансовых и товарных индикаторов, обеспечивающих формирование объективной и достоверной рыночной информации;

12) проработать вопрос об определении критериев быстрорастущих технологических (высокотехнологических) компаний для обеспечения возможности принятия дополнительных мер, направленных на расширение возможностей размещения ценных бумаг такими компаниями на биржевом рынке и инвестиционных платформах;

13) рассмотреть вопрос:

— об изучении возможности создания в рамках межгосударственного объединения стран БРИКС независимой структуры, наделенной полномочием по предоставлению оценок качества институционального состояния государств (таких, например, как политическая стабильность, эффективность правительства, контроль за коррупцией и т. д.) в целях формирования непредвзятых, заслуживающих доверия оценок институционального качества стран;

— о гармонизации регулирования рынка традиционных финансовых инструментов и рынка ЦФА, предусмотрев правовые основы для участия финансовых посредников на рынке ЦФА, а также осуществления доверительного управления (в том числе коллективного) ЦФА.

3. Рекомендовать Банку России:

1) рассмотреть вопрос о расширении инвестиционных возможностей НПФ за счет снятия отдельных ограничений на состав и структуру пенсионных резервов и развития стресс-тестирования НПФ;

2) учитывать в работе важность развития квалификаций специалистов финансовой отрасли, а также актуализации программ подготовки, реализуемых образовательными организациями высшего образования в интересах развития конкурентоспособного финансового рынка, в том числе рынка капитала.

4. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации ускорить рассмотрение следующих проектов федеральных законов:

№ 579984–8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части создания системы возмещения стоимости имущества на индивидуальных инвестиционных счетах);

№ 372345–8 «О гарантировании прав по договорам страхования жизни в целях защиты интересов физических лиц», № 372380–8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (законопроект-спутник);

№ 557693–8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об инвестиционных фондах» и Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» (в части повышения эффективности механизма закрытых паевых инвестиционных фондов, инвестиционные паи которых предназначены для квалифицированных инвесторов)».

 

 

 

 

Председатель Комитета Совета Федерации

по бюджету и финансовым рынкам А.Д. Артамонов