Рекомендации
Участники «круглого стола», проведенного 24 октября 2024 года Комитетом Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера с участием сенаторов Российской Федерации, депутатов Государственной Думы, представителей профильных федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также профессионального экспертного сообщества, образовательных и общественных организаций, обсудив вопросы кадрового обеспечения отрасли жилищно-коммунального хозяйства, отмечают следующее.
Сфера жилищно-коммунального хозяйства является одной из важнейших социально-экономических сфер национальной экономики. Это сложный комплекс, представляющий собой взаимосвязанную производственно-хозяйственную систему, состоящую из:
— объектов жилой недвижимости, внешнего благоустройства (улиц, дорог, парков, скверов, элементов уличного освещения, систем ливневой канализации и др.), коммунальной инженерной инфраструктуры (систем тепло-, газо-, электро- и водоснабжения, водоотведения);
— организаций различных форм собственности, обеспечивающих эксплуатацию объектов, производство коммунальных ресурсов и предоставление жилищно-коммунальных услуг потребителям;
— структурных подразделений органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, координирующих вопросы организации устойчивого, эффективного функционирования и производства объектов ЖКХ.
От квалификации работников в данной сфере, их профессиональной подготовки, деловых качеств в значительной мере зависит эффективность деятельности предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства, качество предоставляемых услуг, безопасность объектов.
Президент Российской Федерации В.В. Путин в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 29 февраля 2024 года отметил, что в рамках реализации программы по строительству и ремонту систем жилищно-коммунального хозяйства с 2024 года в эту сферу в течение 10 лет будет инвестировано не менее 4,5 трлн рублей.
Для успешной реализации данной программы необходимо решить кадровые проблемы в отрасли.
В Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года[1] (далее – Стратегия) отдельный блок посвящен профессиональной трансформации в сфере жилищно-коммунального хозяйства, определены основные задачи и мероприятия, направленные на исключение оттока профессиональных кадров, развитие системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для нужд отрасли.
Основными результатами осуществления заложенных в Стратегию мероприятий являются обеспечение подготовки специалистов, обладающих компетенциями, соответствующими современным потребностям сферы ЖКХ, а также обеспечение мотивирующих факторов для повышения уровня профессионального развития работников.
В настоящее время утверждена «Концепция подготовки кадров для строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства до 2035 года»[2], которой определён ряд задач по повышению престижности и востребованности профессий, связанных со строительством и жилищно-коммунальным хозяйством; по подготовке рабочих кадров по широкому спектру профессий; в том числе по подготовке высококвалифицированных инженерных, научных и научно-педагогических кадров, также специалистов, обладающих уникальными квалификациями профессий будущего.
Несмотря на обозначенные задачи и принимаемы меры для их решения, в настоящее время в отрасли ЖКХ сохраняется проблематика с дефицитом специалистов и недостаточной квалификацией имеющихся кадров. По различным оценкам, дефицит составляет свыше 100 тысяч человек, отмечается существенная нехватка квалифицированных специалистов рабочих специальностей (инженеры, сантехники, слесари, электрогазосварщики, операторы котельной, электромонтеры, дворники и др.).
Участниками «круглого стола» обозначаются следующие основные проблемы, вызывающие острую кадровую потребность в отрасли жилищно-коммунального хозяйства.
1. Одной из главных проблем является низкий уровень оплаты труда.
В среднем, в субъектах Российской Федерации зарплата в отрасли на 30 – 40% ниже средней заработной платы, но есть немало регионов с ещё более сильным разрывом. Например, в Приморском крае при средней зарплате в 62 тыс. рублей сотрудники коммунальных служб получают около 30 тыс. рублей. В Республике Хакасия средняя зарплата 55 тыс. рублей, а у работников местного водоканала 28 – 30 тыс. рублей. В Магаданской области с учётом северных надбавок средняя зарплата составляет 107 тыс. рублей в месяц, а у сотрудников коммунальных служб от 40 до 60 тыс. рублей[3]. В результате профильные специалисты предпочитают переход в другие отрасли с более высоким уровнем заработной платы.
Отмечается, что существуют сдерживающие факторы по росту заработной платы сотрудников ресурсоснабжающих организаций. Основы ценообразования, правила по установлению тарифов действуют для каждой регулируемой сферы (водоснабжение и водоотведение, теплоснабжение, обращение с отходами). В соответствии с нормативными документами расходы на оплату труда работников входят в операционные расходы регулируемых организаций. По ним установлен порядок ежегодной корректировки на основании индексации и эти расходы не могут быть значительно изменены в период действия долгосрочного тарифа.
Таким образом, при сложившейся ситуации у предприятий отсутствует возможность повышения расходов на оплату труда персонала, осуществления финансирования переподготовки и повышения квалификации специалистов для нужд предприятия.
При этом в отрасли ЖКХ действует Федеральное отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2023 – 2025 годы[4] — правовой акт социального партнерства в системе трудового права, заключенный между работодателями и работниками организаций жилищно-коммунального хозяйства, направленный на обеспечение отрасли жилищно-коммунального хозяйства качественными, высокопрофессиональными трудовыми ресурсами в соответствии с потребностями предприятий; формирование и обоснование размера расходов на персонал через механизмы нормирования труда и установления общих единообразных подходов по оплате труда, обеспечение устойчивого повышения оплаты труда в отрасли, установление и реализацию социально-трудовых гарантий работникам организаций ЖКХ.
По мнению участников «круглого стола», необходимо проводить совершенствование основ, правил и механизмов государственного тарифного регулирования сферы ЖКХ в части обеспечения принципов социального партнерства при ценообразовании и установлении тарифов на уровне, необходимом для эффективного функционирования предприятий ЖКХ.
2. Несоответствие уровня компетенции специалистов практическим требованиям выполняемых работ, в связи с чем существует необходимость непрерывного образования специалистов отрасли ЖКХ в целях профессионального развития, обеспечения соответствия их квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности посредством реализации дополнительных профессиональных программ.
3. Непривлекательность и непрестижность профессий сферы ЖКХ, в частности для молодых специалистов.
Отмечается низкий уровень эффективности проводимых профориентационных мероприятий для молодежи в целях формирования представления о профессиях в отрасли ЖКХ, о перспективах трудоустройства, возможностях профессионального развития.
4. Отсутствие дополнительных материальных стимулов для работников сферы ЖКХ с целью закрепления специалистов в организациях ЖКХ (льготное ипотечное кредитование; предоставление льгот для иногородних сотрудников (компенсация аренды жилья), скидки на коммунальные услуги, дополнительное медицинское страхование, льготы на проезд и пр.).
5. Недостаточность бюджетных мест в образовательных организациях высшего и среднего профессионального образования по соответствующим образовательным программам для подготовки специалистов под конкретные потребности отрасли ЖКХ. Сокращение количества профильных образовательных организаций различной ведомственной принадлежности.
6. Несформированность системы подготовки кадров для цифровой трансформации отрасли ЖКХ как передового инструмента в формировании и развитии цифровой системы управления жизненным циклом объектов капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства.
7. Отсутствие федерального и регионального планирования (прогнозирования) развития кадрового потенциала для предприятий отрасли ЖКХ с целью выявления кадровой потребности организаций ЖКХ в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
При сохранении таких негативных тенденций без разработки своевременных новых подходов к совершенствованию единой государственной политики в области кадрового обеспечения отрасли ЖКХ под угрозой может оказаться ее способность выполнять свою основную функцию – обеспечивать население достойными жизненными условиями.
По итогам состоявшегося обсуждения участники «круглого стола» рекомендуют:
1. Профильным комитетам палат Федерального Собрания Российской Федерации уделить приоритетное внимание проекту федерального закона № 718144–8 «О внесении изменения в статью 76 Федерального закона „Об образовании в Российской Федерации“ (в части разработки и утверждения типовых образовательных программ дополнительного профессионального образования для подготовки специалистов в области строительства и жилищно-коммунального хозяйства).
2. Правительству Российской Федерации рассмотреть вопросы:
о разработке федеральной программы (плана мероприятий) по обеспечению кадровыми ресурсами отрасли жилищно-коммунального хозяйства на период до 2030 года;
о внесении изменений в Стратегию развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года, направленных на регулирование трудовых отношений в жилищно-коммунальной сфере, развитие отраслевой системы социального партнерства;
о включении работников сферы жилищно-коммунального хозяйства в перечень категорий граждан, имеющих право на получение льготного ипотечного кредитования;
о включении в Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) и в соответствующие формы федерального государственного статистического наблюдения вид экономической деятельности «деятельность по управлению многоквартирными домами».
3. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотреть вопросы:
о подготовке предложений по изменению нормативных правовых актов в области ценообразования и регулирования тарифов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса в части возможности пересмотра регулируемых тарифов с целью повышения уровня оплаты труда работников сферы жилищно-коммунального хозяйства;
об установлении методологических основ формирования платы за содержание жилья с учетом параметров Федерального отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации;
о возможности введения механизма независимой оценки квалификации при лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами;
о подготовке предложений по поддержке молодых специалистов предприятий жилищно-коммунального хозяйства.
4. Министерству просвещения Российской Федерации и Министерству науки и высшего образования Российской Федерации рассмотреть вопросы:
о разработке и утверждении в рамках федерального проекта «Активные меры содействия занятости» национального проекта «Кадры» государственной программы по обеспечению кадровыми ресурсами сферы жилищно-коммунального хозяйства;
о включении в федеральный проект «Профессионалитет» отдельного направления «Жилищно-коммунальное хозяйство»;
о выделении образовательной программы «Жилищное хозяйство и коммунальная инфраструктура» в отдельную укрупненную группу специальностей, обеспечении дополнительными бюджетными местами по данному направлению;
о включении в перечень специальностей и направлений подготовки высшего образования направления «Эксплуатация зданий, строений, сооружений» в рамках разработки новой Национальной системы высшего образования[5];
о предоставлении льготных условий на получение дополнительного профессионального образования (программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки);
о разработке и реализации системы мер по профессиональной ориентации и повышению престижа профессий в сфере жилищно-коммунального хозяйства посредством реализации целевого обучения, грантов на обучение, индивидуальных стипендий, стажировок, конкурсов профессионального мастерства; программы профессионального образования по направлениям подготовки кадров о отрасти ЖКХ;
о дополнительном финансировании мероприятий по повышению квалификации профессорско-преподавательского состава, реализующего программы профессионального образования по направлениям подготовки кадров в отрасли ЖКХ;
о вовлечении работодателей предприятий отрасли ЖКХ в образовательный процесс с целью формирования учебных планов согласно потребностям отрасли, создание партнерств между образовательными учреждениями и предприятиями ЖКХ для организации практик и стажировок;
об обеспечении посреднических функций при трудоустройстве выпускников в отрасли ЖКХ;
об организации сбора и тиражирования положительных региональных практик профориентационных мероприятий для школьников и студентов.
5. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации рассмотреть вопросы:
о ежегодном расширении перечня приоритетных направлений подготовки, специальностей, профессий для организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования отдельных категорий граждан в рамках федерального проекта «Содействие занятости» национального проекта «Демография» с учетом потребности предприятий отрасли ЖКХ;
о популяризации и широком информировании граждан и работодателей отрасли ЖКХ о реализации мероприятий по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию граждан в сфере ЖКХ в рамках федерального проекта «Содействие занятости» национального проекта «Демография», а также о действующих мерах государственной поддержки работодателей в рамках проводимых мероприятий по повышению уровня трудоустройства и найма персонала, обратившегося в органы службы занятости.
6. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации рассмотреть вопросы:
о разработке региональных планов мероприятий по обеспечению кадровыми ресурсами отрасли жилищно-коммунального хозяйства;
о создании профильных координационных площадок для взаимодействия представителей региональных образовательных организаций и работодателей, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, руководителей муниципальных образований с целью определения актуальной кадровой потребности отрасли ЖКХ;
о включении работников сферы жилищно-коммунального хозяйства в перечень лиц, имеющих право на льготы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг;
об обеспечении эффективного взаимодействия предприятий жилищно-коммунального комплекса с органами службы занятости субъекта Российской Федерации в целях подготовки предложений о потребности в соответствующих работниках и трудоустройстве граждан, прошедших обучение;
об усилении проведения профориентационных мероприятий для молодежи в целях формирования представления о профессиях в сфере жилищно-коммунального хозяйства с участием представителей работодателей, государственных, муниципальных, общественных организаций, образовательных организаций.
[1] Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2022 года № 3268-р.
[2] Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2024 года № 3030-р.
[3] «Работников ЖКХ предложили учить на целевых местах» // Парламентская газета, 5 марта 2024 года.
[4] Утверждено Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 12 мая 2022 года. Срок действия продлен на период 2026 – 2028 годов (10 июня 2024 года).
[5] Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2023 года №343 «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования».