РЕШЕНИЕ
по итогам «круглого стола» на тему «Профориентация обучающихся как эффективный инструмент обеспечения экономики субъектов Российской Федерации востребованными квалифицированными кадрами»
30 сентября 2024 года г. Москва
Обсудив вопросы развития системы профориентации обучающихся, ее трансформации в соответствии с современными вызовами и потребностями экономики субъектов Российской Федерации, а также заслушав предложения по исполнению подпункта «б» пункта 21 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 30 марта 2024 года № Пр‑616 по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 29 февраля 2024 года об обеспечении при участии руководителей предприятий, научных и медицинских организаций разработки и внедрения механизма использования инфраструктуры таких предприятий и организаций в целях осуществления профориентационной работы с обучающимися общеобразовательных организаций, участники «круглого стола» решили:
1. Рекомендовать Министерству просвещения Российской Федерации совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации:
1) обеспечить своевременное исполнение подпункта «б» пункта 21 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 30 марта 2024 года № Пр‑616 по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 29 февраля 2024 года;
2) развивать проекты, направленные на раннюю профориентацию обучающихся;
3) развивать механизмы взаимодействия профессиональных образовательных организаций с торгово-промышленными палатами субъектов Российской Федерации, отраслевыми объединениями (ассоциациями) работодателей в части определения потребности в рабочих кадрах по отраслям экономики;
4) подготовить предложения о механизмах синхронизации прогноза кадровой потребности экономики с классификаторами сферы образования;
5) учитывать опыт промышленных компаний и предприятий в сфере подготовки квалифицированных рабочих кадров по образовательной модели «Школа – Колледж – Вуз – Предприятие» при формировании региональных образовательно-производственных кластеров в ключевых отраслях промышленности;
6) совершенствовать механизмы целевого обучения по образовательным программам среднего профессионального образования;
7) обеспечить оснащение современным необходимым оборудованием кабинетов общеобразовательных организаций для учебного предмета «Труд (технология)».
2. Рекомендовать Министерству просвещения Российской Федерации:
1) рассмотреть вопрос о внесении изменений в действующий Порядок приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденного приказом Минпросвещения России от 2 сентября 2020 года № 457, в части учета портфолио абитуриентов, содержащего в том числе их участие и достижения в профориентационных мероприятиях, а также целевой договор с предприятием;
2) проработать вопрос о введении механизмов, позволяющих выпускникам предпрофессиональных инженерных классов получать дополнительные баллы при поступлении на профильные направления подготовки по договорам целевого обучения в интересах предприятий/организаций ОПК;
3) рассмотреть вопрос о совершенствовании нормативно-правовой базы для создания и функционирования межшкольных учебно-производственных комплексов;
4) проанализировать мероприятия/инициативы по профориентации обучающихся общеобразовательных организаций, реализующиеся непосредственно в школах (с точки зрения расписания, загрузки, вовлеченности школьников и т. п.) в целях выявления «типовых» ошибок, разработав по итогам предложения по их минимизации/исключению в дальнейшем;
5) проработать вопрос об открытии центров развития технического творчества школьников (по примеру IT-кубов) на базе профессиональных образовательных организаций;
6) содействовать распространению в субъектах Российской Федерации опыта получения первой профессии школьниками на базе профессиональных образовательных организаций;
7) проработать вопрос о синхронизации многочисленных цифровых платформ по вопросам профориентации обучающихся;
8) организовать работу по подготовке курсов лекций в научно-популярном формате по профильным отраслям с участием экспертов от предприятий на цифровых носителях с целью их дальнейшего тиражирования.