Комитетом Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству совместно с Советом по развитию цифровой экономики при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в соответствии с Планом мероприятий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на осеннюю сессию 2024 года был проведен круглый стол на тему «Правовое обеспечение использования блокчейн-технологий в Российской Федерации».
В мероприятии приняли участие сенаторы Российской Федерации, представители федеральных и региональных органов власти, Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации, Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации, Института права и национальной безопасности, ПАО «Сбербанк», АО «Лаборатория Касперского», Фонда «Сколково», АНО «Цифровая экономика», научного и экспертного сообществ.
Участники мероприятия отметили, что успехи современной цифровой экономики связаны, в том числе, с развитием технологий распределенного реестра.
Одной из реализаций технологии систем распределенного реестра является блокчейн, лежащий в основе множества популярных проектов, созданных для удовлетворения публичных интересов.
Блокчейн представляет собой информационную систему на основе распределенного реестра, алгоритмы которой обеспечивают достоверность, неизменность и общедоступность содержащейся в ней цифровой информации.
Участники мероприятия обсудили вопросы практического внедрения технологии блокчейн, особенности регулирования и применения, использование платформы блокчейн в целях охраны прав на результаты интеллектуальной деятельности, использование технологии блокчейн в реестровом учете объектов гражданских прав.
Участники указали, что одной из главных задач технологии распределенных реестров является обеспечение безопасных, не допускающих отмены онлайн-транзакций между сторонами. Набор записей в распределенном реестре должен поддаваться проверке и аудиту.
Была отмечена важность инновационного подхода к доверию в Сети и повышения гибкости финансовой логистики.
В ходе доклада представителя Росфинмониторинга были рассмотрены вопросы противодействия использованию блокчейн-технологий в противоправных целях, в том числе в сфере незаконных операций с использованием криптовалют.
Особое внимание в рамках обсуждения было уделено вопросу использования новых технологий в деятельности органов государственной власти.
В частности, участники позитивно оценили опыт Федеральной налоговой службы Российской Федерации, которая активно использует цифровую платформу распределенного реестра ФНС России (далее – ЦПРР). Указанная платформа обеспечивает эффективное решение таких задач, как создание прозрачного и простого механизма помощи бизнесу, контроль эффективности господдержки, исключение возможности дублирования выплат, снижение затрат госаппарата на мониторинг реализации государственных программ, независимая внешняя квалификация заемщика. Также в рамках дальнейшего развития ЦПРР в 2023 году ФНС России был запущен сервис «Машиночитаемые доверенности», который позволяет пользователям безопасно оформлять нотариально заверенные доверенности в электронном машиночитаемом виде и обеспечивать доступ к таким доверенностям уполномоченным органам, организациям и лицам.
Было отмечено, что преимуществом блокчейна является быстрое внедрение и развертывание технологии, обеспечение безопасности и проверки полноты сведений, что очень важно во всех указанных задачах. Однако одновременно указано, что использование узла блокчейн требует определенного уровня ИТ-компетенций в организации и инфраструктуры.
Представители экспертного сообщества и бизнеса поделились опытом деятельности ассоциации криптоиндустрии и блокчейна, обсудили вопросы применения технологии блокчейн, криптовалют в трансграничных расчетах, вопросы стандартизации блокчейн для государственных учреждений и бизнеса.
Участники также отметили, что эффективное внедрение новых цифровых технологий невозможно без дальнейшего совершенствования нормативной базы.
В настоящее время технологии блокчейн регулируются следующими федеральными законами:
Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федеральным законом от 18 марта 2019 года № 34-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации», Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации» и другими.
Необходима донастройка законодательства в сфере новых цифровых
технологий. Устранение имеющихся правовых пробелов способно в наибольшей
степени определить дальнейшую судьбу блокчейна (в первую очередь, вопроса о соблюдении законодательств о защите персональных данных различных юрисдикций).