Комитетом Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству в соответствии с Планом мероприятий Совета Федерации на осеннюю сессию 2024 года был проведен круглый стол на тему «Гражданско-правовое регулирование использования инновационных цифровых продуктов».
В мероприятии приняли участие сенаторы Российской Федерации, представители федеральных и региональных органов власти, Общественной палаты Российской Федерации, Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации, Института финансового развития бизнеса, Федерации интеллектуальной собственности, научного и экспертного сообществ.
Основное внимание в рамках обсуждения было уделено гражданско-правовому регулированию при использовании новых цифровых объектов.
Участники мероприятия обсудили:
— создание нормативно-правого акта «Цифровой кодекс Российской Федерации», главной задачей которого станет унификация регуляторной деятельности в сфере информационных технологий и телекоммуникаций;
— выполнение поручения Совета по вопросам интеллектуальной собственности при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в части реализации в субъектах Российской Федерации на основе опыта города Москвы пилотного проекта по кредитованию под залог прав на объекты интеллектуальной собственности.
Участники уделили внимание вопросам внедрения инновационных цифровых продуктов, передовых технологий во все сферы для улучшения качества жизни людей и повышения эффективности бизнес-процессов.
Обсуждались стандарты методов оценки интеллектуальных прав в контексте защиты нарушенных интеллектуальных прав, вопросы определения размера компенсации.
Участники указали, что с одной стороны, цифровые технологии позволяют легче создавать, хранить и передавать информацию, которая может быть объектом интеллектуальной собственности, с другой стороны, они также усиливают риски нарушения прав интеллектуальной собственности.
В ходе круглого стола экспертами был отмечен ряд проблем, возникающих при практическом применении положений гражданского законодательства, регулирующих статус и использование сложных объектов интеллектуальной собственности, особенно – мультимедийных продуктов.
Кроме того, у высших учебных заведений и научных организаций отсутствуют основания для формирования первоначальной стоимости продукта, что негативно сказывается на формировании рынка нематериальных активов.
С учетом состоявшейся дискуссии участники круглого стола полагают целесообразным рекомендовать:
Комитету Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству:
1. Рассмотреть возможность внесения изменений в законодательство:
в части закрепления отнесения сложного объекта к охраняемым результатам интеллектуальной деятельности (статья 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации) и установления детальных общих норм, регулирующих правовой режим мультимедийного продукта как сложного объекта (статья 1240 Гражданского кодекса Российской Федерации);
в части совершенствования порядка охраны прав на результаты интеллектуальной деятельности, полученные с использованием технологий искусственного интеллекта;
в части установления сроков охраны в отношении программ для ЭВМ и баз данных, охраняемых авторским правом;
в части пролонгации действия срока предоставления налоговой льготы на прибыль в отношении имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности, предусмотренной Федеральным законом от 28.05.2022 № 149-ФЗ «О внесении изменения в статью 2 Федерального закона „О внесении изменений в статьи 251 и 262 части второй Налогового кодекса Российской Федерации“.
2. По итогам рассмотрения законодательных инициатив и предложений проинформировать федеральные органы исполнительной власти.