Комитет СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности провел «круглый стол» на тему «Актуальные вопросы защиты прав владельцев транспортных средств».
В ходе мероприятия участники рассмотрели вопросы качества технического обслуживания и ремонта автомобилей, обеспечения надежности и безопасности таких услуг, а также необходимые для повышения уровня защищенности потребителей организационные и нормативные решения.
Рекомендации
Комитет Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности в соответствии с Планом мероприятий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на осеннюю сессию 2024 года провел «круглый стол» на тему: «Актуальные вопросы защиты прав владельцев транспортных средств».
В работе «круглого стола» приняли участие сенаторы Российской Федерации, представители федеральных органов исполнительной власти (Минпромторга России, Росстандарта, Минэкономразвития России, ФАС России, Роспотребнадзора), экспертного сообщества, отраслевых союзов и ассоциаций, общественных объединений, которые отмечают следующее.
В свете ухода иностранных автоконцернов с отечественного рынка и появления новых игроков возникает множество вопросов, связанных с продажей и сервисным обслуживанием автомобилей, с которыми ежедневно сталкиваются автодилеры и потребители. Происходит глобальное переформатирование корпоративных цепочек поставок, и соответственно формирование во многом новой отрасли на территории Российской Федерации.
Существенно затруднено получение информации об истории технического обслуживания и ремонта транспортных средств, произведенных ушедшими с рынка автоконцернами, а также сведений о каталогах запасных частей и расходных материалов.
Один из ключевых вопросов – качество технического обслуживания и ремонта автомобилей, а также наличие оригинальных запчастей и расходных материалов, которые становятся критически важными в условиях, когда средний возраст автомобилей увеличивается, а предприниматели не всегда способны гарантировать качество и необходимый ассортимент. Отмечен рост доли контрафакта, которая в отдельных категориях запасных частей и расходных материалов превышает 50%, в частности, в автомобильных маслах. Были обсуждены меры, которые могут быть предприняты для пресечения нелегальных практик и обеспечения надежности и безопасности предлагаемых услуг.
Отдельное внимание было уделено рискам, которые возникают у граждан при «сером» импорте транспортных средств, запасных частей и расходных материалов. Отмечена необходимость внедрения цифровых инструментов, упрощающих проведение контрольных (надзорных) мероприятий, выявление и изъятие нелегальной продукции.
Участники «круглого стола» отметили, что основная роль в части противодействия нелегальной продукции должна отводиться зарекомендовавшей себя государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, которая уже содействовала обелению многих отраслей потребительского рынка и способствовала росту качества и безопасности товаров.
Отмечено также, что обеспечить потребительский спрос поможет развитие производства внутри страны. Отечественные производители занимают около 20% общего объема российского рынка и сейчас наращивают выпуск продукции, такой как аккумуляторы, шины, свечи зажигания, различные фильтры, масла, щетки стеклоочистителей и другие расходные материалы, имея хорошие перспективы и дальше развивать импортозамещение.
Кроме того, рассмотрены нормативные и организационные меры, направленные на повышение уровня защищенности потребителей, приобретающих импортные транспортные средства – упорядочивание импорта и расширение ответственности импортеров.
Заслушав и обсудив доклады и выступления, рассмотрев материалы, участники «круглого стола» считают необходимым рекомендовать:
1. Правительству Российской Федерации:
1) рассмотреть возможность внесения изменений в ст. 6 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300–1 «О защите прав потребителей», распространив на импортеров транспортных средств обязанности по обеспечению возможности ремонта и технического обслуживания ввезенной продукции;
2) рассмотреть возможность установления дополнительных требований к деятельности импортеров транспортных средств – перечня критериев, которым должен соответствовать импортер (наличие финансовых, кадровых и технических ресурсов, позволяющих обеспечить выполнение гарантийных обязательств перед потребителями в течение не менее чем двух лет с момента продажи транспортного средства, а также техническое обслуживание и ремонт в течение установленного срока службы);
3) рассмотреть возможность запрета реализации автомобильными дилерами (продавцами – организациями и индивидуальными предпринимателями) транспортных средств потребителям по договорам, исключающим ответственность дилеров за качество реализованных транспортных средств (например, по договорам поручения), внеся соответствующие изменения в Правила продажи товаров по договору розничной купли-продажи (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463).
2. Правительству Российской Федерации совместно с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации:
1) рассмотреть возможность распространения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, на все виды запасных частей и расходных материалов для транспортных средств;
2) после завершения эксперимента по маркировке средствами идентификации отдельных видов смазочных материалов и специальных автомобильных жидкостей распространить на данные товары возможность автоматической блокировки на кассах при наличии предусмотренных оснований, внеся соответствующие изменения в Правила применения запрета продажи товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, на основании информации, содержащейся в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, или отсутствия в указанной государственной информационной системе необходимой информации, в том числе правил получения информации из указанной государственной информационной системы (утв. Постановлением Правительства РФ от 21.11.2023 № 1944);
3) признать участниками оборота отдельных видов смазочных материалов и специальных автомобильных жидкостей всех хозяйствующих субъектов, осуществляющих реализацию данной продукции потребителям, как непосредственно, так и в составе оказываемых услуг, включая маркетплейсы (владельцев агрегаторов), а также организации и индивидуальных предпринимателей, оказывающих потребителям услуги (выполняющих работы) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств;
4) рассмотреть возможность разработки мер поддержки российских производителей смазочных материалов, специальных автомобильных жидкостей и присадок к смазочным материалам, направленных на расширение ассортимента и повышение качества производимой продукции;
5) во взаимодействии с производителями и импортерами рассмотреть возможность разработки национальной системы стандартизации смазочных материалов, отвечающей объективным современным потребностям потребителей и бизнеса, либо доработки существующей системы стандартизации.
4. Правительству Российской Федерации совместно с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службой:
1) рассмотреть возможность разработки и принятия в Российской Федерации обязательных требований для производителей (импортеров) транспортных средств, предусматривающих обязательность хранения на территории Российской Федерации информации о техническом обслуживании и ремонте производимых (импортируемых) транспортных средств, а также об обеспечении доступности данной информации для всех хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств;
2) рассмотреть возможность разработки и принятия в Российской Федерации обязательных требований для производителей (импортеров) транспортных средств, предусматривающих обязательность хранения на территории Российской Федерации информации о запасных частях и расходных материалах, необходимых для технического обслуживания и ремонта производимых (импортируемых) транспортных средств, а также об обеспечении доступности данной информации для всех хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств.
5. Правительству Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации:
рассмотреть возможность установления ограничений включать требование о наличии на смазочные материалы одобрения производителей из недружественных стран при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также при осуществлении закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.
6. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации совместно с Федеральной таможенной службой Российской Федерации и оператором государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации:
рассмотреть возможность создания и продвижения реестра добросовестных импортеров смазочных материалов и специальных автомобильных жидкостей, соблюдающих установленные требования законодательства.
7. Государственной комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции:
рассмотреть возможность разработки и реализации программы мероприятий, направленных на пресечение и предупреждение реализации нелегальных запасных частей и расходных материалов (нелегально ввезенных, контрафактных, не соответствующих обязательным требованиям и т. п.) в различных каналах продаж (розничные магазины, онлайн-торговля, техническое обслуживание и ремонт транспортных средств), с вовлечением региональных комиссий по противодействию незаконному обороту промышленной продукции и использованием сведений из государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации.
8. Общественной организации по защите прав потребителей «Общественная потребительская инициатива» и Финансовому университету при Правительстве Российской Федерации
провести анализ текущего состояния рынка и подготовить предложения по методике публичной оценки (рейтингования) хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу транспортных средств, запчастей и расходных материалов, оказывающих услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, а также транспортно-экспедиционные услуги.