РЕКОМЕНДАЦИИ
«круглого стола» на тему «Актуальные вопросы развития семейного предпринимательства России. Опыт регионов»
г. Москва
| 15 июля 2024 года
|
Общее семейное дело является той самой уникальной ценностью, которая сплачивает всех членов семьи в устойчивый и развивающийся коллектив единомышленников всех возрастов.
Финансово независимая и устойчивая семья имеет отличную возможность для того, чтобы вырастить и воспитать детей в духе патриотизма, любви к труду и готовности быть предпринимателем, думающем не только о собственной прибыли, но и готовым улучшать жизнь вокруг себя.
В текущих экономических условиях на первый план выходит вопрос повышения эффективности и результативности использования существующих ресурсов, выделяемых государством на решение задач, связанных с социально-экономическим развитием страны, улучшением демографической ситуации, поддержкой многодетных семей, развитием сельских территорий и малых городов, дефицитом кадров.
Именно семейные предприятия и реализация комплексной поддержки этого сегмента экономики могут стать одним из ключевых инструментов социально-экономического роста как регионов, так и страны в целом.
Необходимость популяризации семейного предпринимательства подчеркнута и в Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года.
В ряде субъектов Российской Федерации уже приняты законодательные акты о поддержке семейного предпринимательства (в форме отдельных законов, либо специальных положений законов о малом и среднем предпринимательстве). Например, такие законодательные нормы приняты в республиках Башкортостан и Саха (Якутия), в Камчатском крае, во Владимирской, Кировской, Нижегородской, Рязанской и Тамбовской областях.
В Ульяновской области действует поддержка семейных ферм в виде гранта в форме субсидии на приобретение земельных участков, приобретение сельскохозяйственной техники, поголовья, источников газо-, электро- и водоснабжения. Авансирование до 60 процентов предстоящих расходов на реализацию бизнес-проектов. При этом получатель поддержки обязан оплачивать не менее 40 процентов стоимости, использовать грант в течение 24 месяцев, трудоустроить на постоянную работу не менее одного нового работника на каждые 10 млн рублей гранта.
Правительством Тамбовской области утверждено положение по формированию реестра семейных предприятий в Тамбовской области. Предпринимателям, включенным в данный реестр, будут доступны льготные финансовые продукты и другие меры государственной поддержки. Уже сейчас представителям семейного предпринимательства региона доступна финансовая поддержка в форме льготных микрокредитных специальных продуктов в размере ½ ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации на дату заключения договора.
Также, в целях материальной поддержки семьи, повышения уровня компетенций в сфере предпринимательской деятельности, вовлечения в бизнес новых субъектов на территории Тамбовской области реализуется программа «Мама-предприниматель». Программа направлена на обеспечение стабильного финансового благополучия семьи, а оно в свою очередь является одним из ключевых факторов, необходимых как для сохранения благоприятной семейной обстановки, так и семейного бизнеса.
Для семейного бизнеса актуальны те же системные проблемы, которые касаются всего предпринимательского сектора, вместе с тем имеется ряд характерных специфических проблем: сложные правила регулирования трудовых отношений, проблема передачи семейного бизнеса по наследству, отсутствие системы консультационной поддержки семейных предприятий, отсутствие специализированных программ обучения для управления своими компаниями, серьезные штрафные санкции в отношении семейных предприятий, отсутствие законодательно закрепленного понятия «семейное предприятие», отсутствие программ для популяризации и продвижения семейных предприятий и официальной статистики по их учету в России.
Следует отметить большую работу, направленную на поддержку и развитие семейного предпринимательства, которую проводит Торгово-промышленная палата Российской Федерации (далее — ТПП России).
Исходя из необходимости поддержки и развития семьи как основного института гражданского общества, формирования благоприятных условий для ее финансовой стабильности и независимости на основе созидательной деятельности, повышения рождаемости и улучшения демографической ситуации в стране, воспитания подрастающего поколения в духе патриотизма, укрепления связи поколений, социально-экономического роста региональной экономики, развития традиций благотворительности и меценатства, создания и продвижения региональных брендов, а также учитывая практический опыт ТПП России по поддержке семейных предприятий и состоявшееся обсуждение, участники «круглого стола» рекомендуют:
1. Принять к сведению информацию о текущем состоянии семейного предпринимательства в России, возможностям и потенциалу развития, существующим проблемам и вызовам, предложениям по их решению и возможным мерам поддержки семейного бизнеса и многодетных семей.
2. Федеральному Собранию Российской Федерации продолжить работу по совершенствованию законодательства Российской Федерации в целях поддержки и развития семейного предпринимательства, а также расширения социальных гарантий семей с детьми.
3. Министерству экономического развития Российской Федерации:
3.1. проработать предложение ТПП России о необходимости закрепления
понятия «семейное предприятие» в Федеральном законе от 24 июля 2007 года
№ 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской
Федерации»;
3.2. рассмотреть возможность разработки комплекса мер, направленных на поддержку и развитие семейного предпринимательства в Российской Федерации;
3.3. проработать возможность предоставления «грантовой» поддержки семейным предприятиям;
3.4. рассмотреть вопрос о внесении изменений в Федеральный
закон от
24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего
предпринимательства в Российской Федерации» в части определения приоритетных
категорий семейных предприятий, которым необходима поддержка со стороны государства;
3.5. рассмотреть возможность формирования механизма, стимулирующего семейные предприятия реинвестировать прибыль в развитие бизнеса посредством 100-процентного софинансирования со стороны государства внесенной суммы;
3.6. сформировать перечень лучших практик в сфере развития семейного предпринимательства в Российской Федерации для тиражирования в регионах страны.
4. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации проработать возможность включения мероприятий, направленных на развитие и поддержку семейного предпринимательства, в проект Стратегии действий по реализации семейной и демографической политики, поддержки многодетности до 2036 года.
5. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации совместно с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации рассмотреть вопрос о возможности законодательного закрепления механизма бесплатного целевого обучения по выбранной специальности для детей из семейных предприятий при условии их возвращения в семейное дело и практической отработкой не менее пяти лет.
6. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации:
6.1. разработать меры стимулирования создания многодетными семейными предприятиями рабочих мест для лиц «предпенсионного» и пенсионного возраста (наставничество, передача опыта) посредством 100-поцентного софинансирования всех соответствующих социальных отчислений по этим рабочим местам;
6.2. проработать возможность разработки законодательного механизма снижения страховых взносов для работающих многодетных родителей;
6.3. рассмотреть возможность установления государственных преференций для семейных предприятий, которые трудоустраивают инвалидов.
7. Министерству финансов Российской Федерации, Федеральной налоговой службе совместно с Рабочей группой по вопросам семейной политики и повышения рождаемости в субъектах Российской Федерации Совета по развитию социальных инноваций субъектов Российской Федерации при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (сенатор Российской Федерации С.В. Горняков) проработать механизм пошагового снижения налога на прибыль для тех собственников многодетного семейных предприятий, где рождается 4-й, 5-й ребенок и последующие дети.
8. Министерству финансов Российской Федерации совместно с Центральным банком Российской Федерации рассмотреть вопрос об определении правового механизма, позволяющего банкам применять пониженную ставку и увеличенные сроки по бизнес-ипотеке, а также льготные требования к обеспечению залога для многодетных семей и семейных предприятий по различным кредитно-финансовым продуктам и услугам.
9. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
9.1. провести совместно с территориальными торгово-промышленными палатами обсуждение вопросов поддержки и развития семейного предпринимательства при участии представителей институтов развития, организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, банковского сектора, общественных организаций и объединений предпринимателей, научных и образовательных структур, делового и экспертного сообщества, семейного бизнеса, средств массовой информации и других;
9.2. разработать программы поддержки деятельности семейных предприятий, включающие комплекс целевых мер (организационных, финансовых, консультационных, обучающих, маркетинговых, имущественных и других).
9.3. оказывать содействие в создании центров семейного бизнеса на базе территориальных торгово-промышленных палат и в осуществлении их деятельности.
Заместитель Председателя
Совета Федерации Федерального
Собрания Российской Федерации И.Ю. Святенко