Рекомендации
21 июня 2024 года Комитет Совета Федерации по международным делам провёл «круглый стол» на тему: «Роль Российской Федерации в развитии международных транспортных коридоров в современных международных условиях». В заседании «круглого стола» приняли участие сенаторы Российской Федерации — члены Комитета Совета Федерации по международным делам (Г.А.Рапота — ведущий «крулого стола», Ф.М.Мухаметшин, Н.Ю.Никонорова), представители МИД России, Росатома, Миндальвостокразвития, Минэкономразвития, Минтранса России, Евразийского банка развития, Госкорпорации Ростех, АНО «Дирекция международных транспортных коридоров», Федерального агентства морского и речного транспорта, Федерального дорожного агентства, Института проблем транспорта имени Н.С.Соломенко Российской академии наук, НИУ «Высшая школа экономики», АО «ВНИИЖТ», деловых кругов.
Обсуждались вопросы использования транзитного потенциала России в целях формирования Большого Евразийского партнёрства, перспективы вовлечения в этот процесс крупных центров экономического роста российских субъектов в целях выхода отечественных предприятий на зарубежные рынки; возможности создания высокоскоростных магистралей в рамках МТК «Север-Юг», развития Северного морского пути; реализации инициатив российской стороны (в ЕАЭС, СНГ, ШОС, БРИКС, АСЕАН), направленных на интеграцию национальной транспортной системы в мировую транспортную систему.
Участниками подчеркивалось, что налаживание эффективных транспортных маршрутов особенно важно в современных условиях с учетом разрыва устоявшихся на западном направлении транспортно-логистических цепочек и перекраивания карты международных торговых перевозок. В контексте поиска альтернативных путей для России сохраняются очень большие возможности с учетом географического положения нашей страны. Евразия в данном контексте имеет основания стать одним из самостоятельных центров принятия решений и полюсов роста. Такой шанс необходимо активно использовать и предлагать конструктивно настроенным партнерам альтернативные транс-континентальные коридоры.
Идеи, заложенные в основу инициативы Президента Российской Федерации В.В.Путина о Большом Евразийском партнерстве предполагают в качестве одного из приоритетов укрепление транспортно-логистической взаимосвязанности, в том числе за счет развития транспортных коридоров «Север – Юг» и Северный морской путь. Использование потенциала Северного морского пути не только существенно сократит время поставок из Азиатско-Тихоокеанского региона на территорию Российской Федерации, но и даст возможность проложить новые маршруты поставок энергоресурсов с российских арктических месторождений до конечных потребителей в дружественных странах.
Ключевое значение для полноценного запуска МТК «Север – Юг» имеет завершение работы по прокладке бесшовного железнодорожного маршрута через Азербайджан в Иран.
В числе негативных факторов участниками отмечалось отсутствие в России крупнотоннажного контейнерного флота, морского и речного флота, недостаток технического флота, железнодорожного подвижного состава, собственного авиационного транспорта.
Принимая во внимание важность решения задачи обеспечения транспортного суверенитета Российской Федерации и стабильного российского присутствия на рынках дружественных стран, участники «круглого стола» р е к о м е н д у ю т:
Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации:
— взять на парламентский контроль вопросы прокладки бесшовного железнодорожного маршрута через Азербайджан в Иран в рамках проекта МТК «Север – Юг», включая завершение строительства участка железной дороги Астара-Решт, а также выполнение утвержденного Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации А.Р.Белоусовым и заместителем Премьер-министра Азербайджанской Республики Ш.А.Мустафаевым 3 мая 2024 г. Совместного плана действий по созданию нормативной базы, необходимой для развития железнодорожных перевозок и инфраструктуры МТК «Север – Юг»;
— продвигать тематику о возможностях и условиях использования СМП в рамках двусторонних контактов по парламентской линии с наиболее перспективными партнерами, в первую очередь из Китая, Индии и стран АСЕАН.
Правительству Российской Федерации, Росатому, Минтрансу России:
— реализовать планы по созданию в России крупнотоннажного контейнерного флота и обеспечивающих его функционирование глубоководных портов, строительству новых железнодорожных путей, включая высокоскоростные магистрали;
— в целях энергоперехода проработать вопрос об использовании ядерного топлива в морских перевозках, особенно по СМП, разработать и принять постановление, предусматривающее возможность строительства крупнотоннажных торговых судов с использованием ядерной энергетической установки (ЯЭУ);
— предусмотреть меры по открытию новых морских линий, участию российских компаний в строительстве международной инфраструктуры (в т. ч. перегрузочных терминалов) и созданию цифровой инфраструктуры в целях эффективного участия Российской Федерации в международной торговле и обретения роли бенефициара во внешнеторговой системе стран ШОС, БРИКС, АСЕАН;
— обеспечить развитие Восточного коридора, создания новых сквозных направлений Россия-Казахстан-Китай, Россия-Монголия-Китай;
— сосредоточить усилия на развитии транзитных МТК, обеспечивающих выход к Мировому океану, а также магистральной инфраструктуры и логистического сервиса;
— принять меры по развитию экспорта страховых услуг, созданию «мягкой» инфраструктуры МТК, неуязвимой для санкций, расширению деятельности Евразийской перестраховочной компании за пределы ЕАЭС в дружественные государства;
— усилить меры по увеличению пропускной способности и инфраструктурных элементов пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, оснащению их современными железнодорожными терминалами и транспортно-логистическими центрами.
Министерству иностранных дел Российской Федерации:
— проработать возможность включения в повестку рабочих органов объединения БРИКС вопроса о проектах по созданию опорной транспортно-логистической и цифровой инфраструктуры в странах-участниках и партнерах объединения БРИКС;
— проработать возможность включения в повестку двухсторонних переговоров со странами-участниками и партнёрами объединения БРИКС вопросов, связанных с возможностью организации строительства крупнотоннажных торговых судов;
— проработать на уровне БРИКС (в расширенном формате) вопрос о создании и развитии контейнерной линии, которая бы снизила зависимость этой группы стран от перевозок товаров судами третьих стран.
— завершить создание экспертных рабочих групп и составление соответствующих «дорожных карт» в целях формирования транспортного коридора «Россия – Каспийское море – Туркменистан – Узбекистан – Кыргызстан»;
— продолжить изучение возможностей создания нового маршрута Белоруссия – Россия – Казахстан – Туркменистан – Узбекистан – Афганистан – Пакистан, который способствовал бы новому выходу на глубоководные порты Пакистана.
Министерству финансов Российской Федерации:
— предусмотреть в бюджете Российской Федерации на 2025 год финансовые расходы на субсидирование закупок морских терминалов, в т. ч. за пределами Российской Федерации, которые станут элементами опорной сети глубоководных портов.
Минтрансу России:
— в целях диверсификации цепочек поставок и формирования транспортного коридора «Россия – Каспийское море – Туркменистан – Узбекистан – Кыргызстан» завершить создание экспертных рабочих групп и составление соответствующих «дорожных карт».