Первый заместитель Председателя Совета Федерации Андрей Яцкин
Яцкин
Андрей Владимировичпредставитель от исполнительного органа государственной власти Ростовской области
провел круглый стол, организованный Комитетом СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности
на тему «О сводном докладе о государственном контроле (надзоре),
муниципальном контроле в Российской Федерации в 2023 году».
Сенаторы рассмотрели документ, представленный Министерством экономического развития.
Рекомендации
Участники заседания, обсудив Сводный доклад о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле в Российской Федерации за 2023 год, отметили следующее.
Сводный доклад о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле в Российской Федерации за 2023 год (далее — Доклад) является ежегодным докладом о состоянии системы государственного контроля, муниципального контроля.
Доклад подготовлен во исполнение части 10 статьи 30 Федерального закона от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
Доклад подготовлен на основе более 30 тысяч докладов контрольных (надзорных) органов за истекший год и информационных систем и включает информацию об основных тенденциях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в Российской Федерации за отчетный год при осуществлении наиболее массовых видов контроля (надзора).
Итоги 2023 года показывают дальнейшее снижение административной нагрузки на бизнес, которое обусловлено переходом на риск-ориентированный подход, развитием системы профилактики и широкое применение цифровых технологий.
В контрольной (надзорной) деятельности проведение профилактической работы занимает приоритетное место. Число профилактических визитов в 2023 году — 1,1 млн., что почти в два раза больше проведенных в 2022 году – 560 тыс.
Общее количество проверок незначительно (+4,4%) превысило показатель 2022 года. При этом порядка 13,8 тысяч проверок проведено в рамках «публичного» контроля – в соответствии с федеральными законами от 21.12.2021 г. № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» и от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В 2023 году по сравнению с 2022 годом наибольший рост числа
проверок отмечен по таким основаниям, как «индикаторы риска» – в 14,5
раз;
«обращения» – в 1,5 раза. При этом отмечается существенный рост в 2023 году числа проверок за применением контрольно-кассовой техники — в 8,5 раз.
Существенное снижение числа проверок зафиксировано по основанию «исполнение предписаний» — в 2,4 раза по сравнению с 2022 годом.
В практике контрольных (надзорных) органов все больше проверок проводится с использованием средств дистанционного взаимодействия. В разрезе наиболее массовых видов контроля больше всего таких проверок проведено в рамках федерального государственного земельного контроля (надзора) (54080 проверок).
В 2023 году была изменена категория риска порядка 300 тысяч объектов контроля. При этом следует отметить, что контрольными (надзорными) органами недостаточно активно внедряются «калькуляторы рисков», позволяющие рассчитать для контролируемого лица категорию риска в целях подтверждения обоснованности проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий. Такая возможность предусматривается Ространснадзором, Росздравнадзором, Рострудом.
Значительно увеличилось количество индикаторов риска. К концу 2023 года их утверждено свыше 400, что позволило увеличить число внеплановых проверок на основании индикаторов риска в 14 раз. Показатель эффективности составляет 85%: в 9 случаях из 10 индикатор срабатывает правильно, подтверждая первоначальные предположения о нарушениях.
В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 31.01.2024 г. № ДГ-П36-2935 заинтересованными федеральными органами исполнительной власти ведется разработка новых индикаторов риска.
По массовым видам государственного контроля (надзора) необходимо разработать в 2024 году не менее двух индикаторов риска нарушения обязательных требований, а по остальным видам государственного контроля (надзора) не менее одного.
Всего к концу 2024 года, по видам федерального государственного контроля (надзора) будет разработано не менее 90 индикаторов.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.12.2023 г № 3745-р была утверждена Концепция совершенствования контрольной (надзорной) деятельности до 2026 года (далее – Концепция).
В Концепции предусмотрены механизмы развития средств стимулирования добросовестного поведения для отдельных категорий объектов контроля, в том числе предусмотрена реализация пилотного проекта по рейтингованию.
Планируется доработка системы категорирования объектов контроля, в частности требуется учитывать индивидуальные характеристики объектов контроля, предусмотреть возможность снижения категорий риска при соответствии критериям добросовестности. Категорирование объектов контроля должно осуществляться с использованием реестра объектов контроля для формирования единого профиля риска контролируемого лица, что позволит всесторонне оценивать риски.
Кроме того, Концепцией предусмотрены мероприятия, направленные на развитие смежных с контрольной (надзорной) деятельностью процессов, такие как административное делопроизводство, которые также должны быть включены в сквозной процесс.
В целях осуществления контроля за реализацией Концепции в соответствии с утвержденным планом-графиком целесообразно включить соответствующий раздел в Сводный доклад о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле в Российской Федерации за 2024 год.
В соответствии с перечнем поручений по реализации Послания Федеральному Собранию Российской Федерации Президента Российской Федерации от 29 февраля 2024 года одной из основных задач контрольной (надзорной) деятельности является завершение к 1 января 2025 года перехода от временных ограничений на осуществление контрольно-надзорной деятельности к применению системы оценки и управления рисками при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении контролируемых лиц, деятельность которых не относится к высокой или чрезвычайно высокой категории риска причинения вреда, преимущественного на профилактические мероприятия (п.10 пп. «к»).
В рамках этого планируется внести изменения в законодательство, предусматривающие заключение соглашений об устранении нарушений по итогам проверок, которые заменят штрафы.
С учетом обсуждения участники заседания высказали следующие рекомендации:
1. Министерству экономического развития Российской Федерации:
1) включить в Сводный доклад о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле в Российской Федерации за 2024 год дополнительную информацию, содержащую:
— результаты выполнения план-графика реализации Концепции совершенствования контрольной (надзорной) деятельности до 2026 года;
— результаты проведения экспериментов, в том числе по внедрению в контрольную (надзорную) деятельность Ростехнадзора и Росздравнадзора специального приложения «Мобильный инспектор»;
2) проработать вопрос о синхронизации показателей рейтинга субъектов Российской Федерации по контрольной (надзорной) деятельности с Национальным рейтингом состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации, который считается рейтинговым комитетом АНО «Агентства стратегических инициатив» по утвержденной им методологии;
3) обеспечить обсуждение совместно с Советом Федерации проекта Концепции применения беспилотных авиационных систем в контрольной (надзорной) деятельности с планом мероприятий (»дорожной картой») применения беспилотных авиационных систем в контрольной (надзорной) деятельности и применения данных, полученных с использованием беспилотных авиационных систем;
4) поддержать необходимость совершенствования законодательства, в частности:
положений Федерального закона от 31.07.2021 г. № 248-ФЗ
«О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» в части установления возможности взаимодействия в рамках рейдового осмотра более 1 дня с лицами, на которых возложены обязанности
по обеспечению пожарной безопасности (все или отдельные функции) на определенном объекте контроля;
положений Федерального закона от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ
«О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» в части уточнения основания для проведения
контрольных (надзорных) мероприятий органом государственного жилищного надзора
в части исключения обязательности их проведения по обращениям граждан без
подтверждения наличия факта первоначального обращения в адрес лицензиата и (или) контролируемого лица;
5) рассмотреть вопрос о подготовке методических рекомендаций по разработке индикаторов риска для видов регионального государственного контроля, муниципального контроля, а также о разработке типовых индикаторов риска для отдельных видов регионального государственного контроля, муниципального контроля.
6) подготовить предложения по созданию правовых основ проведения эксперимента в отношении бюджетных учреждений по созданию механизма заключения между контролируемым лицом и контрольным (надзорным) органом соглашения о надлежащем устранении выявленных нарушений обязательных требований в случае выявления при осуществлении государственного контроля (надзора) нарушений обязательных требований и, в связи с этим, освобождения их от административной ответственности.
2. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации подготовить предложения по созданию правового механизма по приостановлению или прекращению реализации продукции, в первую очередь пищевой, если действие сертификата соответствия или декларации о соответствии приостановлено либо прекращено.
3. Министерству экономического развития Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проработать вопрос о необходимости подготовки проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части установления в предмете надзора проверки полноты и достоверности сведений, вносимых пользователями в отраслевые федеральные государственные информационные системы (далее – ФГИС), и проекта федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» в части установления административной ответственности за неполноту и недостоверность вносимых во ФГИС сведений.
4. Федеральным контрольным (надзорным) органам:
1) рассмотреть вопрос о целесообразности формирования в отраслевом законодательстве перечня условий, исключающих непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, угрозу для жизни и здоровья людей;
2) ускорить внедрение инструментов стимулирования и оценки добросовестности контролируемых лиц в целях снижения категории риска, в том числе определить критерии и периодичность оценки добросовестности контролируемых лиц.
5. Исполнительным органам власти субъектов Российской Федерации провести эксперимент по рейтингованию в качестве средства стимулирования добросовестного поведения отдельных категорий объектов контроля.
6. Комитету Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности совместно с Комиссией Совета Федерации по мониторингу законодательства Российской Федерации в сфере государственного контроля (надзора) и муниципального контроля продолжить анализ правоприменительной практики Федерального закона от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
7. Председателю Комитета Совета Федерации по Регламенту
и организации парламентской деятельности В.С. Тимченко доложить на заседании
Совета палаты информацию о результатах рассмотрения Доклада.