«Круглые столы»

«Стратегическая стабильность в сложившихся геополитических условиях. Перспективы возобновления многостороннего диалога на условиях учета интересов национальной безопасности Российской Федерации»

Рекомендации

Участники «круглого стола», проведенного совместно с Комитетом по обороне и безопасности в соответствии с Планом мероприятий по реализации Послания Президента России обсудили содержание, генезис и эволюцию понятия Стратегической стабильности, а так же комплексность фактора диалоговой активности Российской Федерации на международных площадках с безусловным учетом интересов национальной безопасности Российской Федерации.

Изначально понятие «стратегическая стабильность» затрагивало отношения СССР и США по проблеме ограничения стратегических наступательных и оборонительных вооружений. Основы концепции стратегической стабильности были заложены во время советско-американских переговоров об ограничении стратегических вооружений (ОСВ) в начале 1970-х годов, которые определили роль, место и способы обеспечения безопасности государства при опоре на стратегические ядерные вооружения.

Однако, факторы, влияющие на стратегическую стабильность, претерпели в условиях изменения мирохозяйственных укладов, существенного влияния на государственную суверенность элементов четвертой промышленной революции и выхода на арену новых, в том числе не только глобальных аспектов существенную трансформацию. Современная комплексность стратегической стабильности носит «глубокий и широкий междисциплинарный феномен, который включает в себя ряд политико-дипломатических, психологических, военно-стратегических вопросов по поводу военно-политических, оперативно-стратегических и военно-стратегических условий минимизации опасности возникновения конфликта с исходом применения ядерного оружия» (определение дано академиком РАН А.А. Кокошиным). Из контекста отчетливо видно, что в настоящее время понятие стратегической стабильности всё больше включает в себя угрозы неядерного характера.

К ним относятся технологии, основанные на искусственном интеллекте, биотехнологии и синтетической биологии, квантовых вычислениях и криптографии, некоторые разработки противокосмического вооружения, включая кинетическое оружие, некинетическое физическое оружие (высокомощные лазеры и микроволны), кибероружие, электронные помехи, гиперзвуковые крылатые ракеты и автономные системы оружия. Указаны также технологии, которые в принципе могут изменить основы многосторонних стратегических отношений, такие как лазерное разделение изотопов для обогащения урана. Сегодня эти технологии находятся ещё на стадии разработки и изучения, но уже в ближайшем будущем они будут широко внедряться.

Поскольку мир становится многополярным и диверсифицированным, изначально двусторонний диалог США и СССР (России) неизбежно расширяется до многостороннего формата. Системность в межгосударственных диалоговых сношениях является необходимым фактором достижения успеха. Современная матрица публичной дипломатии взаимоувязывает действия, как и уполномоченных органов действующих в рамках Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года, так и иных видов публичной дипломатии (культурная, научная, спортивная, конфессиональная и межконфессиональная, цифровая, экологическая, инновационно-технологическая и др.), то есть других акторов существенно влияющих на отдельные аспекты международных коммуникаций. При этом, качественная, системная, много отраслевая, с мониторингом «обратной связи» на всех уровнях взаимодействия коммуникация в сфере стратегической стабильности важна, поскольку недопонимание, отсутствие чётких соглашений и мер сдерживания ядерного расширения и других угроз могут привести к катастрофическим последствиям.

 

Участники «круглого стола» рекомендуют:

 

1. Совету Федерации Федерального собрания Российской Федерации совместно с Советом безопасности Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации, научно-аналитическими центрами и экспертным сообществом:

Провести научно-практическую конференцию по обсуждению федерального закона от 28.06.2014 года № 172 – ФЗ «о стратегическом планировании в российской Федерации» и адаптации концептуальных подходов, нормативно правовых основ и инструментов управления стратегическим планированием к новым реалиям изменяющихся мирохозяйственных укладов, в том числе и существенного ускорения влияния НТП на обеспечение стратегической стабильности Российской Федерации.

 

2. Совету Федерации Федерального собрания Российской Федерации совместно с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, Российской Академией наук, научно-аналитическими центрами и экспертным сообществом, представителями традиционных конфессий:

Провести научно-практическую конференцию по обсуждению современного статуса публичной дипломатии, как в традиционных, так и в иных содержательных конструкциях диалогового процесса, а именно: в части осмысления, систематизации, а также возможных механизмов управления и инструментов агрегации диалоговых консенсусов.