«Круглые столы»

«Круглый стол» на тему «Проблемы и перспективы развития селекции и семеноводства в Российской Федерации»

СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию

 

«Круглый стол»

на тему

«Проблемы и перспективы развития селекции и семеноводства

в Российской Федерации»

 

г. Москва, Совет Федерации

18 июня 2024 года

РЕКОМЕНДАЦИИ

 

Заслушав информацию по вопросу «Проблемы и перспективы развития селекции и семеноводства в Российской Федерации» участники «круглого стола» отмечают следующее.

Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем Послании Федеральному Собранию 29 февраля 2024 года поставил задачу достижения технологического суверенитета – в АПК. Ее необходимо решить, прежде всего, в сфере селекции и семеноводства сельскохозяйственных культур, которые играют важную роль в сельском хозяйстве и являются одним из основных условий его конкурентоспособности.

В настоящее время, в связи с нарастающим санкционным давлением на Российскую Федерацию, особую актуальность приобретает решение задачи обеспечения сельхозтоваропроизводителей для проведения посевных работ в семенами сельскохозяйственных культур, прежде всего отечественной селекции и выращенных на российской территории.

Следует отметить, что сохраняется серьезная технологическая зависимость от зарубежных селекционных достижений. В этой связи важно предпринять все необходимые меры по повышению доли семян отечественной селекции в объеме высеянных, особенно по картофелю, сахарной свекле, кукурузе и масличным культурам, овощам.

В качестве одного из основных направлений по решению задачи импортозамещения в сфере селекции и семеноводства необходимо повысить эффективность реализации Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства по селекции и семеноводству сельскохозяйственных культур на 2017–2030 годы (далее – ФНТП), в рамках которой реализуется 13 подпрограмм.

Успешная реализация ФНТП позволит обеспечить аграриев семенами отечественной селекции с характеристиками на уровне или выше лучших мировых стандартов. При этом важно исключить риски не достижения показателя Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации по самообеспеченности семенами основных сельскохозяйственных культур 75% к 2030 году.

Для решения этой задачи Минсельхозом России в 2023 году была проведена работа по актуализации индикаторов ФНТП и совершенствованию механизма ее реализации и постановлением Правительства Российской Федерации были внесены соответствующие изменения.

Еще одно значимое направление – это развитие фундаментальной науки. В 2022 году Минсельхозу России было передано 11 научно-исследовательских институтов, 9 из которых специализируются на селекции. При этом значительная часть научных организаций в сфере селекции осталась в ведении Минобрнауки России. Министерства планомерно занимаются модернизацией их материально-технической базы.

Также ведется работа по созданию благоприятных условий для инвестиций в отечественное семеноводство — в 2023 году Правительством Российской Федерации были утверждены правила локализации производства семян, в 2024 году введены ограничения на импорт семян.

Новые подходы к реализации ФНТП уже в краткосрочной перспективе должны принести позитивные результаты – повысить импортонезависимость российского сельского хозяйства и обеспечить продовольственную безопасность в сфере селекции и семеноводства.

Для развития отечественных селекции и семеноводства необходимо продолжить работу, направленную на:

обеспечение эффективной защиты интеллектуальных прав на селекционные достижения и усовершенствование системы сбора лицензионных платежей (роялти) за использование сертифицированных семян;

оказание государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям на приобретение отечественных семян;

развитие промышленного семеноводства по всем основным видам сельскохозяйственных культур;

увеличение инвестиций в модернизацию основных фондов семеноводческих хозяйств (обновление парка сельхозмашин, селекционно-семеноводческой техники, строительство семенных заводов, создание линий по протравливанию и инкрустации семян);

широкое внедрение перспективных технологий в селекции и семеноводстве;

повышение эффективности контроля за оборотом семян, в том числе через систему его прослеживаемости на базе информационной системы в сфере селекции и семеноводства;

совершенствование системы государственных сортоиспытаний и регистрации сортов;

обеспечение техникой и оборудованием предприятий и организаций, специализирующихся в сфере селекции и семеноводства сельскохозяйственных культур;

подготовку квалифицированных кадров для предприятий и организаций, специализирующихся в сфере селекции и семеноводства сельскохозяйственных культур;

 увеличение бюджетной поддержки аграрной науки;

обеспечение подготовки студентов и создания условий для проведения ими исследований и разработок, результаты которых будут конкурентными на мировом уровне и востребованы отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Представляется необходимым также принять меры, направленные на обеспечение экономической привлекательности деятельности в сфере отечественной селекции и семеноводства с надежной защитой прав и интересов инвесторов, вкладывающих средства в российскую селекцию и семеноводство.

Исходя из вышеизложенного, участники «круглого стола»

р е к о м е н д у ю т:

 

1. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:

рассмотреть возможность ускорения рассмотрения проекта федерального закона № 325647–8 «О биоресурсных центрах и биологических (биоресурсных) коллекциях».

2. Правительству Российской Федерации:

рассмотреть возможность:

— внесения изменений в нормативные правовые акты в целях обеспечения эффективного сбора роялти селекционерами за использование сельскохозяйственными товаропроизводителями селекционных достижений, в том числе в части разработки проектов федеральных законов о внесении изменений в статьи 1422 и 1428 части четвертой Гражданского Кодекса Российской Федерации, предусматривающих отмену льготного использования селекционных достижений для субъектов малого и среднего предпринимательства, а также в статью 7.12 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в целях введения административной ответственности за нарушение прав на селекционные достижения;

— государственной поддержки коммерческих организаций, выполняющие фундаментальные, научно-технические и прикладные исследования в области селекции сельскохозяйственный культур.

3. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации:

рассмотреть возможность:

— переноса сроков вступления норм Федерального закона от 30 декабря 2021 года № 454-ФЗ «О семеноводстве», в части, предусматривающей проведение генетической паспортизации;

— увеличения сроков льготного кредитования для целей строительства селекционно-семеноводческих центров по производству семян овощных культур в защищенном грунте с 8 до 15 лет;

 — при подготовке проекта приказа, предусмотренного пунктом 9 Приложения № 17 к Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, не устанавливать максимальную мощность производства семян в отношении селекционно-семеноводческих центров по производству семян овощных культур в защищенном грунте;

— внесения изменения в Предельные значения стоимости единиц мощности в отношении селекционно-семеноводческих центров по производству семян овощных культур в защищенном грунте, установленные приказом Минсельхоза России от 18 июля 2023 года № 625 «Об утверждении предельных значений стоимости единиц мощности объектов и маркировочного оборудования», оставив только ценовое выражение стоимости – 7000,0 тыс. рублей за килограмм семян (без учета НДС);

— инициирования внесения изменений в Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 30 января 2020 года № 10 «О единых методах определения сортовых качеств семян сельскохозяйственных растений в рамках Евразийского экономического союза», предусматривающих, что минимальные нормы пространственной изоляции в защищенном грунте не применяются при условии исключения опыления насекомыми;

— определения одним из показателей эффективности селекционно-семеноводческих центров и научных-исследовательских организаций фактическое внедрение в сельскохозяйственное производство;

— разработки подпрограммы ФНТП «Развитие селекции и семеноводства культивируемых грибов»;

совместно с Минэкономразвития России разработать проект изменений в Общероссийский классификатор для полного отражения позиций грибоводческого семенного и посадочного материала;

проработать вопросы:

— стимулирования создания зон семеноводства в наиболее благоприятных для этого субъектах Российской Федерации в соответствии со специализацией по отдельным видам сельскохозяйственных культур и с учетом потребности в семенах отечественного рынка;

— возможности установления в нормативных правовых актах специального регулирования селекции и семеноводства овощных культур, в том числе раздельного регулирования производства и оборота семян для профессионального сельскохозяйственного производства в организованном секторе и для личных подсобных хозяйств;

— обновления материально-технической базы государственных селекционно-семеноводческих учреждений и увеличения инвестиций в модернизацию основных фондов семеноводческих хозяйств (обновление парка сельхозмашин, селекционно-семеноводческой техники, строительство семенных заводов, создание линий по протравливанию и инкрустации семян);

— установления специальных требований к внесению информации по семенам овощных культур в ФГИС «Семеноводство» с учетом значительного количества сортов и гибридов, а также партий семян малого объема;

— оптимизации карантинной сертификация семян в том числе в части оформления карантинного сертификата на всю партию семян, изготовленную семеноводческой организации по итогам уборки урожая, перемещения партий семян из одного региона Российской Федерации в другой (прежде всего между граничащими между собой карантинными зонами), уточнения порядка отбора проб для проведения анализов при получении карантинных сертификатов на партии малого объема, сокращения сроков оформления карантинного сертификата;

— отмены всех субсидий на приобретение элитных семян сортов зарубежной селекции;

— поддержки развития рисоводства, а также развития селекционно-семеноводческих центров и увеличения количества семеноводческих хозяйств в данной сфере;

рассмотреть вопросы совершенствования работы Госсорткомиссии, в том числе в части:

— совершенствования системы испытания сортов и гибридов для объективного определения их характеристик с учетом требований рыночной экономики;

— участия автора или оригинатора в апробации сортов и гибридов, в том числе включения их в комиссию по апробации посевов/посадок овощных культур;

— исключения оплаты за испытания сортов и гибридов сельскохозяйственных культур государственными научными организациями;

— выделения бюджетных ассигнований на обновление материально-технической и технологической базы для проведения государственных сортоиспытаний на конкурсной основе, а также недопущения сокращении числа сортоиспытательных участков;

— привлечения негосударственных (частных) селекционно-семеноводческих, семеноводческих компаний и государственных селекционных центров для проведения государственных сортоиспытаний, которые обеспеченны необходимой техникой, оборудованием, кадрами и прочими ресурсами, а также имеют опыт проведения испытаний сортов сельскохозяйственных растений на хозяйственную полезность методом конкурсных мелкоделяночных опытов для своих нужд;

— изменения системы испытания, оценки и регистрации сортов, приведя ее к требованиям рыночной экономики;

— автоматического включения в Государственный реестр родительские линии для гибридов уже включенных в указанный реестр;

— обновления методик испытаний на хозяйственную полезность овощных культур в том числе в части включения испытаний по показателям транспортабельности, лежкости, скороспелости, пригодности для переработки, устойчивости к болезням, вредителям и неблагоприятным погодным условиям, соответствию размерам, форме и цвету плодов;

— возможности и целесообразности утверждения методики определения размера платы за оказание услуг по испытанию на хозяйственную полезность;

в целях развития питомниководства проработать вопросы:

— разработки механизма регулируемой цены на категории посадочного материала, закрепленные в статье 10 ФЗ «О семеноводстве»;

— корректировки мер государственной поддержки на закладку маточных насаждений с использованием базисного или проверенного посадочного материала отечественного производства;

— стимулирования питомников, работающих по соглашениям с селекционно-семеноводческими центрами;

— повышения требований к базовым питомникам, тиражирующих базисный и проверенный посадочный материал, включая разработку Положение о базовом питомнике;

— повышения ответственности организаций, разрабатывающих проекты закладок насаждений (с момента реализации до окупаемости проекта);

— определения объемов самообеспечения посадочным материалом и формирования «портфеля закладок насаждений» по каждой культуре и сортименту в перспективе на 10–15 лет;

рассмотреть вопрос по выделению необходимого количества земель сельскохозяйственного назначения селекционным организациям для реализации селекционных программ.

4. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации совместно с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации:

принять меры, направленные на:

— подготовку необходимого количества кадров для полного обеспечения цепочки селекции и семеноводства с использованием всех известных приемов повышения эффективности селекционного процесса (программисты, генетики, биохимики, селекционеры и семеноводы, специалистов в сфере защиты растений (вирусологии));

— создания в высших учебных заведениях кафедр селекции и семеноводства, агрономических факультетов для подготовки ученых-агрономов в рамках специалитета;

— обеспечение соответствия образовательных программ подготовки профессиональных кадров потребностям агарной экономики в части объемов и структуры подготовки кадров, необходимых для достижения и поддержания технологического суверенитета в АПК, а также программ переподготовки профессорско-преподавательского состава на кафедрах по селекции и семеноводству;

— обеспечения прохождения специалистами производственной практики или повышения уровня компетенций в отраслевых научных организациях и на базе сельскохозяйственных предприятий;

— внедрения в практику селекционной работы приемов, позволяющих значительно ускорять создание и внедрение селекционных достижений;

— увеличения финансирования фундаментальных и поисковых исследований в сфере АПК.

5. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации:

совместно с Минсельхозом России и Минобрнауки России в целях стимулирования спроса на продукцию сельскохозяйственного машиностроения отечественных государственных и частных селекционных центров, рассмотреть вопрос о государственной поддержке приобретения селекционной техники и лабораторного оборудования в форме возмещения не менее 50% от стоимости за счет средств федерального бюджета;

проработать вопрос поддержки изготовления нестандартного оборудования для семеноводства (высадкопосадочные машины, платформы для сбора, малогабаритные молотилки, выделительные машины и т. д.) при наличии экспертного заключения о работоспособности и наличия договора на изготовление.

6. Высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

проводить мероприятия, направленные на увеличение сельхозтоваропроизводителями приобретения семенного материала отечественной селекции, в том числе рассмотреть возможность разработки региональных мер поддержки приобретения сельскохозяйственными товаропроизводителями семян отечественных сортов и гибридов, прежде всего разработанных в рамках ФНТП;

привести в соответствие с федеральным законодательством региональную законодательную базу в связи с отсутствием работающих механизмов субсидирования производства семян научными организациями;

активизировать работу, направленную на внесение информации во ФГИС «Семеноводство» семеноводческими компаниями и сельскохозяйственными товаропроизводителями.