«Круглый стол» на тему «О мерах по увеличению внутреннего потребления отечественной рыбной продукции и ее доступности для конечного потребителя»
город Москва | 21 мая 2024 года |
РЕКОМЕНДАЦИИ
Рассмотрев с участием сенаторов Российской Федерации, представителей федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, научных организаций, рыбохозяйственных ассоциаций и предприятий, тему «О мерах по увеличению внутреннего потребления отечественной рыбной продукции и ее доступности для конечного потребителя», участники «круглого стола» отмечают следующее.
В результате последовательной работы всех ветвей власти была создана эффективная система управления рыбным хозяйством, что позволило получить значимые результаты. Общий объем добычи (вылова) водных биоресурсов российскими пользователями во всех районах промысла в 2023 году составил 5 369 тыс. тонн. Уровень самообеспечения рыбой и рыбопродуктами в 2023 году, по оценке Минсельхоза России, составил около 163,7% а уровень потребления рыбы и рыбопродуктов 22 кг в год. Объем товарной продукции отечественного рыбоводства (включая производство (выращивание) посадочного материала) в 2023 году составил 402 тысяч тонн, увеличив результат предыдущего 2022 года на 18,6 тыс. тонн (4,8 %). В 2023 году отмечается прирост на 9 % экспорта рыбной продукции до 2,500 тыс тонн. Общий объем экспорта составил 47 % от вылова российской рыбы. В тоже время объем импорта рыбы, рыбопродуктов и морепродуктов, в Россию по данным ФТС России, в 2023 году в сравнении с 2022 годом увеличился на 18 % и составил 656 тыс. тонн.
Несмотря на высокие уловы, внутреннее потребление отечественной рыбной продукции не так уж и велико и отечественная продукция в полной мере не обеспечивает пищевые предпочтения граждан.
В соответствии со Стратегией развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2022 года № 2567-р (далее – Стратегия) в среднесрочной перспективе будут создана промысловая и перерабатывающая инфраструктура, способная увеличить добычу (вылов) водных биоресурсов и объемы выпуска продукции высокого уровня переработки.
Вместе с тем, в условиях сложившейся геополитической ситуации и беспрецедентных санкций, требуется совершенствование документов стратегического планирования рыбной отрасли для обеспечения системной и планомерной работы по достижению поставленных целей.
Так, для увеличения внутреннего потребления отечественной рыбной продукции необходимо дополнить Стратегию целевыми индикаторами ее выполнения «среднедушевое потребление рыбной продукции» (на уровне нормы, рекомендованной Минздравом России 28 кг в год) и «валовая добавленная стоимость по видам деятельности «рыболовство» и «переработка водных биоресурсов» с определением (разработкой) методик расчета указанных показателей. При этом методики должны быть определены (разработаны) до включения целевых индикаторов в Стратегию, что позволит корректно их рассчитать и контролировать.
Совет Федерации неоднократно указывал на то, что насыщение внутреннего рынка по доступной цене должно являться безусловный приоритетом рыбной отрасли. В этой связи важно оптимизировать Стратегию с учётом масштабных изменений мирового рыбного хозяйства и обострения конкуренции за водные биоресурсы, сделав особый акцент на развитии внутреннего рынка, для чего необходимо учесть параметры «дорожной карты» продвижения рыбопродукции, которая сейчас разрабатывается в соответствии с поручением Президента Пр-2005 от 16 августа 2023 года.
В 2023 году также вылов лососей на Дальнем Востоке был один из рекордных за последние 10 лет и достиг 609 тыс. тонн. Однако существенного снижения цен на продукцию в регионах не наблюдается, доступность рыбной продукции ограничивается ее высокой ценой.
По данным мониторинга цен на социально значимые виды рыбной продукции, проведенного Росрыболовством в декабре 2023 года, средняя розничная цена в столичном регионе на кету составила 609,5 руб/кг (на уровне 2022 года), а на горбушу неразделанную — 339 руб/кг (+5% к уровню 2022 года).
Розничная цена на товары рыбной продукции в рамках рыночной экономики не является постоянной величиной и формируется с учетом многих факторов, включая соотношение спроса к объему предложения продукта на рынке, стоимость доставки, сезонность. Организации розничной торговли, действуя в условиях конкуренции, самостоятельно определяют торговую наценку при реализации рыбной продукции.
В этой связи необходимо продолжать работу по установлению размеров предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в том числе рыбную продукцию, и расширению видов рыбной продукции в перечне отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены.
Наряду с этим полагаем, что дополнительным способом увеличения сбыта отечественной рыбной продукции является развитие многоформатной торговли, в том числе малых форм торговли (нестационарные торговые объекты, розничные рынки, ярмарки).
Также необходимо учитывать то, что более 70% всей рыбы добывается на Дальнем Востоке. Основной объем перевозки рыбной продукции из дальневосточных субъектов в центральные регионы России осуществляется железнодорожным транспортом частными операторами – собственниками рефрижераторных контейнеров и вагонов для перевозок рыбной продукции. Государством устанавливается регулируемый тариф, однако стоимость у оператора значительно отличается от этого тарифа. Каждый год она вырастает в августе — октябре в 2 раза. Кроме того, в период пиковых нагрузок не хватает подвижного состава рефрижераторных контейнеров. И это, безусловно, влияет на поставки рыбной продукции в центральную часть Россию, на стоимость рыбной продукции и в конечном счете на доступность рыбной продукции для населения.
В целях исключения таких факторов необходимо организовать круглогодичный мониторинг стоимости доставки рыбной продукции с Дальнего Востока во внутригосударственном железнодорожном сообщении, разработать комплекс мер, направленных на ежегодное снижение роста стоимости перевозки рыбной продукции операторами подвижного состава в летне-осенний период, а также увеличить количество рефрижераторных контейнеров.
Сейчас государством субсидируются перевозки железнодорожным транспортом из дальневосточных субъектов в центральные регионы России только минтая и филе минтая.
Перечнем поручений Главы государства по итогам совещания с членами Правительства Российской Федерации от 3 октября 2023 года № Пр-2005 поручено Правительству Российской Федерации проработать вопрос о выделении из федерального бюджета дополнительных бюджетных ассигнований на субсидирование железнодорожных перевозок рыбы и рыбной продукции, в том числе исходя из необходимости включения в перечень субсидируемой продукции лососевых видов рыб.
В настоящее время это поручение находится в процессе реализации и несомненно сыграет свою положительную роль. Однако, важно предпринять шаги для дальнейшего расширения перечня дальневосточных промысловых видов рыб, перевозка которых субсидируется. В частности, необходимо обсудить возможность расширения этого перечня за счет сельди и сардины–иваси и продукции их переработки.
Освоение биоресурсов Мирового океана является стратегически важным и экономически перспективным направлением развития российского рыбопромышленного комплекса. В целях увеличения доступности рыбной продукции для потребителей и расширения ее ассортимента, важно оказать государственную поддержку рыбопромысловой деятельности в отдаленных районах Мирового океана, в том числе в рамках субсидирования закупок топлива.
Под воздействием природных процессов и развития мировых технологий рыбного промысла и рыбопереработки меняются основные объекты промысла, меняются основные товары мирового рыбного рынка. Все большую значимость приобретают глубоководные виды водных биоресурсов.
В этой связи дополнительную актуальность приобретает вопрос нормирования общего мышьяка в рыбе и рыбной продукции. Он поднимается на различных площадках фактически с момента принятия Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к продукции (товарам), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденных решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 № 299, и вступления в силу Технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011), утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 880.
За это время благодаря совместным усилиям Совета Федерации, Росрыболовства и Минсельхоза России удалось провести необходимые научные исследования и начать рассмотрение вопроса о внесении изменений в указанные документы в части установления допустимого уровня мышьяка в рыбе и рыбной продукции. Однако, пока по данному вопросу нет поддержки со стороны Роспотребнадзора, в этой связи крайне важно продолжение диалога. Скорейшее разрешение вопросов нормирования общего мышьяка в рыбе и рыбной продукции позволит внести существенный вклад в реализацию целей и задач Стратегии и сделает доступной для российского рынка дополнительно свыше 160 тысячах тонн продукции из беспозвоночных, моллюсков, глубоководных видов рыб, водорослей.
Сдерживающим фактором для расширения поставок продукции рыбного промысла на российский рынок по‑прежнему является недостаточный уровень развития и нехватка мощностей береговой производственной и логистической инфраструктуры рыболовства (мощностей по приёмке, хранению, переработке и транспортировке с соблюдением всех требований).
Тема развития отечественных судоремонтных мощностей и создания дополнительных логистических, в том числе холодильных мощностей находится в фокусе внимания Федерального агентства по рыболовству. В рамках реализации второго этапа инвестиционных квот, который начат в 2023 году, предполагается строительство 6 логистических комплексов в границах морских портов: четыре – на Дальнем Востоке и два – на Северном бассейне, которые позволят качественно хранить продукцию и в дальнейшем планомерно её транспортировать. Однако, в условиях нарастающего санкционного давления крайне важным является четкое планирование указанных мероприятий и формирование дополнительных мер поддержки их реализации, в том числе и с участием заинтересованных субъектов Российской Федерации.
Еще одним резервом для увеличения дополнительной качественной рыбной продукции на российском рынке является поддержка развития малых предприятий, которые осуществляют прибрежное и промышленное рыболовство во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации, а также Балтийском, Азовском и Каспийских морях. Требуется применение новых инструментов развития рыбохозяйственного комплекса и в отношении таких предприятий, в частности установление мер государственной поддержки при строительстве малотоннажных рыболовных судов. Особого внимания требует восстановление и интеграция в российское правовое поле предприятий Азово-Черноморского бассейна, расположенных на новых территориях.
Рыбное хозяйство относится к секторам экономики, имеющим большое значение для обеспечения социальной стабильности в прибрежных субъектах Российской Федерации. Почти 8 тысяч рыболовных участков дают свыше 700 тысяч тонн вылова водных биологических ресурсов или 14% общероссийского вылова.
В целях повышения эффективности рыболовства на рыболовных участках Федеральным законом от 24 июля 2023 года № 384-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» установлен принцип долгосрочного закрепления рыболовных участков за плату с исполнением социально-экономических обязательств. Руководителями прибрежных регионов предложен механизм по распределению такого платежа, который предусматривает единовременную уплату в размере 25 процентов в федеральный бюджет и 75 процентов в бюджеты соответствующих регионов равными частями в течение планового периода или с пролонгацией этой рассрочки.
Такой подход, помимо обеспечения сбалансированного подхода по определению платежа за долгосрочное закрепление рыболовных участков и соблюдения пропорции распределения средств между бюджетами всех уровней, позволит избежать возможных существенных ценовых колебаний рыбной продукции, связанных с единовременными выплатами со стороны предприятий рыбохозяйственного комплекса за закрепление рыболовных участков.
Большой потенциал для решения проблемы увеличения внутреннего потребления отечественной рыбной продукции и ее доступности для конечного потребителя содержится в расширении государственных и муниципальных закупок отечественной рыбной продукции с высокой добавленной стоимостью для организации питания в государственных учреждениях.
Существенную поддержку предприятиям рыбохозяйственного комплекса окажет совершенствование законодательства в части уточнения ставок сбора за пользование водными биологическими ресурсами и отмена экспортных пошлин для нескольких категорий продукции из водных биологических ресурсов.
Согласно Стратегии, объем производства продукции товарной аквакультуры (рыбоводства), включая посадочный материал в 2024 году, достигнет 400 тыс. тонн; в 2030 году составит 618 тыс. тонн.
Установленные показатели не в полной мере отвечают тенденции к динамичному наращиванию объемов производства продукции аквакультуры.
Имеющиеся потенциальные возможности для роста производства отечественной товарной аквакультуры делают это направление деятельности перспективным, призванным обеспечить гарантированное и устойчивое снабжение населения страны безопасной и качественной продукцией из водных биоресурсов в непосредственной близости от потребителей. Однако, развитие мари- и аквакультуры, в настоящее время сдерживается из‑за недостаточного развития программ импортозамещения производства кормов и специализированного оборудования, которые позволили бы производить большие объёмы более дешевой продукции и обеспечивать дополнительное конкурентное предложение на рыбном рынке. Во многих странах именно массовое разведение водных биоресурсов, в том числе таких ранее дорогих, как лососёвые, осетровые, сибас, креветки, моллюски, ракообразные позволило насытить рынок и повысить доступность рыбы для населения. С учетом этого представляется целесообразным ускорить программы импортозамещения производства кормов и специализированного оборудования в области аквакультуры.
С учетом состоявшегося обсуждения вопросов, касающихся увеличения внутреннего потребления отечественной рыбной продукции и ее доступности для конечного потребителя, участники «круглого стола» рекомендуют:
1. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, Министерству экономического развития Российской Федерации, Министерству здравоохранения Российской Федерации, Федеральной службе государственной статистики и Федеральному агентству по рыболовству рассмотреть вопрос о дополнении Стратегии:
целевыми показателями «среднедушевое потребление рыбной продукции» и «валовая добавленная стоимость по видам деятельности «рыболовство» и «переработка водных биоресурсов» после утверждения соответствующих методик расчета указанных показателей, разработанных в соответствии с изменениями, внесенными в план статистических работ на 2025 год;
откорректированными положениями с учетом реализации «дорожной карты» продвижения рыбопродукции, разрабатываемой в соответствии с поручением Президента Пр-2005 от 16 августа 2023 года;
разделами по развитию рыбохозяйственного комплекса водных объектов Азово-Черноморского бассейна, Балтийского и Каспийского моря.
2. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации и Федеральному агентству по рыболовству рассмотреть вопросы:
о подготовке предложений по расширению программы субсидирования железнодорожных перевозок рыбной продукции, увеличению финансирования данной меры государственной поддержки и дополнительному включению в перечень субсидируемой рыбной продукции наряду с горбушей сельди и сардины иваси;
о подготовке предложений по формированию программы субсидирования перевозок автомобильным и водным транспортом рыбной продукции с рыбопромысловых участков Арктической зоны и Дальнего Востока Российской Федерации в населенные пункты с железнодорожным сообщением.
3. Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека совместно с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации рассмотреть вопрос об исключении из технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011) максимально допустимого значения нормы общего мышьяка в рыбе и рыбной продукции и включении нормирования органической и неорганической формы мышьяка в рыбе и рыбной продукции в технический регламент Евразийского экономического союза «О безопасности рыбы и рыбной продукции» (ТР ЕАЭС 040/2016).
4. Федеральному агентству по рыболовству совместно с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации дополнительно проработать:
возможность государственной поддержки рыбопромысловой деятельности в отдаленных районах Мирового океана, в том числе в рамках субсидирования закупок топлива;
предложения по планированию сооружения объектов инфраструктуры перевалки, хранения и распределения рыбопродукции в субъектах Российской Федерации;
возможность усиления охраны водных биологических ресурсов на территории отдаленных районов Республики Саха (Якутия) путем создания мобильных постов рыбоохраны;
предложения по сбору объективной информации о вылове (добыче) рыбы при осуществлении любительского рыболовства в каждом из субъектов Российской Федерации;
предложения по стимулированию промысла морских млекопитающих и изготовление продукции их переработки с высокой добавленной стоимостью в целях регулирования их численности.
5. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации при участии союзов, ассоциаций и предприятий рыбохозяйственного комплекса подготовить предложения по мерам государственной поддержки строительства малотоннажного рыбопромыслового флота.
6. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, Министерству просвещения Российской Федерации, Министерству науки и образования Российской Федерации, Министерству юстиции Российской Федерации, Министерству экономического развития, Министерству здравоохранения Российской Федерации, Федеральной службе государственной статистики, федеральным государственным образовательным организациям проработать:
вопрос о включении в План мероприятий («дорожную карту») по увеличению внутреннего потребления отечественной рыбной продукции на период до 2030 года предложение о расширении государственных и муниципальных закупок отечественной рыбной продукции с высокой добавленной стоимостью для организации школьного и дошкольного питания за счет рыбного фарша и продуктов из сурими, а также включения в соответствующие нормы продовольственного обеспечения военнослужащих и некоторых других категорий лиц рыбного филе, фарша, продуктов из сурими;
предложения о внесении изменений в приказ Росстата от 23 декабря 2022 года № 975 «Об утверждении наборов потребительских товаров и услуг и перечня базовых городов Российской Федерации для наблюдения за ценами и тарифами» рыбного фарша, продуктов из сурими, рыбного филе;
предложения по организации регулярных оценок объемов потребления отечественной рыбной продукции в том числе и с высокой добавленной стоимостью для организации школьного и дошкольного питания, продовольственного обеспечения военнослужащих и некоторых других категорий лиц;
предложения по формированию субсидий для субъектов Российской Федерации на обеспечение закупок рыбопродуктов из отечественного рыбного сырья для организации питания в социальных учреждениях.
7. Министерству финансов Российской Федерации, Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, Министерству экономического развития Российской Федерации, Министерству Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики и Федеральному агентству по рыболовству рассмотреть вопрос о внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», предусматривающих нормативы распределения и механизм платы за заключение договоров пользования рыболовных участков на новый срок в соотношении 25 процентов в федеральный бюджет Российской Федерации и 75 процентов в бюджеты субъектов Российской Федерации по месту регистрации пользователей, путем осуществления указанной платы равными частями в течение планового периода в бюджеты соответствующих регионов.
8. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации Министерству финансов Российской Федерации, Министерству экономического развития Российской Федерации, Министерству Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики и Федеральному агентству по рыболовству проработать вопрос о совершенствовании законодательства в части уточнения ставок сбора за пользование водными биологическими ресурсами (спизула, корбикула, шпрот (килька) и др.) и отмены экспортных пошлин для нескольких категорий продукции из водных биологических ресурсов.
9. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, Министерству экономического развития Российской Федерации и Федеральному агентству по рыболовству проработать вопрос об ускорении реализации программ импортозамещения производства кормов и специализированного оборудования для аквакультуры.
10. Министерству экономического развития Российской Федерации, Министерству промышленности и торговли Российской Федерации и Министерству сельского хозяйства Российской Федерации рассмотреть возможность внесения изменений в Правила установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2010 года № 530 в части:
упрощения порядка установления размеров предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в том числе рыбную продукцию;
расширения видов рыбной продукции в перечне отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены.
11. Министерству экономического развития Российской Федерации, Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии совместно с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Федеральным агентством по рыболовству рассмотреть вопрос о внесении изменений в Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКПЭД 029–2014) в части унификации и выработки единого статистического инструментария для обработки и представления статистических данных на основе сопоставления двух классификаторов – ОКПЭД 029–2014, ТН ВЭД ЕАЭС и объектов технического регулирования технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности рыбы и рыбной продукции» (ТР ЕАЭК 040/2016).
12. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральному агентству по рыболовству проработать возможность внесения изменений в действующие нормативные правовые акты в целях реализации возможности представления квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов, неоднократно не реализованных по результатам аукционов, проведенных в установленном порядке, пользователям водных биологических ресурсов, готовых обеспечить доставку уловов водных биологических ресурсов для дальнейшей переработки и реализации на территории Российской Федерации, в том числе в прибрежных субъектах Российской Федерации.
13. Исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации совместно с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики, Федеральным агентством по рыболовству обеспечивать:
развитие многоформатной торговли, в том числе малых форм торговли (нестационарные торговые объекты, розничные рынки, ярмарки);
реализацию мероприятий по популяризации рыбной продукции в публичном пространстве (социальная реклама, проведение тематических фестивалей и дегустаций);
стимулирование расширения ассортимента рыбной продукции, на береговых рыбоперерабатывающих предприятиях.
14. Направить рекомендации «круглого стола» в Правительство Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации, Федеральное агентство по рыболовству, Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральную службу государственной статистики, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам, исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.