«Круглые столы»

«Круглый стол» на тему « законодательного регулирования содержания домашних животных»

«Круглый стол» на тему:

«Актуальные вопросы законодательного регулирования содержания домашних животных»

 

 

Рекомендации

 

Проведя с участием сенаторов Российской Федерации, представителей заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, экспертного и научного сообществ обсуждение актуальных вопросов законодательного регулирования содержания домашних животных, участники «круглого стола» отмечают следующее.

В конце 2018 года в России был сделан важнейший шаг в области обращения с животными — принят Федеральный закон от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее- Федеральный закон № 498-ФЗ), что ознаменовало поворот в сторону гуманности к братьям нашим меньшим.

В то же время, данную область и данный закон в большей степени рассматривают под призмой гуманности обращения с животными, это несомненно важно и нужно, но нельзя упускать ту часть, что данный закон содержит также норму по обеспечению законных интересов граждан и безопасности при обращении с животными.

По результатам мониторинга реализации Федерального закона № 498-ФЗ следует, что одними из наиболее социально значимых в сфере обращения с животными являются проблемы, связанные с регулированием численности безнадзорных животных, в основном собак, в том числе потерявшихся или брошенных владельцами, а также многочисленные факты нападения животных, в том числе имеющих владельца, на человека.

При этом следует отметить, что по данным Минприроды России и Роспотребнадзора, касающихся нападения собак на граждан, большая часть зарегистрированных случаев нападения приходилась на домашних животных.

Установленные Федеральным законом № 498-ФЗ требования к содержанию домашних животных часто на практике не выполняются, особенно в условиях отсутствия законодательно установленных требований по идентификации и регистрации домашних животных владельцами, а также отсутствия административной ответственности владельцев домашних животных за нарушение правил идентификации, регистрации и содержания домашних животных.

В настоящее время в законодательстве о животных до сих пор отсутствует правовой механизм привлечения к административной ответственности за нарушение норм Федерального закона № 498-ФЗ в части соблюдения требований к содержанию домашних животных.

Основная часть субъектов Российской Федерации с учетом правоприменительной практики Федерального закона № 498-ФЗ представила предложения о необходимости внесения изменений в законодательство об ответственном обращении с животными в части:

введения обязательной регистрации, учета и идентификации домашних животных и создания единой базы данных;

принятия на федеральном уровне единых правил содержания домашних животных на территории Российской Федерации;

внесения изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления в нем административной ответственности владельцев домашних животных за нарушение требований к содержанию домашних животных.

Комитет в своей работе по данному направлению неоднократно отмечал, что каждому субъекту Российской Федерации присущи свои климатические условия, а также особенности, связанные с культурно-нравственными ценностями и традиционным отношением коренного населения к животному миру.

В этой связи следует отметить, что Федеральным законом от 14 июля 2022 года № 269-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“ органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены правом по установлению дополнительных требований к содержанию домашних животных, в том числе к их выгулу.

Федеральным законом от 13 июня 2023 года № 230-ФЗ установлена административная ответственность за нарушение общих требований к содержанию животных, к использованию животных в культурно-зрелищных целях, к осуществлению деятельности по обращению с животными владельцами приютов, а также к осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев).

Федеральным законом от 24 июля 2023 года № 377-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“ и статью 44 Федерального закона „Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации“ внесены изменения в требования к содержанию домашних животных, исключающее возможность свободного, неконтролируемого передвижения животного вне мест, разрешенных решением органа местного самоуправления для выгула животных. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с животными отнесены организация мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев и право законодательными актами устанавливать порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев, а также определять перечень мероприятий при осуществлении такой деятельности.

Еще одной темой, требующей регулирования, остается содержание и разведение потенциально опасных собак. Не все хозяева потенциально опасных собак способны контролировать их поведение, поскольку воспитание собак является правом, а не обязанностью владельца. В данный момент на рассмотрении в Государственной Думе находится законопроект, которым предлагается обязать владельцев потенциально опасных собак, которые достигли годовалого возраста, пройти проверку навыков собаки после дрессировки. Это может быть курс общей дрессировки или курс «Управляемая городская собака». Дрессировать собаку можно будет у лиц, которые предоставляют такую услугу (кинологические клубы, кинологи). Кроме того, законопроектом предлагается обязать владельцев потенциально опасных собак маркировать этих собак, осуществлять их учет, а также запретить их разведение в жилых помещениях.

 

С учётом изложенного участники «круглого стола» рекомендуют:

1. Государственной Думе Российской Федерации ускорить принятие проекта федерального закона № 473986–8 «О внесении изменений в статью 9 Федерального закона „Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“, регулирующего содержание и разведение потенциально опасных собак.

2. Правительству Российской Федерации:

2.1. Разработать законодательные предложения, направленные на конкретизацию положений, установленных Федеральным законом № 498-ФЗ, в части:

определения четких полномочий (в том числе контрольно-надзорных) уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с животными, в том числе животными без владельцев;

установления в срок до 1 января 2027 года обязанности физических и юридических лиц по регистрации домашних непродуктивных животных, как одного из основных правовых механизмов реализации ответственного обращения с животными;

принятия в срок до 1 января 2027 года нормы об обязательной идентификации домашних животных;

установления административной ответственности владельцев домашних животных за нарушение требований к содержанию домашних животных;

установления административной ответственности за нарушение правил регистрации и идентификации домашних животных;

создания и внедрения единой федеральной информационной базы данных учета домашних животных;

внедрения доступных для населения, в том числе малоимущего, программ стерилизации домашних животных.

2.2. Проработать вопрос необходимого финансирования за счет средств федерального бюджета или софинансирования строительства и дальнейшего обеспечения деятельности приютов, в том числе разработки типовых приютов для животных без владельцев и их финансирование из федерального бюджета.

2.3. Проработать вопрос расширения системы просвещения населения о правилах содержания непродуктивных домашних животных.

3. Минприроды России:

3.1. В кратчайшие сроки доработать проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“ в части регламентации отношений в сфере разведения животных и внести его в Правительство Российской Федерации.

3.2. При разработке изменений в Федеральный закон № 498-ФЗ принять во внимание национальные стандарты, разработанные Техническим Комитетом 140 Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии «Продукция и услуги для непродуктивных животных»:

— ГОСТ Р 56392–2015 «Услуги для непродуктивных животных. Разведение непродуктивных животных»;

— ГОСТ Р 56391–2015 «Услуги для непродуктивных животных. Содержание непродуктивных животных в городских условиях»;

— ГОСТ Р 56390–2015 «Услуги для непродуктивных животных. Дрессировка собак как средство адаптации к городским условиям»;

— ГОСТ Р 57014–2016 «Услуги для непродуктивных животных. Услуги по временному содержанию непродуктивных животных. Общие требования».

4. Минприроды России совместно с профильными органами государственной власти субъектов Российской Федерации:

4.1. Подготовить предложения с учетом правоприменительной практики Федерального закона № 296-ФЗ и Федерального закона № 377-ФЗ по выработке на федеральном уровне единого подхода по решению проблем регулирования численности, как безнадзорных, так и домашних животных, и обращения с ними.

4.2. Рассмотреть и проанализировать опыт Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (в части организации работы по обращению с непродуктивными домашними животными и животными без владельцев) и Астраханской области (в части организации работы по обращению с непродуктивными домашними животными) для возможного использования при совершенствовании законодательства в данной сфере и применения в регионах.

5. Направить настоящие рекомендации в Государственную Думу, Правительство Российской Федерации, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.