«Круглые столы»

«Правовое обеспечение безопасности несовершеннолетних в информационном пространстве: мониторинг эффективности»

Комитетом Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству совместно с Советом по развитию цифровой экономики при Совете Федерации в соответствии с Планом мероприятий Совета Федерации на весеннюю сессию 2024 года был проведен круглый стол на тему «Правовое обеспечение безопасности несовершеннолетних в информационном пространстве: мониторинг эффективности».

В мероприятии приняли участие сенаторы Российской Федерации, представители Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, федеральных и региональных органов власти, аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации, научного и экспертного сообществ.

В рамках круглого стола обсуждались вопросы правового обеспечения поддержки развития отечественной видеоигровой индустрии, совершенствования правоприменительной практики в сфере оборота внутриигрового имущества, а также вопросы нормативного обеспечения безопасности несовершеннолетних при использовании ими видеоигровых продуктов и сервисов.

В ходе обсуждения отмечено, что видеоигровая индустрия является одной из динамично развивающихся отраслей в цифровой сфере. Социологические исследования показывают существенный рост количества граждан, регулярно или эпизодически играющих в видеоигры. При этом наиболее активными потребителями игровой продукции являются несовершеннолетние.

Участники круглого стола подчеркнули важность развития отечественной видеоигровой индустрии в том числе в целях создания обучающих видеоигр для детей с ограниченными возможностями здоровья, а также в целях формирования традиционных ценностных ориентиров для подрастающего поколения.

Вместе с тем отмечена необходимость дальнейшего развития механизмов защиты несовершеннолетних, являющихся пользователями видеоигровых сервисов, от информации, причиняющей вред их здоровью.

Кроме того, в ходе обсуждения было указано на необходимость выработки единообразного подхода в правоприменении норм законодательства, регулирующих оборот внутриигрового имущества, в том числе при разрешении судебных споров.

С учетом состоявшейся дискуссии участники круглого стола полагают целесообразным рекомендовать:

1. Министерству цифрового развития связи и массовых коммуникаций Российской Федерации:

рассмотреть вопрос о целесообразности предоставления дополнительных мер поддержки российским разработчикам видеоигр, используемых в целях развития, воспитания и образования несовершеннолетних.

2. Министерству экономического развития Российской Федерации совместно с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека:

рассмотреть вопрос о целесообразности введения добровольной маркировки видеоигр, отражающей положительные характеристики данных цифровых продуктов (например, возможность использования в сферах образования, воспитания, просвещения и др.).

3. Министерству просвещения Российской Федерации совместно с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации:

рассмотреть вопрос о целесообразности введения особых критериев экспертизы специализированных видеоигр, учитывающих образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, при их включении в федеральный перечень электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

4. Федеральной налоговой службе совместно с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации:

рассмотреть вопрос о целесообразности совершенствования налогового законодательства, а также законодательства в сфере организации и проведения азартных игр и лотерей в части установления особенностей регулирования оборота внутриигрового имущества.