«Круглые столы»

«О совершенствовании законодательства об административной ответственности органов местного самоуправления и их должностных лиц»

Комитетом Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству в соответствии с Планом мероприятий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на весеннюю сессию 2024 года совместно с Комитетом Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера и Комитетом Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности был проведен круглый стол на тему «О совершенствовании законодательства об административной ответственности органов местного самоуправления и их должностных лиц».

В работе мероприятия приняли участие сенаторы Российской Федерации, представители Администрации Президента Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства экономического развития Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Федеральной службы судебных приставов, Федеральной антимонопольной службы, Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Верховного Суда Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных организаций, экспертного сообщества.

В Послании Федеральному Собранию 29 февраля 2024 года Президент Российской Федерации В.В. Путин указал особую роль и ответственность органов местного самоуправления (далее – МСУ). Как часть единой системы публичной власти МСУ вовлечены в решение задач стратегического развития страны, реализацию национальных проектов, на них возлагаются отдельные публичные полномочия государственных органов. Эффективность работы МСУ во многом зависит от качества правового регулирования, обеспечивающего реализацию ими публичных функций и полномочий, взаимодействие с государственными, в том числе контрольно-надзорными органами. Актуальным направлением развития законодательства является принятие дополнительных мер по повышению эффективности контрольно-надзорной деятельности и снижению случаев привлечения МСУ и их должностных лиц к административной ответственности.

По итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления, состоявшегося 20 апреля 2023 года, Президентом Российской Федерации был утвержден перечень поручений (утв. Президентом Российской Федерации 04.06.2023 № Пр-1111). Правительству Российской Федерации было поручено представить предложения:

— по нормативному закреплению практики применения риск-ориентированного подхода, проведения профилактических мероприятий, в том числе профилактических визитов, использования механизмов продления сроков исполнения предписаний об устранении нарушений обязательных требований и процедуры досудебного обжалования при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью органов местного самоуправления;

— по учету особенностей, связанных с формированием местных бюджетов и процедурой муниципальных закупок, при выдаче предписаний об устранении нарушений, выявленных при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью органов местного самоуправления;

— по разработке механизмов оптимизации задолженности органов местного самоуправления и подведомственных им муниципальных организаций по уплате административных штрафов, наложенных по результатам осуществления государственного контроля (надзора), и по исполнительским сборам.

Учитывая важность данной тематики, актуальные вопросы совершенствования контроля и надзора за деятельностью МСУ и муниципальных учреждений рассматривались на заседании Совета по местному самоуправлению при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (7 ноября 2023 года); на ежегодном совещании Председателя Совета Федерации В.И. Матвиенко со статс-секретарями – заместителями руководителей федеральных органов исполнительной власти (4 декабря 2023 года); в рамках межведомственного совещания в Генеральной прокуратуре Российской Федерации (15 апреля 2024 года).

В ходе круглого стола участники обсудили существующую проблематику в рассматриваемой сфере, имеющиеся результаты выполнения уполномоченными органами государственной власти поручений по подготовке поправок в действующее законодательство и совершенствованию практики осуществления контроля (надзора) за деятельностью органов местного самоуправления и их должностных лиц, а также определили направления дальнейшей законодательной работы.

По итогам выступлений и высказанных предложений участники круглого стола полагают целесообразным рекомендовать:

1. Министерству юстиции Российской Федерации:

1.1. Ускорить подготовку изменений в Федеральный закон от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в части освобождения должников – органов местного самоуправления и подведомственных им организаций от уплаты исполнительского сбора по исполнительным документам, содержащим требования неимущественного характера.

1.2. Рассмотреть вопрос о целесообразности внесения изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления возможности применения положений статьи 4.11, части 13–3 статьи 32.2 о замене административного штрафа предупреждением, а также возможности уплаты административного штрафа в размере половины суммы в отношении органов местного самоуправления и подведомственных им организаций в случае, если дело об административном правонарушении возбуждено правоохранительными органами или прокурором.

2. Министерству юстиции Российской Федерации совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации проработать вопрос о механизме заключения и реализации соглашения между контрольным (надзорным) органом и контролируемым лицом, закрепляющего «дорожную карту» устранения нарушений, выявленных в ходе контрольной (надзорной) деятельности в отношении органов местного самоуправления и подведомственных им организаций и (или) их должностных лиц, исполнение которой будет являться основанием освобождения указанных лиц от административной ответственности.

3. Министерству юстиции Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерациирассмотреть вопрос о необходимости законодательного закрепления порядка исполнения и централизованного учета судебных актов, обязывающих органы местного самоуправления и (или) их должностных лиц совершить определенные действия, связанные с осуществлением полномочий по решению вопросов местного значения и предусматривающие расходование средств местного бюджета.

4. Министерству финансов Российской Федерации совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации ускорить работу по подготовке изменений в законодательство Российской Федерации в части предоставления органам местного самоуправления гарантии по компенсации дополнительных затрат, возникающих в связи с осуществлением переданных им отдельных государственных полномочий, в том числе административных расходов и расходов, возникающих в связи с исполнением судебных решений по вопросам реализации таких полномочий, и по созданию механизмов ограничения ответственности органов местного самоуправления за исполнение переданных им отдельных государственных полномочий только в объеме выделенных на их исполнение субвенций из федерального бюджета и (или) бюджетов субъектов Российской Федерации.

5. Комитету Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству совместно с Комитетом Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера и Комитетом Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности продолжить мониторинг практики осуществления контроля (надзора) за деятельностью органов местного самоуправления и их должностных лиц и привлечения указанных субъектов к административной ответственности по результатам контрольных (надзорных) мероприятий, а также обобщение и анализ предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации в данной сфере.