«Круглые столы»

«Актуальные вопросы законодательного регулирования и механизмов саморегулирования в сфере реализации товаров и услуг с использованием сети интернет»

Руководитель рабочей группы по законодательному обеспечению развития Национальной системы защиты прав потребителей при Комитете СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности Виктор Зобнев провел «круглый стол на тему „Актуальные вопросы законодательного регулирования и механизмов саморегулирования в сфере реализации товаров и услуг с использованием сети интернет“

(Подробнее)


 

Рекомендации

Основной темой обсуждения стали вопросы совершенствования законодательного регулирования деятельности маркетплейсов.

В работе «круглого стола» приняли участие сенаторы Российской Федерации, представители федеральных органов исполнительной власти (Минпромторга России, ФАС России, Роспотребнадзора), Центрального банка России, экспертного сообщества, коммерческих и общественных организаций, которые отмечают следующее.

Рынок интернет-торговли в России демонстрирует успешное развитие. Значимость маркетплейсов и их роль на рынке возрастают. По оценке Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), объем интернет-торговли в России за 2023 год составил 6,4 трлн рублей. По данным опроса ВЦИОМ в 2023 году хотя бы раз совершали покупку на маркетплейсах 71% россиян.

Лидером российского рынка онлайн-торговли в 2023 году являлся маркетплейс Wildberries, который увеличил оборот (без учёта услуг) на 80% в сравнении с 2022 годом до 2,5 трлн рублей. Второе место впервые занял «Авито», его оборот достиг 1,9 трлн рублей. Ozon занял третью позицию с оборотом в 1,64 трлн рублей, что на 108% больше показателя годичной давности. К крупнейшим маркетплейсам относятся также «Яндекс.Маркет», «МегаМаркет» и AliExpress.

Эксперты выделяют несколько трендов в сфере электронной торговли в России. Одним из них является консолидация онлайн-торговли в России на двух крупнейших маркетплейсах. Так, ФАС признала Ozon и Wildberries компаниями, занимающими доминирующее положение на рынке онлайн-ритейла. Вместе они занимают 80% рынка.

Еще один тренд заключается в развитии маркетплейсами и агрегаторами новых сегментов продаж (например, туристических, финансовых услуг, услуг ремонта). Отмечается также прагматичное покупательское поведение, которое ведет к активному развитию продаж и покупок товаров через социальные сети и классифайды (сервисы объявлений), причем как бывших в употреблении товаров, так и новых.

Наиболее распространенным способом доставки товаров с маркетплейсов остаются пункты выдачи заказов (ПВЗ). Так, сеть Wildberries насчитывает более 30 тыс. ПВЗ, у Ozon действует более 25 тыс. ПВЗ.

Таким образом, в настоящее время маркетплейсы выступают эффективным и привлекательным каналом продаж как для потребителей, так и для предпринимателей, и их популярность постоянно растет. Перераспределение доли классической (офлайн) розницы и доли самостоятельных интернет-магазинов происходит именно в пользу маркетплейсов.

Такая популярность обуславливается рядом факторов: минимальный порог входа для предпринимателей, широчайший ассортимент, конкурентные цены, удобный сервис и гарантированный сбыт. Однако названные факторы, выступая драйвером для роста самих маркетплейсов, провоцируют ряд негативных последствий. Так, минимальный порог входа для предпринимателей, отсутствие надлежащей проверки поставщиков и ассортимента, а также жесткая ценовая конкуренция приводит к появлению на маркетплейсах значительного количества нелегальной продукции.

Проводимые исследования показывают, что даже в тех категориях продукции, где маркетплейсы могут автоматически, на основании сведений государственных информационных систем, отсеивать нелегальных участников оборота, данные мероприятия не осуществляются и онлайн площадки фактически становятся своего рода зонтичным брендом для недобросовестных продавцов и одним из основных каналов реализации нелегальной продукции.

Аналогичная ситуация складывается с товарами, имеющими в своем составе запрещенные компоненты, которые легко могут быть отсеяны на основании их описания. Однако и эти мероприятия маркетплейсами не всегда реализуются.

Недостаточная правовая определенность статуса маркетплейсов позволяет им не только не проводить надлежащую проверку поставщиков и ассортимента, но и минимизировать издержки за счет ущемления установленных законом прав потребителей. Отсутствие возможности обмена товара, платные возвраты, ограничения на отказ от товаров надлежащего качества, обусловливание возврата неисправных крупногабаритных товаров приобретением дополнительных товаров и услуг – все это широко практикуется крупнейшими маркетплейсами и находит свое отражение в их публичных офертах.

Одна из причин подобного неправомерного поведения – несовершенство существующего понятийного аппарата, которое приводит к ситуациям, когда владелец агрегатора одновременно выступает и в качестве маркетплейса (площадки для реализации товаров третьих лиц) и в качестве продавца, однако ограничивает свои обязанности исключительно статусом владельца агрегатора. Другая негативная тенденция – когда площадка фактически выступает местом для выбора товаров, а также предоставляет инструменты для заключения договоров (в некоторых случаях – и для оплаты), но за счет использования существующих пробелов в регулировании и различных юридических конструкций избегает даже минимальных обязательств владельца агрегатора (площадки объявлений, социальные сети).

Как следствие, число нарушений (признаков нарушений) обязательных требований, выявляемых органами Роспотребнадзора на крупнейших маркетплейсах, выросло с 2020 года более чем в 9 раз, по отдельным маркетплейсам – в 100 раз.

Формируя гарантированный канал сбыта нелегальной продукции, маркетплейсы также оказывают деструктивное влияние на отечественное производство потребительских товаров и импортозамещение. Товар, ввезенный с нарушением обязательных требований (пошлины, налоги и сборы, подтверждение соответствия, маркировка, документация, сервисная поддержка), традиционно выигрывает по цене у легальной продукции в силу меньших затрат, поэтому у предпринимателей все меньше стимулов развивать внутреннее производство. Государство в свою очередь теряет таможенные и налоговые поступления, рабочие места, происходит торможение процессов импортозамещения.

Формируются условия для недобросовестной конкуренции, поскольку продавцы, реализующие на маркетплейсах продукцию, соответствующую обязательным требованиям, оказываются в неравных конкурентных условиях с предпринимателями, пренебрегающими данными требованиями и не несущими соответствующих издержек.

Особого внимания заслуживает тот факт, что бо́льшая часть нелегальных практик носит скрытый характер, а отсутствие у потребителей специальных познаний не позволяет обнаружить основной массив нарушений.

Вышеуказанные обстоятельства в комплексе приводят к следующим негативным последствиям для общества и государства: деградация отечественного производства, замедление импортозамещения; нарушение прав потребителей; недобросовестная конкуренция; снижение поступлений в бюджет. Подобное положение дел со всей очевидностью требует уточнения правового статуса маркетплейсов.

Принимая во внимание обстоятельства и характер деятельности маркетплейсов, концепция регулирования деятельности владельцев агрегаторов, вместе с тем, должна предполагать отделение ситуаций, когда маркетплейс не имеет объективной возможности определить недобросовестного поставщика или нелегальную продукцию от тех случаев, когда нарушения могут быть выявлены с помощью общепринятых процедур проверки контрагентов, предполагающих, в том числе, использование государственных информационных систем и иных цифровых инструментов.

В контексте проблемы маркетплейсов внимания заслуживают и иные неурегулированные каналы реализации потребительских товаров, такие как площадки объявлений и социальные сети. Владельцы данных информационных ресурсов полностью находятся вне сферы регулирования законодательства о защите прав потребителей, при этом широко используются различными хозяйствующими субъектами для осуществления предпринимательской деятельности, формируя еще один широкий канал реализации нелегальной продукции.

Отдельного внимания заслуживает проблема повсеместного навязывания маркетплейсами несправедливых договорных условий бизнес-пользователям своих платформ – продавцам и владельцам ПВЗ, абсолютное большинство которых – субъекты малого предпринимательства. Типичными являются такие практики, как одностороннее увеличение маркетплейсом стоимости оказываемых продавцам услуг, уменьшение размера уплачиваемого владельцам ПВЗ вознаграждения, установление обременительных штрафов и взимание их в безакцептном порядке.

Подобные практики приводят к массовым конфликтам. Так, в марте 2023 года некоторые владельцы и сотрудники пунктов Wildberries объявили о приостановке работы в знак протеста против системы штрафов за возврат и подмену товаров. Сообщалось о росте изначально символических штрафов в 3–5% от стоимости товара до 50–60%, что поставило вопрос о рентабельности бизнеса ПВЗ. Экспертный совет при ФАС России рекомендовал отказаться от резкого одностороннего изменения условий работы и правил продажи товаров на площадке.

На необходимость всестороннего законодательного регулирования деятельности маркетплейсов указывает и зарубежный опыт. К примеру, в КНР действует закон «Об электронной коммерции», регламентирующий права, обязанности и ответственность операторов платформ цифровой коммерции, определяющий порядок их работы с продавцами и покупателями, предусматривающий механизмы разрешения споров. В Евросоюзе вступил в силу Акт о цифровых рынках (Digital Markets Act), который направлен на определение и регулирование цифровых платформ, деятельность которых представляет особую значимость для конкуренции и может помешать ее сохранению и развитию.

 

Заслушав и обсудив доклады и выступления, рассмотрев материалы, участники «круглого стола» считают необходимым рекомендовать:

 

1. Правительству Российской Федерации при формировании подходов к регулированию деятельности маркетплейсов (владельцев агрегаторов) и оценке соответствующих законодательных инициатив исходить из целесообразности учета и реализации следующих принципов:

1) установление обязанности маркетплейсов (до предоставления продавцам возможности разместить товарное предложение) использовать общедоступные государственные информационные системы для проверки продавцов и товаров на предмет их соответствия обязательным требованиям (Государственная информационная система мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации; Государственная интегрированная информационная система в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота; Единый реестр сертификатов соответствия и деклараций о соответствии и др.);

2) установление обязанности владельцев агрегаторов до размещения товарных предложений проверять наличие у продавцов документов, подтверждающих соответствие товаров обязательным требованиям, в том числе сертификатов соответствия, деклараций о соответствии, свидетельств о государственной регистрации продукции и др., а также кодов маркировки, соответствующих планируемой к реализации продукции (ее наименованию, количеству и т. д.);

3) введение для владельцев агрегаторов ответственности, аналогичной ответственности продавцов (гражданско-правовой, административной, уголовной), за реализацию нелегальной продукции, если ее нелегальный характер мог быть выявлен владельцем агрегатора путем использования государственных информационных систем, путем запроса у продавца соответствующих документов и (или) путем анализа предоставляемого продавцом описания товара;

4) установление обязанности владельцев агрегаторов обеспечить соблюдение продавцами прав потребителей, в том числе права на информацию о товаре, права на возврат или обмен товара надлежащего качества, прав при обнаружении в товаре недостатков, а также введение запрета для владельцев агрегаторов устанавливать для потребителей иные ограничения и обременения по сравнению с правилами, предусмотренными законом, и препятствовать реализации законных прав потребителя;

5) установление возможности взыскания убытков и применения иных мер гражданско-правового характера к владельцам агрегаторов в случае несовершения ими действий по обеспечению реализации прав потребителей;

6) необходимость унификации правового статуса маркетплейсов (владельцев агрегаторов) и площадок объявлений (а также социальных сетей) в тех случаях, когда они используются для осуществления предпринимательской (систематической) деятельности по продаже товаров потребителям;

7) ограничение возможности одностороннего изменения владельцами агрегаторов условий договоров с продавцами и владельцами пунктов выдачи заказов (ПВЗ), а также установление обязанности владельцев агрегаторов заблаговременно (не позднее указанного в законе срока) уведомлять о предстоящих изменениях;

8) установление максимально допустимого размера платы, взимаемой с продавцов владельцами агрегаторов за информационные, логистические и прочие услуги, – в виде определенной доли (процента) от цены товара;

9) установление максимально допустимого размера договорной неустойки и штрафных санкций, которые владельцы агрегаторов вправе взимать с продавцов и владельцев ПВЗ, а также исчерпывающего перечня условий, при которых она может взиматься, в том числе списываться со счетов в безакцептном порядке;

10) определение перечня оснований, позволяющих владельцам агрегаторов в одностороннем порядке блокировать товарные предложения и (или) продавцов (отсутствие статуса легального участника оборота продукции, подлежащей обязательной маркировке средствами идентификации; реализация нелегальной продукции; обман потребителей и т. п.).

 

2. Правительству Российской Федерации совместно с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека рассмотреть вопрос о разработке и утверждении перечня товаров повышенного риска, реализация которых с использованием агрегаторов информации запрещена ввиду невозможности обеспечения их качества и безопасности при таком способе продажи (пестициды и агрохимикаты, аварийно химически опасные вещества, пиротехническая, алкогольная, спиртсодержащая продукция, ветеринарные препараты и т. п.);

 

3. Федеральной антимонопольной службе организовать мероприятия по пресечению недобросовестной конкуренции на маркетплейсах, выражающейся в получении хозяйствующими субъектами (продавцами) преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности за счет нарушения законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей, о техническом регулировании, о маркировке и прослеживаемости, а также на систематической основе проводить работу с владельцами агрегаторов (хозяйствующими субъектами, владеющими цифровыми платформами) по предупреждению таких практик.

 

4. Министерству экономического развития Российской Федерации представить в Комитет Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности результаты оценки регулирующего воздействия законодательных инициатив по регулированию деятельности маркетплейсов: законопроекту № 445923–8 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации“ и в статьи 12 и 18 Закона Российской Федерации „О защите прав потребителей» (в части организации деятельности маркетплейсов) и законопроекту № 568223–8 «О государственном регулировании торговой деятельности агрегаторов информации о товарах в Российской Федерации и о внесении изменений в Федеральный закон „Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации“» (в части организации деятельности маркетплейсов).

 

5. Комитету Государственной Думы по промышленности и торговле содействовать ускорению рассмотрения законопроекта о защите прав граждан при оформлении цифровых подписок (Законопроект № 405607–8 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300–1 „О защите прав потребителей“).

 

6. Банку России содействовать внесению в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих определение механизма защиты прав граждан и предоставления им гарантий при приобретении товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) с использованием рассрочки, не предполагающей взимание платы с граждан за ее использование.