«Круглые столы»

«Формирование нового контура равной и неделимой безопасности в Евразии. Роль Российской Федерации как гаранта миропорядка»

Рекомендации

Комитет Совета Федерации по международным делам совместно с Комитетом Совета Федерации по обороне и безопасности 4 июня 2024 г. провели «круглый стол» на тему «Формирование нового контура равной и неделимой безопасности в Евразии. Роль Российской Федерации как гаранта миропорядка» во исполнение Плана мероприятий (перечня поручений) по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 29 февраля 2024 года.

В мероприятии приняли участие: заместитель Председателя Совета Федерации К.И.Косачев, председатель Комитета Совета Федерации по международным делам Г.Б.Карасин, первый заместитель председателя Комитета по обороне и безопасности В.А.Чижов, члены Комитета Совета Федерации по международным делам и Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, заместитель Министра иностранных дел РФ М.Ю.Галузин, заместитель начальника 1 управления Главного оперативного управления Генерального штаба Вооруженных сил РФ С.В.Шелухин, директор Института востоковедения РАН А.К.Аликберов, генеральный директор Российского совета по международным делам И.Н.Тимофеев, директор Центра евроазиатских исследований Института международных исследований МГИМО (У) МИД России И.А.Сафранчук, руководитель Центра постсоветских исследований Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений им.Е.М.Примакова РАН Э.Г.Соловьев, декан факультета международных отношений МГИМО (У) МИД России А.А.Сушенцов и другие представители научно-экспертного сообщества.

Обсуждение состоялось в закрытом режиме. Участники мероприятия констатировали, что потребность в новой модели безопасности в Евразии связана с усугубляющимся кризисом вокруг евроатлантических структур, прежде всего ОБСЕ, которая превратилась в маргинальную и проблемную структуру, не готовую позитивно влиять на положение дел в сфере безопасности. Политизация существующих международных институтов в пользу интересов западных государств привела к деградации стратегической стабильности, режима контроля над вооружениями, политике вмешательства во внутренние дела.

Возникшие на фоне региональных и международных противоречий новые геополитические реалии и становление многополярного мира диктуют необходимость формирования прочной системы безопасности на евразийском пространстве, которая должна строиться на равенстве всех государств, исключая блоковое противостояние и претензии на глобальное лидерство. Важнейшей опорой в этой работе должны стать подлинно демократические межгосударственные структуры, где продвигается конструктивная повестка дня и действует принцип консенсуса, а не блоковой дисциплины. Речь идет о необходимости углубления разноплановых связей между такими многосторонними объединениями, действующими на пространстве Большой Евразии, как СНГ, ОДКБ, ЕАЭС, Союзное государство Белоруссии и России, ШОС, АСЕАН, Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии, Лига арабских государств, Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива. Совместные усилия по формированию архитектуры евразийской безопасности призваны ответить на опасное накопление конфликтного потенциала в Азиатско-Тихоокеанском регионе, обострение ситуации на Ближнем Востоке, множественные проблемы регионов Южного Кавказа и Центральной Азии, нарастание военных угроз в отношении России из‑за деструктивной политики коллективного Запада.

Евразия представляет собой единое геополитическое пространство, на котором до сих пор отсутствует профильная трансрегиональная структура, объединяющая государства Евразии – от Европы и Ближнего Востока до Центральной, Южной, Юго-Восточной Азии. С появлением новых разделительных линий в Европе, кризисом мандата ОБСЕ И НАТО, объединение государств в Евразии становится востребованным в целях обеспечения безопасности, защиты суверенитета и стратегической стабильности.

Особое значение, по мнению участников круглого стола, имеет российско-китайское сотрудничество, т. к. Москва и Пекин играют важную уравновешивающую роль в мировых делах. Учитывая схожесть угроз, исходящих от Запада как для Москвы, так и для Пекина, наши страны объективно заинтересованы в том, чтобы начать диалог по формированию новой архитектуры евразийской безопасности с подключением заинтересованных стран и международных объединений по реализации данной инициативы. Эта тема получила отражение в совместном заявлении Президента Российской Федерации В.В.Путина и Председателя КНР Си Цзиньпина по итогам их встречи в Пекине 16 мая 2024 года, в котором отмечается, что нынешние геополитические реалии «высвечивают востребованность формирования устойчивой системы безопасности на евразийском пространстве, в полной мере соответствующей принципу равной и неделимой безопасности».

Докладчики особо подчеркнули, что евразийская система безопасности должна быть открытой к присоединению всех государств, расположенных на континенте, включая как Азию, так и Европу, — настроенных на отказ от конфронтационной политики, следование принципу неделимости безопасности и на прагматичное взаимоуважительное сотрудничество, предполагающее согласование баланса интересов по всем вопросам. При этом Россия, будучи евразийской державой с многовековой историей, традиционно выполняет роль гаранта стабильности и безопасности в регионе, отстаивая принципы многополярного миропорядка.

Учитывая вышеизложенное, участники «круглого стола» 

р е к о м е н д у ю т:

Министерству иностранных дел Российской Федерации: 

1. Предложить заинтересованным зарубежным партнерам провести обмен мнениями в целях определения практических действий по выстраиванию неделимого пространства безопасности в Евразии, в том числе путем совместной разработки декларации «О модели общей и всеобъемлющей безопасности для Евразии XXI века» с последующей возможной подготовкой полноценной «Хартии евразийской безопасности» (аналог Стамбульского документа ОБСЕ 1999 г.).

 

2. Приглашать заинтересованных зарубежных партнеров к диалогу о возможном создании «Совещания по безопасности в Евразии», которое в будущем может быть трансформировано в полноценную организацию с трансрегиональным статусом. Основой для этого может стать идея Президента Российской Федерации В.В.Путина о формировании Большого Евразийского партнерства, а организационной основой для соответствующих консультаций – площадки СНГ, ЕАЭС, ШОС, АСЕАН, диалог «Россия – Центральная Азия» (5+1), а также казахстанская инициатива СВМДА.

В основу евразийской архитектуры должен быть заложен принцип общей, равной и неделимой безопасности, которому необходимо придать единообразное толкование и закрепление в учредительных (юридически обязательных) документах. Важно также инициировать разработку Конвенции о системе мирного урегулирования споров в Евразии, а также Конвенции по примирению и арбитражу.

Евразийская система безопасности должна базироваться на принципе распределения ответственности и отказа от доминирования какого‑либо одного государства. На практике это может воплощаться в принятии решений методом консенсуса, равной представленности граждан государств-членов в секретариатах международных организаций, справедливых и сбалансированных правилах процедуры, ротации в руководящих органах.

При формировании архитектуры евразийской безопасности также необходимо учитывать идею многомерности безопасности, включающей широкий круг тем, в том числе «гибридные угрозы», безопасность в цифровой среде, вмешательство во внутренние дела, политизацию экономики, финансов, культуры и спорта и другие важные вопросы.

3. Приоритетное внимание в работе предлагается уделять взаимодействию с ключевыми государствами, определяющими силовой потенциал Евразии, — с Китайской Народной Республикой и Индией, в том числе в формате «Россия-Индия-Китай», являющимся одним из ключевых факторов мировой и региональной политики.

4. Всемерно способствовать укреплению потенциала и роли ШОС в обеспечении безопасности в Евразии и содействии комплексному совершенствованию ее деятельности с учетом современных геополитических реалий.

5. Продолжить углубление взаимовыгодного сотрудничества в формате «Россия – Центральная Азия» как важнейшего фактора региональной стабильности и устойчивого развития. 

Федеральному Собранию Российской Федерации: 

1. Активизировать взаимодействие как на двусторонней, так и на многосторонней основе с заинтересованными парламентами иностранных государств по продвижению инициативы Президента Российской Федерации В.В.Путина о формировании равной и неделимой безопасности в Евразии.

2. Провести обмен мнениями с зарубежными парламентариями по вопросу возможного создания парламентского измерения внутри евразийской системы безопасности, путем организации ежегодной конференции парламентариев по безопасности. Парламентское измерение должно содействовать поддержанию и укреплению трансрегиональных отношений, которые будут положены в основу системы евразийской безопасности, а также способствовать большей легитимности решений, принимаемых в сфере безопасности.

В последующем предложить партнерам из заинтересованных парламентов иностранных государств рассмотреть вопрос о преобразовании конференции в парламентскую ассамблею (с постепенным расширением ее мандата), что позволит обеспечить связь между организацией и парламентами государств-участников, а также будет способствовать большей демократичности и транспарентности.