«Круглые столы»

«Индикаторы риска как основание для проведения контрольного (надзорного) мероприятия»

Первый заместитель Председателя Совета Федерации Андрей Яцкин Яцкин
Андрей Владимирович
представитель от исполнительного органа государственной власти Ростовской области
Яцкин Андрей Владимирович
и председатель Комитета СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности, председатель Комиссии СФ по мониторингу законодательства Российской Федерации в сфере государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в РФ Вячеслав Тимченко Тимченко
Вячеслав Степанович
представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Кировской области
Тимченко Вячеслав Степанович
провели круглый стол «Индикаторы риска как основание для проведения контрольного (надзорного) мероприятия».

В обсуждении заявленной темы приняли участие Статс-секретарь-заместитель Министра экономического развития РФ Алексей Херсонцев, заместитель Руководителя Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Антон Кармазин, заместитель директора Департамента обеспечения регуляторной политики Правительства РФ Андрей Спиридонов, аудитор Счетной палаты РФ Светлана Орлова, заместитель начальника Главного управления по надзору за соблюдением федерального законодательства – начальник Управления по надзору за соблюдением прав предпринимателей Генеральной прокуратуры РФ Артем Кононенко, представители Роспотребнадзора, Ространснадзора, общественной организации «Опора России», бизнес-сообщества.

 (Подробнее)

Рекомендации

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 29 февраля 2024 года было указано, что следует «с 1 января 2025 года отказаться от временных мораториев на проверки бизнеса и на основании наработанного опыта полностью перейти на риск-ориентированный подход».

Основы системы управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям заложены в Федеральном законе от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон о государственном контроле).

Минэкономразвития отмечает динамику разработки индикаторов риска нарушения обязательных требований за период времени, прошедший с реформы контрольной (надзорной) деятельности.

Так в рамках видов федерального государственного контроля (надзора) в 2022 году было утверждено 187 индикаторов риска, в 2023 году их общее количество составило 412. В текущем году запланировано увеличить общее количество индикаторов риска нарушения обязательных требований до 500.

В рамках Концепции совершенствования контрольной (надзорной) деятельности до 2026 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2023 г. (далее – Концепция), предусмотрено формирование перечней критических нарушений обязательных требований по ряду ключевых видов надзора.

Кроме того, Концепцией предусмотрена реализация сервиса «калькулятор рисков», которая позволит в режиме онлайн определять категорию риска для конкретного объекта контроля в рамках вида контроля и возможные факторы, влияющие на ее изменение.

Важнейшими инструментами снижения административной нагрузки являются институты профилактики, предусмотренные Законом о государственном контроле.

Однако отдельные виды профилактики недостаточно активно используются контрольными (надзорными) органами.

Нуждается в донастройке система поддержки добросовестного бизнеса, включая расширение критериев добросовестности и их учёт при формировании категорий риска, определяющих интенсивность проверок.

Механизм самообследования с использованием утвержденных для каждого вида контроля (надзора) проверочных листов применяется лишь немногими контрольными (надзорными) органами.

Важным направлением совершенствования инструментов контрольной (надзорной) деятельности является ее цифровизация. Внедрение в деятельность контрольных (надзорных) органов мобильного приложения «Инспектор» на базе государственной информационной системы «Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности» (далее – мобильное приложение «Инспектор») – один из ее этапов.

Для обеспечения нормального функционирования мобильного приложения «Инспектор» в масштабе всей контрольной (надзорной) деятельности представляется целесообразным провести эксперимент по его внедрению в нескольких контрольных (надзорных) органах.

В указанном направлении совершенствования инструментов контрольной (надзорной) деятельности также ведется работа, направленная на оптимизацию государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства. Минэкономразвития России совместно с Минстроем России осуществляется выработка предложений по внедрению функционала, обеспечивающего переход государственных органов, организаций и граждан на электронное взаимодействие, в том числе предусматривающего, что рассмотрение обращения гражданина органом жилищного контроля (надзора) проводится после того,
как такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя
не были удовлетворены управляющей организацией.

В качестве отдельного перспективного направления развития контрольной (надзорной) деятельности Минэкономразвития России организована работа по обеспечению беспрепятственного применения в контрольной (надзорной) деятельности беспилотных авиационных систем (БАС) и применения данных, полученных с их использованием.

При обсуждении отдельных видов контроля представителями федеральных (надзорных) органов отмечалась необходимость учитывать их специфику.

Так, представителем Роспотребнадзора указывалось на необходимость корректировки определения индикатора риска, например, для санитарно-эпидемиологического контроля это причинение вреда жизни и здоровью человека. Необходимо для этого вида контроля рассматривать продукцию как отдельный объект контроля, при наличии информации о выявленных нарушениях обязательных требований к продукции внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия проводить с оповещением органов прокуратуры, а не по согласованию, и без уведомления контролируемого лица. Кроме того, значительное время могут проходить процедуры согласования, проверки. Результативность по проверкам по индикаторам риска по мнению Роспотребнадзора является переоцененной.

По мнению Генеральной прокуратуры Российской Федерации, не поддерживается исключение согласования прокурором контрольно-надзорных мероприятий, которое является важной гарантией от проведения контролерами необоснованных проверок бизнеса. При этом прокуроры рассматривают представленные контролирующими органами материалы в течение одного рабочего дня. Таким образом, согласование прокуратуры не затягивает организацию контрольно-надзорных мероприятий.

Следует отметить позицию Минэкономразвития России о том, что все поставленные в рамках санитарно-эпидемиологического контроля ключевые показатели в 2022 году были выполнены.

Средняя эффективность проверок по индикаторам риска при этом является максимальной среди всех контрольных мероприятий – 85% в 2024 году, что в среднем на 20% выше, чем проверки Роспотребнадзора по поручениям Президента Российской Федерации.

При этом пересмотр включенных по поручениям Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в законодательство о контроле принципов риск-ориентированного подхода не поддерживается.

Представитель Россельхознадзора указывал на необходимость внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 г. № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля», предусматривающих возможность направления контролируемому лицу предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требований Российской Федерации при выявлении таких нарушений при проведении выездных обследований (контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом) при осуществлении федерального государственного ветеринарного контроля (надзора), федерального государственного земельного контроля (надзора) и федерального государственного карантинного контроля (надзора).

Данные предложения представителей Роспотребнадзора и Россельхознадзора с учетом позиции участников требуют дополнительного обсуждения.

С учетом изложенного участники рекомендуют:

1. Правительству Российской Федерации:

1) завершить к 1 января 2025 г. переход от временных ограничений на осуществление контрольно-надзорной деятельности к применению системы оценки и управления рисками при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, предусмотрев замену контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении контролируемых лиц, деятельность которых не относится к высокой или чрезвычайно высокой категории риска причинения вреда, преимущественно на профилактические мероприятия.

2. Министерству экономического развития Российской Федерации:

1) обеспечить координацию и методическое сопровождение разработки новых индикаторов риска в 2024 году, предусматривающих увеличение разработки новых индикаторов риска по наиболее массовым видам федерального государственного контроля (надзора) с ежеквартальным утверждением не менее двух индикаторов риска;

2) обеспечить проведение эксперимента по внедрению в деятельность отдельных контрольных (надзорных) органов мобильного приложения «Инспектор»;

3) подготовить предложения по применению беспилотных авиационных систем в контрольной (надзорной) деятельности;

4) рассмотреть возможность:

а) использования индикаторов риска для проведения профилактических мероприятий;

б) в отношении объектов контроля высокого и чрезвычайно высокого риска при выявлении индикатора риска проведение внепланового контрольного (надзорного) мероприятия, в отношении иных объектов контроля при выявлении индикатора риска проведение профилактического мероприятия.

3. Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации проработать вопрос создания единого информационного портала для размещения контрольными (надзорными) органами результатов обследования земель с помощью беспилотных авиационных систем в целях обмена между федеральными органами исполнительной власти полученными с их помощью сведениями.

4. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации ускорить на базе государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства разработку и внедрение функционала, обеспечивающего переход государственных органов, организаций и граждан на электронное взаимодействие, в том числе предусматривающего, что рассмотрение обращения гражданина органом жилищного контроля (надзора) проводится после того, как такое обращение не было рассмотрено управляющей организацией либо требования заявителя не были удовлетворены управляющей организацией.

5. Федеральной службе по контролю за алкогольным и табачным рынками ускорить разработку и до 1 января 2025 года утвердить индикаторы риска для проведения внеплановых проверок при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области производства и оборота табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства.

6. Федеральным контрольным (надзорным) органам:

1) осуществлять постоянный мониторинг сведений, используемых для оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба) для разработки новых индикаторов риска;

2) постоянно проводить работу по актуализации утвержденных перечней индикаторов риска, на основании анализа обязательных требований, нарушения которых имеют массовый характер и несут высокий риск причинения вреда (ущерба);

3) рассмотреть возможность классификации уровня риска причинения вреда (ущерба) и приоритетности в целях формирования перечней критических нарушений обязательных требований;

4) предусмотреть в системе управления рисками для контролируемых лиц внедрение сервиса «калькулятор рисков», который позволяет определять категорию риска для конкретного объекта контроля в рамках вида контроля;

5) подготовить предложения в части обеспечения применения беспилотных авиационных систем в рамках осуществляемых видов контроля (надзора), в том числе включая разработку нормативных правовых и распорядительных актов, регулирующих вопросы применения беспилотных авиационных систем с применением данных, полученных их использованием;

6) доработать систему управления рисками в части категорирования объектов контроля с учётом их индивидуальных характеристик для возможного снижения категории риска при соответствии критериям добросовестности;

7) проводить постоянно методическую работу с территориальными органами по практике применения индикаторов риска.

7. Комиссии Совета Федерации по мониторингу законодательства Российской Федерации в сфере государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в Российской Федерации совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации и региональными контрольными (надзорными) органами обсудить вопрос о разработке типовых индикаторов риска по отдельным видам регионального контроля (надзора) и муниципального контроля.