«Круглые столы»

«Особенности правового регулирования нотариальной деятельности: практические вопросы»

Комитетом Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству в соответствии с Планом мероприятий Совета Федерации на весеннюю сессию 2024 года был проведен круглый стол на тему
«Особенности правового регулирования нотариальной деятельности: практические вопросы».

В работе мероприятия приняли участие сенаторы Российской Федерации, представители Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной нотариальной палаты, Министерства цифрового развития Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Федеральной антимонопольной службы, Федеральной службы судебных приставов, аппарата Уполномоченного
по правам человека в Российской Федерации, Общественной палаты Российской Федерации и Ассоциации юристов России, а также представители адвокатуры, образовательного, научного и экспертного сообщества, представители средств массовой информации.

Участниками мероприятия было отмечено, что совершенствование государственной системы оказания нотариальных услуг является одним из важнейших условий обеспечения защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц, так как нотариат является не просто институтом гражданского общества, он является публичным правовым правозащитным и правоприменительным институтом, который действует от имени государства.

Правовое регулирование нотариальной деятельности в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и включает Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (далее – Основы), федеральные законы, иные нормативные правые акты.

Основы регламентируют совокупность ключевых вопросов нотариальной сферы, включая виды нотариальных действий, правила их совершения, права и обязанности нотариусов и другие.

В соответствии с Основами нотариальные действия в Российской Федерации и от имени Российской Федерации совершаются нотариусами, работающими
в государственной нотариальной конторе или занимающимися частной практикой.

Нотариус беспристрастен и независим в своей деятельности и руководствуется Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, Основами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, принятыми
в пределах их компетенции, а также международными договорами.

Нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли.

Министерство юстиции Российской Федерации в соответствии
с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации (утв. Указом Президента Российской Федерации от 13 января 2023 года № 10) осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции, включающей в себя в нотариат,
и осуществляет контроль (надзор) в сфере нотариата.

В связи с этим участники круглого стола прежде всего обсудили важнейший вопрос подготовки нового закона о государственной системе оказания нотариальных услуг (далее – проект закона), разработка которого была поручена по итогам встречи со статс-секретарями в Совете Федерации 4 декабря 2023 года Министерству юстиции Российской Федерации. В частности, Минюсту России было поручено «совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и с участием Федеральной нотариальной палаты подготовить и внести в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект федерального закона о нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации». Срок исполнения данного решения – до 31 декабря
2024 года.

Представители Минюста России на круглом столе представили концепцию разрабатываемого проекта закона.

В части нормативного правового регулирования в проекте закона планируется предусмотреть:

— уменьшение объема подзаконного регулирования путем включения положений ведомственных нормативных правовых актов в Закон;

— сокращение количества ведомственных нормативных правовых актов за счет их систематизации;

— исключительную компетенцию Минюста России по разработке и принятию ведомственных нормативных правовых актов.

Представители Минюста России отметили, что особое внимание будет уделено вопросам входа в профессию. В частности, предлагается сокращение количества этапов получения статуса нотариуса и участие Минюста России на всех этапах, единая комиссия при территориальном органе Минюста России.

Также в части контрольных полномочий предлагается проводить единые проверочные мероприятия как нотариальной деятельности, так и делопроизводства. По результатам контроля предлагается ввести институт административного приостановления статуса нотариуса. При этом вопрос лишения статуса нотариуса предлагается оставить за государственными судами, но расширить перечень лиц, которые имеют право обратиться с соответствующим заявлением в суд. Также в целях оптимизации деятельности прекращение статуса нотариуса предлагается осуществлять по безусловным обстоятельствам решением территориального органа Минюста России.

По доступности нотариальных услуг предусматривается изменение правил определения количества должностей нотариусов. В частности, предлагается Минюсту России определять и устанавливать количество должностей нотариусов в нотариальных округах субъекта Российской Федерации.

Кроме того, в проекте закона предлагается определить правила замещения нотариусов и правила дисциплинарного производства.

В части вопроса нотариальных тарифов, весьма актуального, как отмечали многие участники круглого стола, Минюстом России предлагается исключить двухуровневую систему формирования тарифов и установить предельные размеры тарифов на федеральном уровне. В частности, в каждом субъекте Российской Федерации предлагается создать специальную комиссию, определяющую размер тарифа в установленных пределах в зависимости от экономических показателей региона (механизм по аналогии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на электроэнергию).

Особо актуальными участники мероприятия отметили вопросы развития цифровых проектов в сфере нотариальной деятельности. Была отмечена единая информационная система «Нотариат», которая успешно включена в систему межведомственного электронного взаимодействия. Благодаря этому нотариус работает в режиме «одного окна». На базе единой информационной системы «Нотариат» функционируют публичные реестры и сервисы нотариата, которые доступны по системе 24/7. С 2020 года ряд нотариальных действий можно получить удаленно, без личной явки в нотариальную контору. Развивается и растет количество дистанционных сделок, когда два или более нотариуса удостоверяют сделку по видеосвязи по защищенному каналу.

Так, Министерством цифрового развития Российской Федерации был озвучен статус реализации сервиса «Запись на прием к нотариусу»:

— проект стартовал в 5 регионах в марте прошлого года, на текущий момент сервис работает в 88 регионах страны. К июню ожидается подключение Москвы;

— всего принято более 29 тысяч записей, в среднем фиксируется 1500 записей в неделю;

— к сервису подключились 5600 нотариусов;

— оценка пользователями портала составляет 4,7 баллов из 5 возможных.

Однако Минцифры России отметили проблему рассинхронизации календарей нотариусов, заключающуюся в необходимости записи пользователей сервиса в живую очередь, несмотря на наличие электронной.

Минцифры России предложили Федеральной нотариальной палате рассмотреть возможность закрепления внутренними инструкциями приоритезацию записи на прием к нотариусу через портал «Госуслуги».

Кроме того, в рамках осуществления надзора Генеральная прокуратура Российской Федерации выделила несколько основных направлений, на которые представителям нотариата также следует обращать пристальное внимание.

В первую очередь это касается сделок с недвижимостью.

В правоприменительной практике, как отметил представитель Генеральной прокуратуры Российской Федерации, встречаются случаи подделки нотариальных документов, заключения под психологическим давлением сделок у нотариусов.
В свою очередь ими допускаются случаи отступления от порядка оформления нотариальных документов. Этот аспект может быть сопряжен с заключением договоров под психологическим давлением.

Подобные противоправные проявления приводят к завладению денежными средствами и объектами недвижимости граждан, обогащению криминальных структур.

Еще одним направлением, вызывающим у Генеральной прокуратуры Российской Федерации опасения, является использование исполнительных надписей нотариусов о принудительном взыскании значительных сумм по договорам и медиативным соглашениям, имеющим признаки фиктивности,
с целью обналичивания денежных средств.

И хотя в прошлом году отмечается значительное снижение такой незаконной активности, примеры из практики показывают, что давно созданный и успешный функционирующий медиативный институт по‑прежнему может быть использован в противоправных целях.

К примеру, в Ивановской области нотариусом совершено более 150 упомянутых сомнительных операций в размере свыше 300 млн. рублей, суть которых сводилась к проставлению исполнительных надписей для принудительного взыскания через банк задолженности по якобы заключенным между физическим и юридическим лицом договорам займа. По результатам рассмотрения 8 исков прокуратуры сделки и надписи признаны недействительными. В судебном порядке инициировано прекращение права лица на осуществление нотариальной деятельности.

Для устранения аналогичных нарушений осуществлено реагирование
в Волгоградской, Свердловской, Челябинской областях и других регионах.

Представитель Генеральной прокуратуры Российской Федерации отметил, что изменения в законодательство для исключения подобных фактов прорабатываются совместно с Росфинмониторингом и Минюстом России.

Также Генеральная прокуратура Российской Федерации обратила внимание на наличие в законодательстве возможности осуществления исполнительной надписи в отношении лиц, проживающих в отличных от места нахождения нотариуса субъектах.

Согласно разъяснениям Федеральной нотариальной палаты, по общему правилу нотариальные действия совершаются любым нотариусом, за исключением случаев, предусмотренных Основами, и других случаев, когда согласно законодательству нотариальное действие должно быть совершено определенным нотариусом.

Совершение исполнительной надписи нотариусом не отнесено к числу исключений из данного правила. Вместе с тем уже имеются жалобы от граждан,
в том числе на которых обманным путем оформлены кредиты, при взыскании с них долгов, связанные с обращением финансовых организаций к нотариусу, осуществляющему деятельность в значительной удаленности от места жительства должников.

Таким образом, реализация права граждан, находящихся в затруднительном финансовом положении, на личное участие в разборе ситуации по месту своего жительства, в том числе для оспаривания действий нотариуса, затрудняется.

Участники круглого стола также обсудили вопросы о системе правового регулирования нотариальной деятельности, вопросы оказания бесплатной юридической помощи нотариусами, а также в целом провели мониторинг основных проблем потребителей нотариальных услуг.

Одновременно участниками круглого стола был высказан ряд предложений, касающихся дальнейшего совершенствования правового регулирования и комплексного развития системы нотариальных услуг, увеличения их доступности,

расширение спектра нотариальных действий в электронной форме, в том числе путем использования возможностей портала «Госуслуги».

Выступления участников мероприятия, а также дискуссия по поставленным вопросам будут рассмотрены экспертно-консультативным советом при Комитете Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству и учтены в работе по совершенствованию законодательства Российской Федерации.