«Круглые столы»

«Правовое просвещение и образование в Российской Федерации: новые возможности цифровых технологий»

В соответствии с Планом мероприятий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на весеннюю сессию 2024 года 28 марта 2024 года Комитетом Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству был проведен круглый стол на тему «Правовое просвещение и образование в Российской Федерации: новые возможности цифровых технологий».

В работе круглого стола приняли участие сенаторы Российской Федерации, представители Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, экспертного сообщества, образовательных организаций высшего образования.

Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203 утверждена Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы, в которой в качестве одной из основных задач определено формирование информационного пространства, основанного на знаниях. Информационное пространство знаний должно обеспечивать реализацию прав граждан на объективную, достоверную, безопасную информацию. При этом государством должны создаваться условия для формирования информационного пространства знаний и предоставления доступа к нему, совершенствования механизмов распространения знаний, их применения на практике в интересах личности, общества и государства.

В связи с актуальностью обозначенной тематики в ходе мероприятия состоялась дискуссия по следующим вопросам.

1. В целях реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2021 года № 3340-р Министерством юстиции Российской Федерации с 20 декабря 2022 года начата эксплуатация информационной системы «Правовая помощь» (далее – ИС «Правовая помощь»), предназначенной для повышения эффективности и качества оказания бесплатной юридической помощи гражданам с применением электронных сервисов и повышению доступности правовой информации для населения. В течение 2023 года к ИС «Правовая помощь» подключены участники государственной системы бесплатной юридической помощи 10 субъектов Российской Федерации (Республики Татарстан, Краснодарского края, Кемеровской области – Кузбасса, Иркутской, Курской, Московской, Ростовской, Смоленской, Тамбовской и Ульяновской областей).

Одним из основных компонентов ИС «Правовая помощь» является Единый государственный портал правового просвещения и бесплатной юридической помощи «ВПРАВЕ.РФ», обеспечивающий доступ граждан к актуальной и достоверной правовой информации по вопросам реализации и защиты их прав и законных интересов, а также к получению бесплатной юридической помощи.

Согласно статистическим данным, представленным Министерством юстиции Российской Федерации, в настоящее время бесплатная юридическая помощь с использованием ИС «Правовая помощь» оказана в более чем 60 тыс. случаях. Востребованность сервисов ИС «Правовая помощь» свидетельствует о перспективности создания на ее основе федеральной государственной информационной системы «Правовая помощь» (далее – ФГИС «Правовая помощь») с учетом положений Указа Президента Российской Федерации от 31 марта 2023 г. № 231 «О создании, развитии и эксплуатации государственных информационных систем с использованием единой цифровой платформы Российской Федерации «ГосТех». При этом целесообразно подключить к такой системе участников систем государственной и негосударственной бесплатной юридической помощи всех субъектов Российской Федерации и обеспечить возможность реализации субъектами Российской Федерации на указанном портале лучших региональных практик оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения.

2. Статьей 7 Конституции РФ Российская Федерация провозглашается социальным государством. Одним из ключевых приоритетов современной государственной политики является государственная поддержка инвалидов.

Федеральным законом от 3 мая 2012 года № 46-ФЗ Российской Федерацией ратифицирована Конвенция Организации объединенных наций о правах инвалидов 2006 года, положениями которой предусмотрено, при реализации права инвалидов на образование государства должны обеспечивать такие условия, чтобы инвалиды имели наравне с другими доступ к инклюзивному, качественному и бесплатному начальному образованию и среднему образованию, а также получали внутри системы общего образования требуемую поддержку для облегчения их эффективного обучения.

Осуществление указанных направлений актуализирует необходимость развития специализированных информационных технологий и ресурсов, разработку компьютерных программ и приложений, иных цифровых решений, которые могут быть использованы при реализации адаптированных образовательных программ с целью повышения эффективности инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. К их числу относятся, в частности, компьютерные программы для рисования и раскрашивания, развития навыков письма, счета и чтения, электронные учебники и учебные пособия и т. п.

3. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Именно общественно-государственный характер повышает эффективность просветительской деятельности. Согласно положениям статьи 35 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» просветительская деятельность осуществляется вне рамок образовательных программ и направлена на распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

В настоящее время нормативно-правовое регулирование просветительской деятельности сформировалось как система, включающая необходимые структурные элементы. В частности, постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 2022 года № 1195 утверждены правила осуществления просветительской деятельности. Ограничения в отношении информации, распространяемой в рамках различных просветительских мероприятий, закреплены в Федеральном законе 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Не допускается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Современный уровень развития цифровых технологий и возможности сети «Интернет» обеспечивают высокий уровень доступности информации для граждан. Вместе с тем актуальной проблемой является обеспечение объективности, достоверности и безопасности интернет-контента. При этом особую значимость указанная проблема имеет в отношении информации, ориентированной на детскую и подростковую аудиторию. Так, зачастую образовательный, просветительский и иной интернет-контент содержит не только недостоверные сведения из разных отраслей знаний, но также и небезопасную информацию, что требует принятия правовых и организационных мер, направленных на предупреждение и пресечение указанной практики.

Учитывая изложенное, участники мероприятия считают целесообразным рекомендовать:

1. Комитету Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству совместно с Комиссией Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации по информационной политике, информационным технологиям и инвестициям провести мониторинг лучших практик субъектов Российской Федерации в сфере правового просвещения несовершеннолетних, реализуемых в том числе при участии институтов гражданского общества, Общественной палаты Российской Федерации, региональных общественных палат, Российского общества «Знание».

2. Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации совместно с Министерством юстиции Российской Федерации обеспечить реализацию ФГИС «Правовая помощь» на единой цифровой платформе «ГосТех» и информировать об итогах проведенной работы Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству (срок – декабрь 2024 г.).

3. Министерству просвещения Российской Федерации рассмотреть вопросы:

— об обязательном учете особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при разработке учебников, учебных пособий и дидактических материалов в электронном формате;

— об усилении правовых и организационных механизмов предупреждения и пресечения практики применения при реализации образовательных программ материалов и иного размещенного в сети «Интернет» образовательного контента, не отвечающего принципам объективности и достоверности.