«Круглые столы»

«Совершенствование законодательства Российской Федерации в части повышения качества организации капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах»

Рекомендации

Участники заседания «круглого стола», проведенного в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2 марта 2023 года с участием представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, публично-правовой компании «Фонд развития территорий», ассоциации региональных операторов капитального ремонта многоквартирных домов (АРОКР), ассоциации «Национальное объединение строителей» (НОСТРОЙ), обсудив актуальные вопросы организации капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, отмечают следующее.

Стратегией развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2022 года № 3268-р (далее – Стратегия), определены основные мероприятия, направленные на решение задачи по совершенствованию системы своевременного обновления жилищного фонда за счет проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в том числе такие как:

совершенствование законодательства Российской Федерации в области учета технического состояния многоквартирных домов, организация системы сбора и обобщения информации о технических характеристиках и состоянии жилищного фонда, содержащейся в Едином государственном реестре недвижимости и в электронном паспорте многоквартирного дома, формируемом в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства;

создание механизма корректировки региональных программ капитального ремонта с учетом действительного технического состояния многоквартирных домов;

уточнение правил проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в части порядка выбора видов работ исходя из технического состояния дома, определенного на основании результатов его технического обследования;

установление особого порядка финансирования капитального ремонта многоквартирных домов, являющихся объектами культурного наследия, с привлечением средств федерального, регионального и местного бюджетов в зависимости от категории объекта культурного наследия.

В настоящее время в рамках реализации этих мероприятий продолжается работа над проектом федерального закона № 150793–8 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» (в части технического обследования многоквартирного дома при реализации программы капитального ремонта), принятым в первом чтении 21 сентября 2022 года. Наряду с этим Приказом Минстроя России от 29 декабря 2022 года № 1159/пр утверждены Методические рекомендации по определению нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации услуг и (или) работ, входящих в число услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, и которые включены в перечень, указанный в части 1 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании которых должны быть приняты соответствующие региональные нормативные правовые акты.

На период до 2029 года Минстроем России также предусмотрен[1] ряд мероприятий в части проведения модернизации информационных систем для учёта актуального технического состояния многоквартирных домов, создания механизма корректировки региональных программ капитального ремонта с учётом действительного технического состояния многоквартирных домов, уточнения правил проведения капитального ремонта в части порядка выбора работ исходя из технического состояния дома, определенного на основании его технического обследования, а также в части установления особого порядка финансирования капитального ремонта многоквартирных домов, являющихся объектами культурного наследия, с привлечением средств федерального, регионального и местного бюджетов в зависимости от категории объекта.

Вместе с тем, исходя из информации, представленной в Комитет субъектами Российской Федерации[2], существует целый ряд проблем, возникающих в правоприменительной практике регионов и оказывающих непосредственное влияние на снижение качества организации капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Так, действующая система мониторинга технического состояния многоквартирных домов[3] не позволяет обеспечить оперативное предоставление региональным операторам капитального ремонта актуальных сведений о техническом состоянии многоквартирных домов в объёме, необходимом для подготовки проектно-сметной документации. Кроме этого сбор информации о техническом состоянии жилищного фонда осуществляется исключительно на основании визуальных осмотров без фактического (инструментального) обследования, а лица, ответственные за проведение мониторинга технического состояния многоквартирных домов, предоставление достоверной информации о техническом состоянии многоквартирного дома, в том числе в части внесения информации в электронные технические паспорта многоквартирных домов, формируемые в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, а также за оценку технического состояния многоквартирных домов и представление региональному оператору предложений о включении (исключении) многоквартирных домов из региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, указанную информацию предоставляют несвоевременно. (Республика Крым, Камчатский край, Ставропольский край)

Помимо этого, регионы обращают внимание на следующее:

не установлен порядок применения результатов мониторинга технического состояния многоквартирных домов в качестве основания для внесения изменений в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;

реализация рекомендаций Минстроя России[4] о включении в состав работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме некоторых видов работ, проведение которых требует отселения проживающих в доме граждан (замена (усиление) балок перекрытий пола первого этажа, демонтаж, монтаж, восстановление, замена, усиление деревянных и железобетонных конструкций чердачного перекрытия) осложняется отсутствием на территориях большинства муниципальных образований необходимого объёма маневренного жилищного фонда;

в условиях низкой финансовой обеспеченности мероприятий региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах принятие новых обязательств путем дополнения перечня работ, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта в пределах суммы, сформированной исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного на основании рекомендаций Минстроя России, невозможно;

проведение собственниками помещений в многоквартирных домах – объектах культурного наследия переустройства и (или) перепланировки помещения (установка типовых оконных блоков, остекление балконов, организация дополнительных входов через подвальные или цокольные этажи и другое) без согласования с государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия приводит к необходимости исполнения требования инспекции о восстановлении исходного исторического облика многоквартирного дома и увеличению стоимости проводимых работ;

увеличение сроков проведения капитального ремонта многоквартирного дома – объекта культурного наследия обусловлено следующими факторами:

необходимостью демонтажа оборудования, систем видеонаблюдения, кабельных линий и информационных конструкций, размещенных на общедомовом имуществе, а также демонтажа остекления балконов;

сложностью и длительностью согласования проектной документации между государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия, управляющей организацией (компанией) и собственниками помещений в многоквартирном доме – объекте культурного наследия;

длительным получением разрешения на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия;

необходимостью проведения повторной историко-культурной экспертизы при внесении изменений в проектно-сметную документацию;

обеспечение возвратности средств, израсходованных на проведение капитального ремонта многоквартирных домов – объектов культурного наследия, требует увеличения взноса на капитальный ремонт не менее, чем в пять раз;

не установлена обязанность подрядных организаций, включенных в реестр квалифицированных подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, регулярного (в течение трех лет)[5] подтверждения соответствия установленным требованиям, что приводит к снижению качества проведения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, нарушению их сроков, в том числе в связи с отсутствием в штате необходимого количества персонала.

Принимая во внимание предложения, содержащиеся в информации субъектов Российской Федерации, докладах и выступлениях участники заседания «круглого стола» решили:

1. Рекомендовать Федеральному Собранию Российской Федерации:

1) ускорить принятие проектов федеральных законов:

№ 1180448–7 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации“ и Жилищный кодекс Российской Федерации» (о дополнительном законодательном урегулировании вопросов обеспечения сохранности объектов культурного наследия, являющихся многоквартирными домами);

№ 150793–8 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» (в части технического обследования многоквартирного дома при реализации программы капитального ремонта);

№ 253077–8 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» (в части совершенствования процедуры закупки товаров (материалов и оборудования) при проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме);

№ 260059–8 «О внесении изменения в статью 170 Жилищного кодекса Российской Федерации» (в части уточнения срока возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт в многоквартирных домах, вводимых в эксплуатацию отдельными секциями);

2) рассмотреть предложение о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности собственников помещений в многоквартирных домах за отказ в допуске представителя подрядной организации для выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в случае уведомления о выполнении таких работ в установленном порядке;

3) рассмотреть предложения о внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации в части снижения требований о количестве голосов, необходимом для принятия решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об утверждении перечня услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и их предельно допустимой стоимости;

4) рассмотреть возможность внесения изменения в статью 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающего возможность внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги на основании единого платежного документа, содержащего также начисления по взносу на капитальный ремонт.

2. Рекомендовать Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации:

1) при разработке механизма корректировки региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме с учётом действительного технического состояния многоквартирных домов рассмотреть предложения:

об установлении единых правил определения потребности в проведении капитального ремонта многоквартирных домов;

об утверждении методических указаний по установлению субъектом Российской Федерации порядка подготовки, утверждения и актуализации региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;

2) при разработке особого порядка финансирования капитального ремонта многоквартирных домов, являющихся объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации (далее – объекты культурного наследия) рассмотреть предложения:

об упрощении требований к осуществлению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, являющихся объектами культурного наследия, в части архитектурно-строительного проектирования, проведения ремонтно-реставрационных работ и прохождения историко-культурной экспертизы в отношении отдельных объектов общего имущества собственников в многоквартирном доме, которые не относятся к предмету охраны и на которые не распространяется режим охранных обязательств;

3) в рамках уточнения квалификационных требований к отбору подрядных организаций, привлекаемых для проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах[6] предусмотреть:

закрепление обязанности подрядных организаций, включенных в Реестр квалифицированных подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, не реже одного раза в шесть месяцев, предоставлять в орган по ведению Реестра обновленную информацию, подтверждающую соответствие организации установленным требованиям;

исключение подрядной организации из Реестра квалифицированных подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в случае не предоставления ею в установленные сроки обновленной информации, подтверждающей соответствие такой организации установленным требованиям;

4) рассмотреть предложение о внесении изменения в часть 1 статьи 83 Градостроительного кодекса Российской Федерации, направленного на установление возможности применения сметных нормативов и сметных цен строительных ресурсов, использованных при определении сметной стоимости капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, при исполнении договора на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома;

3. Рекомендовать Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации во взаимодействии с публично-правовой компанией «Фонд развития территорий» рассмотреть предложения:

об установлении возможности софинансирования работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, являющихся объектами культурного наследия, за счет средств публично-правовой компании «Фонд развития территорий»;

о внесении изменений в статью 164 Налогового кодекса Российской Федерации в части отмены налога на добавленную стоимость для производителей лифтов и лифтового оборудования, подрядных организаций, выполняющих работы (услуги) по замене лифтов в рамках реализации региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;

о создании постоянно действующего механизма предоставления субъектам Российской Федерации финансовой поддержки за счет средств федерального бюджета на реализацию мероприятий по замене лифтов, отработавших назначенный срок службы, при проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах с привлечением публично-правовой компании «Фонд развития территорий»;

4. Рекомендовать Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации во взаимодействии с публично-правовой компанией «Фонд развития территорий», ассоциацией «Национальное объединение строителей» (НОСТРОЙ) рассмотреть предложение о закреплении на федеральном уровне критериев разграничения текущего и капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, включая объемы подлежащих ремонту конструктивных элементов и инженерных систем многоквартирного дома.

5. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации совместно с органами местного самоуправления:

в целях реализации Федерального закона от 16 апреля 2022 года № 100-ФЗ «О внесении изменения в статью 190 Жилищного кодекса Российской Федерации» ускорить принятие нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, устанавливающего порядок и сроки подписания акта приёмки оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок взаимодействия участников подписания такого акта, в том числе с комиссией, осуществляющей приёмку оказанных услуг и (или) выполненных работ;

в целях реализации Федерального закона от 7 октября 2022 года № 378-ФЗ «О внесении изменений в статьи 166 и 169 Жилищного кодекса Российской Федерации и Федеральный закон „О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“ ускорить принятие нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, закрепляющего перечень услуг и (или) работ, входящих в число услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, и которые включены в перечень, указанный в части 1 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства; предусмотреть возможность дополнительного финансирования деятельности региональных операторов капитального ремонта в части внедрения автоматизации технологических процессов и привлечения профессиональных организаций по работе с задолженностью по взносам на капитальной ремонт;

рассмотреть возможность синхронизации в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, принимаемых в соответствии с частью 11 статьи 166 и с частью 4 статьи 190 Жилищного кодекса Российской Федерации, видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации;

разработать требования в отношении различных категорий многоквартирных домов в части установления максимального срока их эксплуатации после проведения капитального ремонта и положений о применении в период межремонтных сроков рекомендуемых строительных материалов;

ускорить разработку планов мероприятий по повышению финансовой устойчивости региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.



[1] Проект плана мероприятий по реализации Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2022 года № 3268-р (входящий номер 52360 от 9.12.22)

[2] Информация и предложения субъектов Российской Федерации по совершенствованию законодательной и правоприменительной практики в целях повышения качества организации капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, поступивших в Комитет в соответствии с запросом от 9 февраля 2023 года № 3.2–25/398@

[3] В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативный правовой акт, устанавливающий порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов

[4] Приказ Минстроя России от 29.12.2022 N 1159/пр «Об утверждении методических рекомендаций по определению нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации услуг и (или) работ, входящих в число услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, и которые включены в перечень, указанный в части 1 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации»

[5] период действия результатов предварительного отбора, который составляет три года с даты внесения записи об участнике предварительного отбора в реестр квалифицированных подрядных организаций; (подпункт «д» пункта 20 Постановления Правительства РФ от 01.07.2016 № 615)

[6] Положение о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 2016 г. № 615