«Круглые столы»

«Актуальные вопросы строительства объектов социальной инфраструктуры в рамках реализации проектов строительства жилья»

Программа «круглого стола» на тему «Актуальные вопросы строительства объектов социальной инфраструктуры в рамках реализации проектов строительства жилья»

19 января 2023 года
15.00

Совет Федерации
ул. Большая Дмитровка,
д. 26, зал 808А

Установление видео-конференц-связи с участниками

Вступительное слово

ШЕВЧЕНКО Андрей Анатольевич

председатель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера

Выступления

СИНИЧИЧ Мария Владимировна

директор Департамента комплексного развития территорий Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации

ТРУНОВА Наталья Александровна

аудитор Счетной палаты Российской Федерации

РУРИН Олег Станиславович

заместитель генерального директора публично-правовой компании «Фонд развития территорий»

АКСАКОВ Александр Анатольевич

директор подразделения «Инфраструктурные облигации» акционерного общества «ДОМ.РФ»

ГЛУШКОВ Антон Николаевич

президент Ассоциации «Национальное объединение строителей» (НОСТРОЙ)

(презентация)

СЕЛЕЗНЕВ Павел Леонидович

генеральный директор автономной некоммерческой организации «Национальный центр развития государственно-частного партнерства»

ШАЛЬ Сергей Вернерович

заместитель Губернатора Челябинской области

(по ВКС)

ПЕРЕВАЛОВ Павел Анатольевич

начальник Главного управления строительства Тюменской области

(по ВКС)

Подведение итогов

ШЕВЧЕНКО Андрей Анатольевич

председатель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера

Рекомендации

Утверждены
на заседании Комитета Совета Федерации
по федеративному устройству,
региональной политике, местному
самоуправлению и делам Севера
(протокол № 298 от 30 января 2023 года)

Участники «круглого стола», проведенного 19 января 2023 года Комитетом Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера с участием сенаторов Российской Федерации, представителей федеральных и региональных органов государственной власти, публично-правовой компании «Фонд развития территорий», акционерного общества «ДОМ.РФ», ассоциации «Национальное объединение строителей» (НОСТРОЙ), автономной некоммерческой организации «Национальный центр развития государственно-частного партнерства», обсудив проблематику строительства объектов социальной инфраструктуры в рамках реализации проектов строительства жилья, отмечают следующее.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» (далее – Указ) одной из национальных целей развития страны на период до 2030 года является обеспечение комфортной и безопасной среды для жизни, в качестве целевых показателей достижения которой установлено улучшение жилищных условий не менее 5 млн семей ежегодно и увеличение объема жилищного строительства не менее чем до 120 млн кв. метров в год, а также улучшение качества городской среды в полтора раза.

В целях определения механизмов достижения соответствующих показателей распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2022 года № 3268-р утверждена Стратегия развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года, в качестве одной из стратегических целей реализации которой обозначен ввод за период 2021 – 2030 годов более 1 млрд квадратных метров жилья и формирование основы для дальнейшего развития жилищного строительства, что невозможно без обеспечения территорий под жилищное строительство необходимой инфраструктурой, в том числе социальной. На текущий момент застройка осуществляется в условиях достигнутого предела экстенсивного развития и увеличения нагрузки на существующую инфраструктуру, что приводит к дефициту социально значимых объектов и ухудшению качества городской среды.

В настоящее время строительство социальных объектов осуществляется в рамках ряда национальных проектов (»Демография», «Здравоохранение», «Образование», «Культура»).

Обеспечение территорий под жилищное строительство необходимой социальной инфраструктурой также осуществляется с использованием финансовых инструментов, предусмотренных федеральным проектом «Инфраструктурное меню», в частности, таких, как инфраструктурные бюджетные кредиты и инфраструктурные облигации. Их использование предполагает привлечение внебюджетных инвестиций дополнительно к выделяемым бюджетным средствам.

На текущий момент средства инфраструктурных бюджетных кредитов в размере 1 трлн рублей на период с 2021 по 2025 года распределены между 83 субъектами Российской Федерации на реализацию 930 объектов и мероприятий, из которых 80 объектов – это объекты социальной инфраструктуры на сумму 48,3 млрд рублей (15 общеобразовательных учреждений, 44 детских образовательных учреждения, 14 объектов здравоохранения, 5 объектов спортивного назначения, 2 объекта иной социальной инфраструктуры). В 2023 году планируется ввести 47 объектов социальной инфраструктуры.

В рамках использования инфраструктурных облигаций Президиумом (Штабом) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации по состоянию на 16 января 2023 года одобрена реализация 17 проектов социальной инфраструктуры на сумму займа в 31 млрд рублей.

Среди проблем, препятствующих своевременному и соответствующему потребностям обеспечению территорий необходимыми объектами социальной инфраструктуры, участники «круглого стола» выделили следующие:

— недостаточность механизмов поддержки застройщиков, осуществляющих строительство объектов социальной инфраструктуры в рамках реализации проектов комплексного развития территорий;

— отсутствие полноценной законодательной базы для использования института государственно-частного партнерства в целях строительства объектов социальной инфраструктуры в рамках реализации решений о комплексном развитии территорий;

— несоответствующий спросу объем бюджетных ассигнований, выделяемых на реализацию входящих в состав федерального проекта «Инфраструктурное меню» таких механизмов, как инфраструктурные бюджетные кредиты и инфраструктурные облигации;

— нехватка земельных участков под размещение объектов социальной инфраструктуры при реализации проектов комплексного развития территории жилой застройки;

— отсутствие в действующем законодательстве порядка и сроков передачи безвозмездно построенного застройщиком объекта социальной инфраструктуры на баланс субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию;

— отсутствие налаженного контроля со стороны органов государственной власти, выделивших землю под застройку жилищного комплекса, над застройщиками, не обеспечившими жителей комплекса объектами социальной инфраструктуры по завершению строительства домов;

— рост цен на строительные материалы.

Участники «круглого стола», обсудив вопрос строительства объектов социальной инфраструктуры в рамках реализации проектов строительства жилья, решили рекомендовать:

1. Правительству Российской Федерации рассмотреть вопросы:

— о синхронизации мероприятий, реализуемых в рамках национальных проектов Российской Федерации, а также иных программных документов, которые предусматривают финансирование строительства объектов социальной инфраструктуры;

— о продлении действия механизма инфраструктурных бюджетных кредитов, предоставляемых в целях реализации в регионах инфраструктурных проектов в рамках федерального проекта «Инфраструктурное меню», до 2027 года с выделением на указанные цели необходимых бюджетных средств;

— о продлении действия механизма инфраструктурных облигаций, предоставляемых в рамках федерального проекта «Инфраструктурное меню», до 2026 года с выделением на указанные цели необходимых бюджетных средств;

— о разработке дополнительных мер поддержки застройщиков в целях обеспечения строительства ими объектов социальной инфраструктуры;

— о целесообразности установления возможности изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства объектов социальной инфраструктуры;

— о разработке нормативной правовой базы для установления возможности строительства многофункциональных (универсальных) объектов социальной инфраструктуры в целях выравнивания появляющегося при меняющейся демографической ситуации дисбаланса обеспеченности населения объектами социальной инфраструктуры.

2. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации:

— рассмотреть вопрос о целесообразности внесения в действующее законодательство изменений, обеспечивающих возможность строительства объектов социальной инфраструктуры с использованием механизмов государственного (муниципального) частного партнерства, концессий в рамках реализации решений о комплексном развитии территорий;

— разработать порядок взаимодействия застройщика с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальными образованиями по созданию и передаче безвозмездно построенного застройщиком объекта социальной инфраструктуры на баланс субъекта Российской Федерации, муниципального образования, включая определение сроков приема объекта социальной инфраструктуры на баланс субъекта Российской Федерации, муниципального образования;

— рассмотреть вопрос о целесообразности внесения в действующее законодательство изменений, устанавливающих возможность включения в содержание договора о комплексном развитии территории обязательства органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органа местного самоуправления) по выкупу объектов социальной инфраструктуры, создаваемых лицом, заключившим договор о комплексном развитии территории;

— рассмотреть вопрос об установлении возможности подготовки документации по планировке территории в целях реализации решения и (или) договора о комплексном развитии территории одновременно с подготовкой изменений в соответствующие программы комплексного развития систем социальной инфраструктуры поселения, городского округа, а также утверждении такой документации по планировке территории до утверждения изменений в данные программы.

3. Министерству просвещения Российской Федерации:

— уделить приоритетное внимание обеспечению строительства к 2024 году 1 300 новых школ в рамках национального проекта «Образование».

4. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации совместно с органами местного самоуправления:

— актуализировать нормативы градостроительного проектирования в части действующих показателей минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами социальной инфраструктуры с учетом актуальных данных по демографической обстановке и существующим объектам;

— рассмотреть возможность возврата социальных функций объектам, используемым в настоящее время в коммерческих целях в связи с их невостребованностью ранее как объектов социальной инфраструктуры;

— рассмотреть возможность использования механизма инфраструктурных облигаций федерального проекта «Инфраструктурное меню» в целях финансирования строительства объектов социальной инфраструктуры, в том числе в рамках реализации решений о комплексном развитии территории, для чего направить на рассмотрение соответствующую заявку в акционерное общество «ДОМ.РФ»;

— использовать специальную платформу для подготовки проектов и привлечения инвестиций в инфраструктуру «Росинфра» в целях повышения качества и сокращения сроков подготовки проектов государственного (муниципального) частного партнерства для создания объектов социальной инфраструктуры.