«Круглые столы»

«Закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд:проблемы и решения»

Рекомендации

Рассмотрев и обсудив вопросы централизации в субъектах Российской Федерации закупок лекарственных препаратов и медицинских изделий, участники «круглого стола» отмечают следующее.

В соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон) предусмотрена возможность закупки регионами работы или услуги у единственного поставщика – подведомственного региону предприятия (п. 6 ч. 1 ст. 93 Федерального закона).

Отдельные субъекты Российской Федерации, пользуются этим правом, в том числе для обеспечения своих потребностей в лекарствах и медицинских изделиях через подведомственные или принадлежащие им предприятия, которых определяют единственным поставщиком.

В регионах использующих такой механизм обеспечения населения лекарственными препаратами практически отсутствуют отсроченные рецепты, просроченные лекарственные препараты, дефицит необходимой фармпродукции и расходных материалов.

Такая модель лекарственного обеспечения продемонстрировала свою высокую эффективность в период пандемии, когда необходимые средства индивидуальной защиты, лекарственные препараты и медицинские изделия закупались и доставлялись предельно оперативно, был сформирован и поддерживался необходимый централизованный запас препаратов и изделий для лечения COVID-19.

Однако Федеральным законом от 2 июля 2021 года № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вышеуказанная возможность закупки субъектами Российской Федерации у единственного поставщика с 1 июля 2023 года отменяется.

При этом сохраняется возможность федеральными законами наделения подведомственных субъекту Российской Федерации предприятий полномочиями, позволяющими им выступать в качестве единственного поставщика товаров, работ и услуг.

Учитывая важность сохранения субъектам Российской Федерации права осуществлять закупки лекарственных препаратов у единственного поставщика после 1 июля 2023 года сенаторы Российской Федерации и депутаты Государственной Думы подготовили проект федерального закона «О внесении изменения в статью 53 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств», предусматривающий закрепление такой возможности в Федеральном законе «Об обращении лекарственных средств», предметом регулирования которого, в том числе являются отношения, возникающие в связи с обращением отпуском, реализацией, передачей лекарственных средств.

Участники «круглого стола», поддерживая поиски решения проблемы эффективного обеспечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями в субъектах Российской Федерации, решили:

1. Одобрить представленную участникам «круглого стола» концепцию проекта федерального закона «О внесении изменения в статью 53 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств».

2. Рекомендовать Комитету Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам:

— доработать проект федерального закона «О внесении изменения в статью 53 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств» с учетом состоявшегося обсуждения;

— рассмотреть целесообразность реализации альтернативных подходов в закупках, направленных на решение проблемы бесперебойного обеспечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями в субъектах Российской Федерации.