«Круглые столы»

«Цифровизация строительной отрасли»

Рекомендации

Утверждены на заседании
Комитета Совета Федерации
по федеративному устройству,
региональной политике,
местному самоуправлению и делам Севера
(протокол № 271 от 28 февраля 2022 года

Участники «круглого стола», проведенного 15 февраля 2022 года Комитетом Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера с участием представителей федеральных и региональных органов государственной власти, а также профессионального сообщества строителей, обсудив вопросы цифровой трансформации строительной отрасли, отмечают следующее.

Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» одной из национальных целей развития Российской Федерации определена цифровая трансформация. В рамках данной цели поставлена задача обеспечить достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе строительной отрасли.

Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам утвержден паспорт национального проекта «Национальная программа „Цифровая экономика Российской Федерации“[1].

В рамках указанного национального проекта реализуется федеральный проект «Цифровое государственное управление», задачами которого, в том числе являются: внедрение системы управления жизненным циклом объектов капитального строительства на основе технологий информационного моделирования (»Цифровое строительство»), обеспечение законодательных, правовых и методических основ для такого управления.

Правительством Российской Федерации утверждено стратегическое направление в области цифровой трансформации строительной отрасли, городского и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации до 2030 года[2].

Стратегическое направление определяет основные векторы развития цифровой системы управления жизненным циклом строительной отрасли, городского и жилищно-коммунального хозяйства для достижения ключевых показателей эффективности по национальным целям, национальным проектам и государственным программам.

В рамках цифровой трансформации предполагается решить проблемы, сдерживающие развитие строительной отрасли, в том числе:

наличие избыточных требований и процедур в инвестиционно-строительном цикле;

осуществление 95 процентов взаимодействий между участниками на всех этапах жизненного цикла объекта капитального строительства на бумаге либо в электронном нередактируемом формате;

длительность процедуры получения исходно-разрешительной документации от 20 до 50 процентов времени инвестиционно-строительного цикла;

отсутствие возможности идентификации и мониторинга объектов капитального строительства на всем протяжении жизненного цикла данных объектов;

неунифицированные процедуры в муниципальных образованиях как препятствие масштабированию строительного бизнеса;

длительность процедур получения финансовых средств по результатам выполнения работ ввиду сложности оформления бумажной документации.

Достижение цифровизации в строительной отрасли и ЖКХ предполагается путем:

сокращения количества процедур, в том числе закрепления закрытого перечня строительных процедур;

перехода на исключительно электронный обмен информацией между участниками строительной отрасли;

исключения административных барьеров для обеспечения срока не более 7 дней от идеи до выхода на строительную площадку;

унификации процедур на уровне субъектов Российской Федерации;

повышения «цифровой зрелости» отрасли строительства, включая работы по изменению нормативно-правовой базы и переводу нормативно-технической документации в машиночитаемый формат, формированию базовых классификаторов, информационных реестров, форматов машиночитаемого обмена информацией, а также по формированию цифровых данных в форме, обеспечивающей их автоматическую и интеллектуальную обработку в информационных системах;

поддержки граждан в части повышения доступности и качества оказываемых государственных и муниципальных услуг в сфере строительства.

Использование программно-аппаратных средств и программного обеспечения отечественного производства является главным приоритетом при обеспечении цифровой трансформации на всех этапах жизненного цикла объекта капитального строительства.

В ходе реализации стратегического направления предусмотрено внедрение технологий информационного моделирования объектов (ТИМ или BIM от Building Information Modeling). Технология предусматривает возможность выгрузки данных в универсальных форматах для представления информационной модели объекта капитального строительства на экспертизу, выдачи разрешения на строительство, ввода сооружений в эксплуатацию, а также для проведения строительного надзора.

Понятие «информационная модель объекта капитального строительства» закреплено в Градостроительном кодексе Российской Федерации[3] и выступает в качестве главного источника информации по проекту строительства, что является сутью концепции применения ТИМ.

С 1 января текущего года застройщики и заказчики должны обеспечивать формирование и ведение информационной модели объекта капитального строительства при заключении договора о подготовке проектной документации для строительства или реконструкции объекта, финансируемых с привлечением бюджетных средств[4].

Согласно данным Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее – Минстрой России) большинство субъектов Российской Федерации готово к переходу на новые технологии и осуществляют пилотные проекты с применением ТИМ. Более чем в 50 субъектах Российской Федерации уже реализуются пилотные проекты. Наибольший удельный вес среди таких проектов отводится объектам образования (30%), здравоохранения (18%), жилым домам (15%)[5].

Крупнейшими реализованными проектами в России с использованием ТИМ стали олимпийские объекты в Сочи, футбольные стадионы к Чемпионату мира по футболу 2018 года, космодром Восточный и другие[6].

Внедрение ТИМ осуществляется на базе Государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Российской Федерации (далее – ГИСОГД)[7], которая включает в себя классификатор строительной информации, реестр документов в области инженерных изысканий, проектирования, строительства и сноса. Благодаря ГИСОГД можно получить аналитические сведения о выданных градостроительных планах земельных участков, заключениях экспертизы проектной документации, разрешениях на строительство, об объектах капительного строительства.

Субъектами Российской Федерации создаются региональные ГИСОГД. Так, 35 регионов ввели ГИСОГД в эксплуатацию, в 37 регионах система находятся в стадии опытной эксплуатации и планируется к введению в 2022 году, остальные регионы введут ее в эксплуатацию не ранее 2023 года[8].

По оценкам экспертов, переход на цифровое строительство должен снизить затраты и время на реализацию проекта строительства на 20%, срок от принятия решения о строительстве до ввода объекта в эксплуатацию — на 30%, снизить себестоимость строительства на 10–15%[9].

Однако, несмотря на принятые законодательные решения, участниками «круглого стола» отмечаются следующие проблемы, препятствующие быстрому переходу отрасли строительства на цифровые технологии:

высокая стоимость специального программного обеспечения и риски неуспешного внедрения новых цифровых технологий;

недостаток квалифицированных кадров, обладающих необходимой компетенцией для эффективного использования цифровых систем;

низкий уровень применения цифровых технологий отдельными участниками строительной отрасли (поставщики строительных материалов, подрядные организации) и их незаинтересованность,

отсутствие взаимодействия различных информационных систем в строительстве.

Кроме того, согласно поступившей к «круглому столу» информации от субъектов Российской Федерации, отмечаются трудности с ведением региональных ГИСОГД, в частности с размещением пространственных данных, ввиду отсутствия требований к структуре и форматам необходимых документов.

На основании вышеизложенного, участники «круглого стола» рекомендуют:

1. Правительству Российской Федерации рассмотреть вопросы:

о синхронизации процедур проведения государственной экспертизы проектной документации, государственной экологической экспертизы, историко-культурной экспертизы;

о сокращении сроков проведения процедуры экспертизы проектно-сметной документации и результатов инженерных изысканий;

о внесении изменений в Правила формирования и ведения информационной модели объекта капитального строительства, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации 15 сентября 2020 года № 1431[10], в части определения правил формирования цифровой модели объекта на этапе архитектурно-строительного проектирования;

о разработке проекта постановления Правительства Российской Федерации, предусматривающего возможность ведения документации в рамках осуществления государственного строительного надзора в форме электронных документов;

о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления возможности рассмотрения органом, уполномоченным на осуществление государственного строительного надзора, дел об административных правонарушениях путем использования систем видео-конференц-связи;

о предоставлении мер поддержки организациям, осуществляющим разработку отечественного программного обеспечения для цифровой трансформации системы управления отрасли строительства.

2. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации:

с целью оптимизации инвестиционно-строительного цикла продолжить разработку мер по сокращению перечня документов, сведений, материалов и согласований, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации и необходимых для выполнения мероприятий при реализации проекта по строительству объекта капитального строительства;

рассмотреть вопрос о разработке методических документов по внедрению и применению технологий информационного моделирования, по организации и порядку деятельности участников инвестиционно-строительного цикла;

рассмотреть вопрос о внесении изменений в нормативные правовые акты о типовых условиях контрактов на выполнение работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства в части применения технологий информационного моделирования;

в целях поддержки развития индивидуального жилищного строительства во взаимодействии с акционерным обществом «ДОМ.РФ» создать реестр типовых проектов индивидуального жилищного строительства с разработанной в качестве приложения к ним проектно-сметной документации, интегрировав реестр в информационную систему «Цифровое строительство»;

рассмотреть вопрос о формировании требований к форматам и качеству документов, подлежащих размещению в ГИСОГД субъектов Российской Федерации;

продолжить реализацию мероприятий по осуществлению непрерывного отраслевого образования и повышения квалификации должностных лиц субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области информационного моделирования;

осуществлять мониторинг деятельности субъектов Российской Федерации по цифровой трансформации строительной отрасли, в том числе в части внедрения ТИМ, и подготовить рекомендации в адрес регионов по использованию перспективных практик.

3. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации совместно с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации рассмотреть вопросы:

о возможности цифровизации индустрии строительных материалов, в том числе формирования электронных баз данных производимой продукции и цифровых решений по её применению;

о разработке механизмов, направленных на повышение наполняемости данными Федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС);

об интеграции государственной информационной системы промышленности с ФГИС ЦС в части расширенного обмена данными о производителях строительных ресурсов;

о разработке проекта федерального закона, направленного на закрепление приоритетности выбора поставщиков строительных ресурсов, включенных в перечень организаций, предоставляющих информацию во ФГИС ЦС, а также распространение такого требования на всю цепочку контрактов (договоров), заключенных в рамках исполнения государственных (муниципальных) контрактов.

4. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации совместно с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации рассмотреть вопросы:

о взаимодействии различных информационных систем в строительстве и возможности создания Единой цифровой среды строительной отрасли;

о создании Единой библиотеки данных, содержащей типовые элементы информационной модели объекта капитального строительства;

о формировании Единого реестра программных комплексов (программного обеспечения) (в том числе, российских), которые могут быть использованы в ходе цифровой трансформации строительной отрасли и внедрения технологий информационного моделирования;

о формировании перечня направлений цифровой трансформации строительной отрасли, для реализации которых отсутствуют российские программные комплексы, и подготовить предложения по импортозамещению в данной сфере;

о разработке курса видеоуроков (вебинаров) об основах использования информационного моделирования в строительстве.

5. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления:

активизировать создание и эксплуатацию государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности;

ускорить разработку и утверждение региональных планов реализации постановления Правительства Российской Федерации от 5 марта 2021 года № 331»Об установлении случая, при котором застройщиком, техническим заказчиком, лицом, обеспечивающим или осуществляющим подготовку обоснования инвестиций, и (или) лицом, ответственным за эксплуатацию объекта капитального строительства, обеспечиваются формирование и ведение информационной модели объекта капитального строительства»;

обеспечить контроль за качеством документов, размещаемых в региональных ГИСОГД;

обеспечивать условия для обучения и повышения квалификации должностных лиц в сфере цифровых технологий в строительстве;

изучить опыт Московской области по внедрению системы (»Онлайн-калькулятор») формирования программ контрольно-надзорных мероприятий (проверок) при строительстве (реконструкции) объектов капитального строительства, а также по внедрению мобильного приложения «Подмосковные стройки».



[1] Протокол от 4 июня 2019 года № 7.

[2] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2021 года № 3883-р «О стратегическом направлении в области цифровой трансформации строительной отрасли, городского и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации до 2030 года».

[3] Пункт 103 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

[4] Постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2021 года № N 331 «Об установлении случая, при котором застройщиком, техническим заказчиком, лицом, обеспечивающим или осуществляющим подготовку обоснования инвестиций, и (или) лицом, ответственным за эксплуатацию объекта капитального строительства, обеспечиваются формирование и ведение информационной модели объекта капитального строительства».

[5] По информации Минстроя России, представленной к «круглому столу» (входящий номер 4022 от 8 февраля 2022 года).

[6] По сведениям Информационно-аналитического управления Аппарата Совета Федерации (№5.2–08/85@ от 1 февраля 2022 года).

[7] Постановление Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 1558 «О государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности Российской Федерации».

[8] По информации Минстроя России, представленной к «круглому столу» (входящий номер 4022 от 8 февраля 2022 года).

[9] «Российская газета», 12 января 2022 года.

[10] Постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2020 года № 1431 «Об утверждении Правил формирования и ведения информационной модели объекта капитального строительства, состава сведений, документов и материалов, включаемых в информационную модель объекта капитального строительства и представляемых в форме электронных документов, и требований к форматам указанных электронных документов, а также о внесении изменения в пункт 6 Положения о выполнении инженерных изысканий для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства».