«Круглые столы»

«Профилактические мероприятия в контрольно-надзорной деятельности как средство улучшения инвестиционного климата»

Комитет СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности провел «круглый стол» на тему «Профилактические мероприятия в контрольно-надзорной деятельности как средство улучшения инвестиционного климата».

С докладом на мероприятии выступил Статс-секретарь — заместитель Министра экономического развития РФ Алексей Херсонцев. В дискуссии приняли участие член Комитета СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности Александр Гусаковский Гусаковский
Александр Владиславович
представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Ивановской области
Гусаковский Александр Владиславович
, член Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Валерий Семенов Семенов
Валерий Владимирович
представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Красноярского края
Семенов Валерий Владимирович
, член Комитета СФ по социальной политике Ольга Хохлова Хохлова
Ольга Николаевна
Председатель Законодательного Собрания Владимирской области
Хохлова Ольга Николаевна
, член Комитета СФ по экономической политике Ирек Ялалов Ялалов
Ирек Ишмухаметович
представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Республики Башкортостан
Ялалов Ирек Ишмухаметович
, директор Департамента государственной политики в сфере лицензирования, контрольно-надзорной деятельности, аккредитации и саморегулирования Министра экономического развития РФ Александр Вдовин, директор Департамента регуляторной политики и оценки регулирующего воздействия этого Министерства Александр Литвак, вице-президент, руководитель центра институционального развития контрольной (надзорной) деятельности Центра стратегических разработок Константин Никитин, представители органов власти субъектов РФ.

(Подробнее)

Рекомендации

В соответствии с Планом мероприятий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на осеннюю сессию 2021 года Комитет Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности провел «круглый стол» на тему: «Профилактические мероприятия в контрольно­-надзорной деятельности как средство улучшения инвестиционного климата».

В Российской Федерации продолжается работа по реформированию контрольно-надзорной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, на законодательном уровне приняты федеральные законы «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле», а также «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации“ (Закон-спутник).

Законом-спутником были внесены изменения в более чем 130 федеральных законов, которые затрагивают 96 видов федерального государственного контроля, 30 видов регионального государственного контроля, 7 видов муниципального контроля, что обеспечивает осуществление контрольных полномочий в рамках единого подхода.

В развитии законодательных положений на федеральном уровне приняты все федеральные постановления Правительства Российской Федерации общего характера, необходимые для работы контрольных (надзорных) органов.

Эти постановления, затрагивают широкий спектр вопросов — информационное взаимодействие, вопросы профилактики, согласование планов проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий.

Приоритетными направлениями проводимой реформы стали: профилактика, трансформирующаяся в основной инструмент контроля, главная цель которого — не наказать, а предотвратить нарушение обязательных требований;

цифровизация (взаимодействие контролеров и контролируемых лиц должно быть прозрачным и современным);

новая система оценки деятельности органов контроля (оценивать их деятельность следует в зависимости от уровня защиты охраняемых ценностей, минимизации ущерба в сфере общественных отношений, а не по наложенным штрафам и выявленным нарушениям);

управление рисками (частота контрольных мероприятий должна соответствовать уровню риска объекта контроля);

новые контрольные мероприятия (выбор вида контрольного мероприятия должен учитывать специфику конкретного объекта контроля, его категорию риска).

Теперь реформа контрольной (надзорной) деятельности переместилась на региональный и муниципальный уровни.

Так, по данным Минэкономразвития на региональном уровне необходимо принять 2325 положений о видах регионального контроля (из них принято сейчас 98%).

На муниципальном уровне надо принять 26405 положений о видах муниципального контроля, из них принято сейчас 99% актов.

Парламент будет осуществлять контроль за ходом проведения реформы. Это предусмотрено Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле». Правительство Российской Федерации будет ежегодно не позднее 1 июля направлять в Государственную Думу и Совет Федерации сводный доклад о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле в Российской Федерации.

С учетом состоявшегося обсуждения участники «круглого стола» рекомендуют:

1) Министерству экономического развития Российской Федерации

— продолжить осуществление мониторинга динамики и структуры проведения контрольных (надзорных) мероприятий;

— ускорить переход от моратория на проведение плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к полноценному внедрению системы управления рисками;

— завершить работы по нормативному обеспечению вступления в силу положений Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле» в части оценки эффективности деятельности контрольных (надзорных) органов и проверочных листов;

— проработать вопрос о наделении муниципальных учреждений полномочиями на осуществление отдельных видов контроля;

— в рамках ежегодного сводного доклада о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле в Российской Федерации провести до 1 июля 2022 года анализ правоприменительной практики и представить предложения по дальнейшему нормативно-правовому совершенствованию деятельности по проведению профилактических мероприятий при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

2) Исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации ускорить подготовку и размещение на официальных сайтах контрольных (надзорных) органов программ проведения профилактических мероприятий с учетом рекомендаций Минэкономразвития России;

3) Комитету Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности продолжить мониторинг реализации положений федеральных законов «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле».

Решение Комитета СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности по итогам «круглого стола» «Профилактические мероприятия в контрольно-надзорной деятельности как средство улучшения инвестиционного климата»(№3.10–08/43 от 20 января 2022 г.)