«Круглые столы»

«Вопросы модернизации и замены лифтов при проведении капитального ремонта в многоквартирных домах: проблемы и пути их решения»

Рекомендации

Утверждены на заседании
Комитета Совета Федерации
по федеративному устройству,
региональной политике,
местному самоуправлению
и делам Севера
(протокол № 266 от 22 декабря 2021 года)

Участники заседания «круглого стола», проведенного Комитетом Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера 26 ноября 2021 года с участием представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее – Фонд ЖКХ), акционерного общества «ДОМ.РФ», ведущих экспертов в области жилищно-коммунального хозяйства и экспертов профессионального лифтового сообщества, обсудив вопросы модернизации и замены лифтов при проведении капитального ремонта в многоквартирных домах, отмечают следующее.

Одной из актуальных проблем содержания жилищного фонда России является высокая степень износа лифтового оборудования. Ненадлежащее техническое состояние лифтов и лифтового оборудования в многоквартирных домах представляет серьезную угрозу безопасности жизни и здоровью граждан. В целях формирования системы модернизации и замены лифтового оборудования необходимо решить ряд актуальных проблем жилищно-коммунального комплекса и отрасли по производству лифтов и лифтового оборудования в целом.

В соответствии с техническим регламентом Таможенного союза «Безопасность лифтов»[1] (далее – технический регламент) лифты в государствах–членах Евразийского экономического союза, отработавшие 25 лет, должны быть приведены в соответствие с требованиями в срок не позднее 15 февраля 2025 года. При этом вместо изношенных должны быть установлены лифты, отвечающие современным стандартам безопасности, энергоэффективности, комфортности, доступности для инвалидов и маломобильных групп населения.

В Российской Федерации общий износ лифтового парка многоквартирных домов оценивается на уровне 22,9%. При этом из 540 тысяч лифтов 124 тысячи подлежат замене до 15 февраля 2025 года[2] в соответствии с требованиями технического регламента. Необходимый объем финансирования на эти цели составляет более 300 миллиардов рублей[3].

В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации перечень услуг или работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируется за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя, в том числе ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений (пункт 2 части 1 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации). Таким образом, мероприятия по замене и модернизации лифтов включаются в региональные программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. В настоящее время в региональных программах запланирована замена 62,7 тысяч лифтов (50% от требуемого количества) в период до 2024 года. Однако в 54 субъектах Российской Федерации в планы по замене до 2024 года лифтов с истекшим и (или) истекающим сроком службы не включены 61,5 тысяч лифтов[4].

По итогам 2020 года лидерами по замене лифтов стали город Москва, Московская область, Челябинская область, город Санкт-Петербург, Нижегородская область, Хабаровский край, Кировская область, Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Иркутская область[5]. Свердловская область успешно разрабатывает и применяет инструменты повышения темпов замены лифтового оборудования в жилищном фонде. Так, за период с 2016 по 2020 год с применением механизма факторинга при закупке и установке новых лифтов региону удалось заменить более 1,9 тысяч лифтов. Также с использованием механизма факторинга реализуется замена 257 лифтов в 103 многоквартирных домах во Владимирской и Липецкой областях, в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.

Наряду с этим в ряде субъектов Российской Федерации износ лифтового оборудования составляет более 50%. Особое внимание требует ситуация в Самарской области (к 2025 году количество изношенных лифтов составит 8224), Ульяновской области (соответственно – 3111 лифтов), Ярославской области (соответственно – 2890 лифтов)[6].

В целом темпы замены лифтов в многоквартирных домах составляют 13–15 тысяч единиц в год, что является недостаточным и свидетельствует о наличии рисков неисполнения обязательств Российской Федерации в части выполнения требований технического регламента.

В целях выполнения поставленных задач и в соответствии с Общенациональным планом действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике, одобренным на заседании Правительства Российской Федерации 23 сентября 2020 года, Фондом ЖКХ реализуется программа государственной поддержки на замену лифтов в многоквартирных домах с истекшим назначенным сроком службы. В целях предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации на замену и модернизацию лифтов при проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в 2020 году Фонду было выделено 750 миллионов рублей из резервного фонда Правительства Российской Федерации. В настоящее время по программе Фонда введены в эксплуатацию 683 лифта, одобрено 29 заявок на замену 2014 лифтов в 669 многоквартирных домах на сумму 1 102 миллиона рублей. Однако предоставленный Фонду лимит денежных средств в размере 750 миллионов рублей был исчерпан полностью в мае 2021 года[7]. Прогнозная потребность средств федерального бюджета для обеспечения замены лифтов с использованием механизма факторинга составляет 38,3 млрд. рублей.

Введение государством механизма государственной поддержки замены и модернизации лифтов оказало положительное влияние на реструктуризацию отрасли по производству лифтов и лифтового оборудования. Сегодня наблюдается увеличение объемов производства, снижение доли импортных поставок, а также постепенный рост рынка российских лифтов.

Также важно отметить, что в целях развития лифтостроительной отрасли и кооперации между предприятиями действует некоммерческая организация, которая объединяет производителей лифтового оборудования и компонентов «Евразийская лифтовая ассоциация»[8], а также профессиональные лифтовые сообщества «Национальный лифтовой союз» и ассоциация «Российское лифтовое объединение».

Наряду с этим государством взят курс на усиление контроля за деятельностью организаций, обслуживающих жилищно-коммунальное хозяйство. Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2021 года № 1670 «Об утверждении общих требований к организации и осуществлению регионального государственного жилищного контроля (надзора)» установлено требование о регулярном проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении объектов с высоким риском причинения вреда (ущерба), в том числе лифтов.

Однако принятые на федеральном уровне меры недостаточны для ликвидации накопленного объема изношенных лифтов и формирования постоянно действующей системы по модернизации и замене лифтов и лифтового оборудования в многоквартирных домах.

В этой связи необходимо предусмотреть дополнительные меры по обеспечению финансовой устойчивости региональных программ капитального ремонта и региональных операторов капитального ремонта, провести анализ возможности привлечения дополнительных источников финансирования, включая выделение дополнительных средств из федерального бюджета Российской Федерации бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование работ по модернизации и замене лифтов.

Также требуют решения ряд проблем законодательного и организационного характера, в числе которых следует отметить следующие:

недостаточность финансового обеспечения работ по модернизации и замене лифтов;

низкие темпы проведения работ по модернизации и замене лифтов;

отсутствие законодательно установленной обязанности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по включению лифтов в планы по их замене;

непрозрачность системы закупок лифтового оборудования, в том числе ввиду отсутствия единых стандартов и условий таких закупок;

отсутствие должного уровня компетенций по работе с лифтовым оборудованием у монтажных и сервисных компаний;

низкая эффективность деятельности организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами в части надлежащего содержания и аварийно-диспетчерского обслуживания населения;

недостаточная эффективность деятельности государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля за деятельностью управляющих организаций в части выполнения требований по содержанию общего имущества в многоквартирных домах с высоким уровнем опасности;

низкая информированность собственников помещений в многоквартирных домах о возможностях и способах замены лифтов и лифтового оборудования.

Обсудив актуальные проблемы законодательной и правоприменительной практики организации и реализации мероприятий по модернизации и замене лифтов при проведении капитального ремонта в многоквартирных домах, участники заседания «круглого стола» рекомендуют:

Правительству Российской Федерации:

предусмотреть при корректировке федерального бюджета на 2022–2024 годы средства на увеличение имущественного взноса в государственную корпорацию – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в размере 1,5 млрд. рублей ежегодно для продолжения оказания финансовой поддержки на капитальный ремонт (замену) в многоквартирных домах лифтов, отработавших назначенный срок службы, с использованием механизма факторинга;

рассмотреть вопрос о разработке механизма «удерживания» стоимости металла на момент заключения контракта на поставку лифтов в новостройки и при проведении работ по модернизации и замене лифтов в рамках капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;

внести изменения в правила предоставления финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2017 года № 18, в части упрощения условий предоставления финансовой поддержки на замену лифтов, сведения о которых имеются в реестре российской продукции, с использованием механизма факторинга.

Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации совместно с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и государственной корпорацией – Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства:

рассмотреть возможность распределения средств федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на замену лифтов и лифтового оборудования на срок не менее трех лет;

рассмотреть возможность внесения изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации в части фиксации в региональных программах капитального ремонта первоочередного финансирования работ по приведению лифтов, отработавших назначенный срок службы, в соответствие с требованиями технического регламента и наделения Правительства Российской Федерации правом устанавливать требования к объемам выполнения указанных работ;

рассмотреть вопрос об организации проведения субъектами Российской Федерации ревизии лифтов в многоквартирных домах, подлежащих замене до 2025 года в соответствии с требованиями технического регламента, в части подтверждения плановых сроков замены;

рассмотреть возможность продления до конца 2022 года права региональных операторов капитального ремонта многоквартирных домов увеличивать цену заключенных контрактов на работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, в том числе на замену лифтов, в ходе их исполнения до 25%;

рассмотреть возможность предоставления права региональным операторам капитального ремонта многоквартирных домов повышать общую сметную (предельную) стоимость лифтов по программам замены не менее 2 раз в год;

рассмотреть возможность разработки предложений по обеспечению контроля обслуживания лифтового оборудования предприятиями-производителями лифтов на протяжении всего срока эксплуатации лифтов (введение контракта «жизненного цикла»);

разработать предложения по расширению возможностей привлечения кредитных средств на цели капитального ремонта, в том числе замены лифтов, для собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на специальных счетах;

рассмотреть возможность разработки единых требований к техническому уровню подъемных устройств, используемых при капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах, объему и качеству услуг и (или) работ по модернизации и замене лифтов при проведении капитального ремонта;

рассмотреть возможность установления обязательных требований по использованию лифтов, сведения о которых имеются в реестре российской продукции, при проведении капитального ремонта в многоквартирных домах с использованием финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства;

рассмотреть возможность стандартизации требований к включению подрядных организаций, оказывающих услуги и проводящих работы по модернизации и замене лифтов, в реестр квалифицированных подрядных организаций;

продолжить работу по проведению в «пилотных» регионах прямых закупок лифтов у заводов-изготовителей в рамках реализации региональных программ капитального ремонта;

принять меры для распространения наиболее успешного регионального опыта модернизации и замены лифтов и лифтового оборудования на территории других субъектов Российской Федерации, в том числе в целях популяризации внедрения механизмов финансирования отрасли за счет заключения договоров факторинга с целью финансирования работ по модернизации и замене лифтов.

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рассмотреть вопросы:

организации широкомасштабной работы по информированию населения, повышению правовой грамотности граждан по вопросам модернизации и замены лифтов и лифтового оборудования при проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;

введения практики регулярного заслушивания вопросов о состоянии лифтового парка в многоквартирных домах с привлечением экспертов в области жилищно-коммунального хозяйства и общественных организаций;

разработки комплекса мероприятий, направленных на проведение информационно-разъяснительной работы с собственниками помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на специальных счетах, в части необходимости своевременной замены лифтов при проведении капитального ремонта в многоквартирных домах;

о разработке региональных (муниципальных) программ по оказанию финансовой поддержки собственникам многоквартирных домов, формирующих фонды капитального ремонта на специальных счетах, в размере 25% от стоимости замены лифта с учетом положительной практики Удмуртской Республики и Свердловской области.

Комитету Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера:

продолжить анализ правоприменительной практики, направленный на выявление системных проблем в сфере модернизации и замены лифтов и лифтового оборудования при проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме;

рассмотреть возможность включения вопросов по модернизации и замене лифтов и лифтового оборудования в повестку расширенных заседаний комитетов при проведении Дней субъектов Российской Федерации в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.



[1] Технический регламент Таможенного союза «Безопасность лифтов (ТР ТС 011/2011).

[2] По информации Минпромторга России (входящий № 42586 от 10 ноября 2021 года).

[3] По информации Минпромторга России, Евразийской Лифтовой Ассоциации, представленной при подготовке мероприятия.

[4] Информация государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, предоставленная в рамках подготовки заседания «круглого стола» //ноябрь 2021 года.

[5],6 Информация Комиссии по вопросам лифтового оборудования Общественного совета при Минстрое России. 2020 год.

 

[7] Информация государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, предоставленная в рамках подготовки заседания «круглого стола» //ноябрь 2021 года.

[8] Сетевое издание «Лифт-Пресс.Ру», 13 октября 2021 года.