«Круглые столы»

«О перспективах реализации инициативных проектов и иных практик непосредственного участия граждан в решении приоритетных для жителей муниципального образования вопросов»

Рекомендации

В соответствии с пунктом 4.36 Плана мероприятий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на весеннюю сессию 2021 года Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера совместно с Комитетом Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности провел 2 июля 2021 года «круглый стол» на тему «О перспективах реализации инициативных проектов и иных практик непосредственного участия граждан в решении приоритетных для жителей муниципального образования вопросов» с участием представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, экспертов.

Участники «круглого стола», всесторонне обсудив широкий круг вопросов нормативного регулирования и реализации инициативных проектов и иных практик непосредственного участия граждан в решении вопросов, приоритетных для жителей муниципального образования, отмечают следующее.

Практики инициативного или партисипаторного бюджетирования, предполагающие активное вовлечение населения в определение направлений расходования части средств местного бюджета и контроль за реализацией выбранных гражданами проектов, долгое время развивались в Российской Федерации без специального законодательного регулирования на федеральном уровне.

В июле 2020 года Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дополнен статьей 261, предусматривающей инициативные проекты в качестве новой формы непосредственного участия граждан в осуществлении местного самоуправления. Одновременно определен правовой режим использования инициативных платежей – денежных средств граждан и юридических лиц, уплачиваемых на добровольной основе и зачисляемых в местный бюджет в целях реализации конкретных инициативных проектов[1].

Указанные изменения позволили обеспечить граждан Российской Федерации равные возможности участвовать в принятии органами местного самоуправления бюджетных решений.

В настоящее время Министерством финансов Российской Федерации разработаны Методические рекомендации по подготовке и реализации практик инициативного бюджетирования в Российской Федерации, в составе которых приведены модельные нормативные правовые акты для субъектов Российской Федерации и муниципальных образований[2], а также Методические рекомендации по планированию расходов бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) в целях реализации инициативных проектов[3], размещённые на официальном сайте ведомства.

На уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований происходит становление правовой основы реализации инициативных проектов: принимаются или актуализируются соответствующие законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты.

В связи с этим необходим мониторинг внедрения практики реализации инициативных проектов в рамках нового правового регулирования. Это позволит оценить эффективность данного инструмента и определить, в случае необходимости, дальнейшие направления его совершенствования. В настоящее время мониторинг реализации практик инициативного бюджетирования осуществляет Центр инициативного бюджетирования Научно-исследовательского финансового института Министерства финансов Российской Федерации. Важно обеспечить активное участие Всероссийской ассоциации развития местного самоуправления в проведении такого мониторинга.

Необходимо формирование качественного профессионального сопровождения реализации инициативных проектов и иных форм инициативного бюджетирования. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации целесообразно продолжить практику создания проектных центров, наделяемых функциями по сопровождению реализации программ поддержки инициативных проектов. Отдельными направлениями работы таких центров могут быть: методологическая поддержка, оказываемая при принятии или актуализации соответствующих муниципальных правовых актов; образовательная деятельность, направленная на подготовку консультантов в сфере инициативного бюджетирования; повышение квалификации сотрудников органов публичной власти; проведение тренингов для инициативных групп и активистов; организация и проведение мониторинга реализации практики, а также проведение оценки социально-экономических эффектов, получаемых от реализации инициативных проектов.

Одним из актуальных вопросов является создание доступной и востребованной площадки для получения информации, обмена ею, тиражирования лучших практик по вопросам реализации инициативных проектов. В связи с этим предлагается рассмотреть вопрос о создании единого информационного ресурса, содержащего сведения о действующих практиках инициативного бюджетирования, в том числе практиках, основанных на применении инструмента инициативных проектов. Указанный ресурс также позволит выстроить эффективную систему взаимодействия между всеми участниками практик инициативного бюджетирования, в том числе между заинтересованными гражданами. Базой для создания единого информационного ресурса может быть, например, существующий портал budget4me.ru. Это повысит прозрачность и доступность практик инициативного бюджетирования для граждан и организаций.

Главным критерием оценки эффективности инициативных проектов должна быть вовлеченность населения. Данный институт не должен быть инструментом привлечения дополнительных средств в местные бюджеты. Этот аспект является достаточно значимым в контексте формирования доверия населения к власти и повышения прозрачности бюджетного процесса. Самое важное – соблюдение принципов справедливых критериев и прозрачного выбора инициативных проектов.

Участники «круглого стола», отмечая необходимость дальнейшего совершенствования правовых, организационных и финансовых механизмов реализации инициативных проектов, рекомендуют:

1. Правительству Российской Федерации:

1) рассмотреть вопрос о предоставлении бюджетам субъектов Российской Федерации целевых межбюджетных трансфертов (грантов) в целях стимулирования развития инструментов реализации инициативных проектов, в том числе в целях разработки информационных систем (платформ) для цифровизации процедур выдвижения, отбора и реализации инициативных проектов;

2) рассмотреть вопрос о разработке правового механизма, предусматривающего осуществление кредитными организациями, платежными агентами, банковскими платежными агентами и операторами почтовой связи операций по зачислению в бюджетную систему Российской Федерации средств инициативных платежей без взимания комиссии.

2. Министерству финансов Российской Федерации:

1) рассмотреть вопрос о создании и обеспечении функционирования федерального портала данных об инициативных проектах и иных практиках инициативного бюджетирования в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, в том числе с возможностью проведения сбора и хранения широкого круга информации о реализации практик инициативного бюджетирования, в целях выявления актуальных проблем и вызовов дальнейшего развития инструментов вовлечения граждан в бюджетный процесс, проведения конкурсов лучших проектов в сфере участия граждан в принятии бюджетных решений, а также в целях организации и проведения мониторинга развития указанных практик в оперативном формате;

2) рассмотреть вопрос об оказании дополнительной методической поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям в части дальнейшего развития инструментов инициативного бюджетирования, в частности, расширения типологии практик инициативного бюджетирования путем создания моделей школьного и (или) молодежного инициативного бюджетирования, а также систематизации инструментов вовлечения представителей социально-уязвимых групп граждан.

3. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

1) рассмотреть вопрос об установлении на постоянной основе законом субъекта Российской Федерации минимальной доли расходов бюджета субъекта Российской Федерации на поддержку инициативных проектов и (или) иных практик непосредственного участия граждан в решении вопросов, приоритетных для жителей муниципального образования;

2) предусматривать использование инициативных проектов и (или) иных практик непосредственного участия граждан в определении направлений расходования средств местного бюджета при реализации мероприятий национальных проектов;

3) рассмотреть возможность создания и обеспечения функционирования в субъекте Российской Федерации единой информационной системы в целях цифровизации процедур выдвижения, внесения, рассмотрения, конкурсного отбора и реализации инициативных проектов, а также обнародования информации об инициативных проектах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (при отсутствии такой информационной системы);

4) при установлении требований в отношении инициативных проектов, выдвигаемых для получения финансовой поддержки за счет межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации, порядка рассмотрения таких проектов и критериев их конкурсного отбора:

не предусматривать внесение инициативных платежей гражданами и юридическими лицами в качестве обязательного условия поддержки инициативных проектов;

минимизировать формальные требования к составу сведений, которые должен содержать инициативный проект, процедурам выдвижения и внесения инициативных проектов;

стимулировать развитие молодежных и (или) школьных инициативных проектов и иных практик инициативного бюджетирования, инструментов вовлечения представителей социально-уязвимых групп населения, а также инициативных проектов, реализуемых с участием территориального общественного самоуправления;

5) рассмотреть возможность создания в субъекте Российской Федерации постоянно действующего ресурсного (проектного) центра по вопросам реализации инициативных проектов и иных практик инициативного бюджетирования;

6) оказывать органам местного самоуправления методическую поддержку по вопросам нормативного регулирования и реализации инициативных проектов и иных практик инициативного бюджетирования;

7) содействовать освещению лучших практик реализации инициативных проектов в региональных средствах массовой информации.

4. Органам местного самоуправления:

1) ускорить подготовку и принятие муниципальных правовых актов, определяющих порядок выдвижения, внесения, обсуждения, рассмотрения инициативных проектов, проведения их конкурсного отбора, а также регламентирующих иные вопросы реализации инициативных проектов;

2) при установлении порядка определения части территории муниципального образования, на которой могут реализовываться инициативные проекты, предусмотреть примерный (открытый) перечень таких частей в целях обеспечения максимально широкого участия жителей муниципального образования в выдвижении и реализации инициативных проектов;

3) рассмотреть возможность расширения круга инициаторов проектов, путем отнесения к ним, в частности, молодежных палат при представительных органах муниципальных образований, социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования;

4) при установлении порядка выдвижения, внесения, обсуждения, рассмотрения инициативных проектов, а также проведения их конкурсного отбора:

минимизировать формальные требования к составу сведений, которые должен содержать инициативный проект, процедурам выдвижения и внесения инициативных проектов;

обеспечить возможность использования различных форм поддержки гражданами инициативных проектов (собрания и конференции, опросы граждан, сбор подписей);

предусмотреть в целях обсуждения инициативных проектов упрощённый порядок назначения и проведения собрания (конференции) граждан по решению инициатора проекта;

предусмотреть возможность проведения собрания граждан в очно-заочной форме, предусматривающей возможность очного обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, а также возможность передачи решений жителей в установленный срок в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении собрания, либо голосования с использованием специализированного сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

не предусматривать внесение инициативных платежей гражданами и юридическими лицами в качестве обязательного условия поддержки инициативных проектов;

стимулировать личное трудовое участие граждан в реализации инициативных проектов;

предусмотреть гласное (открытое) рассмотрение всех внесенных инициативных проектов коллегиальным органом (комиссией) с участием представителей инициаторов проектов;

5) подготовить для инициаторов проектов методические рекомендации и (или) примерные формы документов, необходимых для выдвижения и внесения инициативных проектов.

5. Всероссийской ассоциации развития местного самоуправления:

1) проводить мониторинг формирования на уровне муниципальных образований правовой основы реализации инициативных проектов;

2) оказывать органам местного самоуправления методическую поддержку по вопросам нормативного регулирования и реализации инициативных проектов, способствовать внедрению модельного муниципального правового акта о порядке выдвижения, внесения, обсуждения, рассмотрения инициативных проектов, а также проведения их конкурсного отбора;

3) способствовать изучению и тиражированию лучших муниципальных практик в сфере реализации инициативных проектов.

 



[1] Федеральные законы от 20 июля 2020 года № 236-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, от 20 июля 2020 года № 216-ФЗ „О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации“.

[3] Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 15 декабря 2020 года № 1101 «Об утверждении Методических рекомендаций по планированию расходов бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) в целях реализации инициативных проектов».