Рекомендации
Участники «круглого стола», проведенного 9 июня 2021 года Комитетом Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера с участием сенаторов Российской Федерации, представителей федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных организаций и ассоциаций, всесторонне обсудив актуальные вопросы реализации федерального проекта «Формирование комфортной городской среды», отмечают следующее.
Формирование комфортной городской среды и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности граждан имеют важное значение для социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В 2016 году был утвержден паспорт приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды»[1]. В рамках приоритетного проекта в течение двух лет реализовывались мероприятия, направленные на повышение качества городской среды и благоустройство территорий, получившие живой отклик и поддержку граждан.
На смену приоритетному проекту в 2018 году пришел федеральный проект «Формирование комфортной городской среды» (далее – Федеральный проект), являющийся концептуальным продолжением приоритетного проекта и частью национального проекта «Жилье и городская среда»[2].
Целями Федерального проекта являются кардинальное повышение комфортности городской среды и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, повышение индекса качества городской среды на 30%, сокращение количества городов с неблагоприятной средой в два раза, создание механизма прямого участия граждан в формировании комфортной городской среды, увеличение доли граждан, принимающих участие в решении вопросов развития городской среды до 30%.
Мероприятия по реализации Федерального проекта направлены на достижение национальной цели развития Российской Федерации – улучшение качества городской среды к 2030 году в 1,5 раза[3].
Согласно информации, представленной к «круглому столу» Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, по итогам 2020 года фактически на реализацию Федерального проекта направлено 78,761 млрд. рублей, что превышает показатель 2019 года на 3,5%, в том числе:
из федерального бюджета – 48,250 млрд. рублей;
из региональных и местных бюджетов – 27,784 млрд. рублей;
средства внебюджетных источников (спонсоров, инвесторов) – 2,311 млрд. рублей;
средства граждан – 0,416 млрд. рублей[4].
В 2020 году кассовое освоение средств федерального бюджета на реализацию Федерального проекта составило 99,5% от величины выделенных средств.
В реализации Федерального проекта в 2020 году приняли участие 2 930 муниципальных образований с численностью населения 117,8 млн. человек.
По итогам реализации Федерального проекта в 2020 году благоустроено 11 825 общественных территорий (нарастающим итогом с начала реализации Федерального проекта), что составляет 106% от планового показателя. Дополнительно в 2020 году благоустроено 8 382 дворовых территории.
Итоги оценки качества городской среды в 1 116 городах по данным за 2020 год показали, что доля городов с благоприятной средой составляет 33,6% (375 городов; в 2019 году – 299 из 1 115)[5].
Среднее значение индекса качества городской среды в 2020 году выросло на 4% по сравнению с 2019 годом и составило 177 баллов при плановом показателе 176 баллов.
В 2020 году Минстроем России было проведено два Всероссийских конкурса лучших проектов формирования комфортной городской среды.
Из представленных на конкурс 601 заявки было отобрано 240 проектов-победителей из 62 субъектов Российской Федерации. Общий объем финансирования проектов победителей составил 15 млрд. руб.[6]
В 2020 году была завершена реализация 168 проектов-победителей Всероссийского конкурса (нарастающим итогом с начала реализации Федерального проекта), что составляет 105% от планового показателя.
По информации Минстроя России, в 2020 году в реализации проекта приняло участие 13,163 млн. чел. (13,4%) при плановом показателе 2020 года – 12%, в том числе:
посредством рейтингового голосования – 5,067 млн. чел.;
посредством участия граждан в опросах, анкетировании, общественных обсуждениях и иных мероприятиях – 8,096 млн. человек.
Трудовое участие в благоустройстве объектов (дворовых и общественных территорий) приняли 129,042 тыс. граждан из 61 субъекта Российской Федерации.
Таким образом, итоги реализации Федерального проекта в 2020 году превышают промежуточные плановые показатели.
Анализ информации, поступившей от органов государственной власти субъектов Российской Федерации, показывает, что регионы в целом справляются с поставленными задачами. Однако, на практике имеются отдельные проблемы, требующие принятия дополнительных мер организационного и правового характера в целях их решения.
Среди указанных проблем, отмеченных субъектами Российской Федерации, можно выделить следующие:
— возникающие риски неисполнения обязательств, принятых на себя муниципальными заказчиками в рамках заключенных контрактов на выполнение работ по благоустройству территории, связанные с уменьшением объема средств, предусмотренных субъектам Российской Федерации в плановом периоде на реализацию Федерального проекта;
— недостаточность правового регулирования отношений, связанных с передачей собственникам помещений в многоквартирном доме результата выполненных работ по благоустройству дворовых территорий;
— недостаточная бюджетная обеспеченность значительной части муниципальных образований, затрудняющая подготовку качественной проектно-сметной документации при реализации проектов по благоустройству общественных территорий;
— недостаточный уровень активности граждан – собственников помещений в многоквартирном доме при проведении общих собраний собственников по вопросам, касающимся благоустройства дворовых территорий.
Особого подхода требует формирование комфортной городской среды в городах, расположенных в Арктической зоне Российской Федерации (далее – Арктическая зона).
Населенные пункты Арктической зоны обладают рядом особенностей, которые затрудняют проведение работ по благоустройству:
— удаленность от промышленно развитых регионов, практическое отсутствие достаточно развитой инфраструктуры;
— сложные природно-климатические условия;
— существенное удорожание работ, обусловленное требованиями трудового законодательства о гарантиях и компенсациях работникам в части оплаты северных коэффициентов, дополнительных отпусков, стоимости проезда к месту отдыха и обратно.
Учитывая перечисленные проблемы и прозвучавшие в выступлениях предложения, участники «круглого стола» рекомендуют:
1. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:
— уделить приоритетное внимание подготовке ко второму чтению проекта федерального закона № 691245–7 «О внесении изменения в статью 36 Жилищного кодекса Российской Федерации», направленного на установление порядка передачи элементов озеленения и благоустройства, созданных в том числе за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (принят Государственной Думой в первом чтении 15 июля 2020 года).
2. Профильным комитетам палат Федерального Собрания Российской Федерации:
— уделять приоритетное внимание проектам федеральных законов, направленных на совершенствование правовых и организационных механизмов формирования комфортной городской среды и создания благоприятных условий жизнедеятельности граждан.
3. Правительству Российской Федерации:
— рассмотреть вопрос о создании дополнительных механизмов, направленных на формирование комфортной городской среды в субъектах Российской Федерации, территории которых полностью или частично расположены в Арктической зоне, учитывающих природно-климатическую и иную специфику Арктической зоны;
— рассмотреть вопрос о разработке комплексной программы социально-экономического развития малых городов и исторических поселений и определении федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего координацию и контроль реализации мероприятий программы;
— проработать вопрос о целесообразности внесения изменений в Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды (приложение № 15 к государственной программе Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года № 1710), предусматривающих:
возможность предоставления субсидий бюджетным и автономным учреждениям при выполнении работ по благоустройству общественных территорий;
снижение уровня софинансирования собственниками помещений многоквартирного дома работ по благоустройству дворовых территорий по дополнительному перечню работ, выполняемых в целях благоустройства дворовых территорий;
введение дополнительного повышающего коэффициента, учитываемого при расчете размера субсидии из федерального бюджета субъекту Российской Федерации, территория которого полностью или частично расположена в Арктической зоне (например, равного 2);
— проработать вопрос о целесообразности внесения изменений в Правила предоставления средств государственной поддержки из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для поощрения муниципальных образований – победителей Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 2018 года № 237, предусматривающих расширение категорий муниципальных образований, которые имеют право участвовать во Всероссийском конкурсе лучших проектов создания комфортной городской среды (например, предусмотреть такую возможность для городов с численностью населения от 100 тыс. человек до 300 тыс. человек), и дифференциацию исторических поселений – участников конкурса по численности населения с установлением различных размеров денежных премий;
— оценить целесообразность включения работ по созданию объектов благоустройства в перечень случаев, в которых допускается заключение контракта жизненного цикла, предусмотренный постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 года № 1087 «Об определении случаев заключения контракта жизненного цикла».
4. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации:
— заблаговременно доводить до субъектов Российской Федерации информацию об изменении размера субсидии из федерального бюджета на реализацию Федерального проекта с одновременным пропорциональным уменьшением плановых показателей по количеству благоустроенных территорий в целях снижения рисков неисполнения муниципальными заказчиками принятых на себя обязательств по заключенным контрактам на выполнение работ по благоустройству территорий;
— оказать методическую помощь субъектам Российской Федерации по разъяснению возможностей органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, являющегося куратором государственной программы формирования современной городской среды, утвержденной субъектом Российской Федерации, в случае несоблюдения муниципальным заказчиком и подрядчиком, выполняющим работы по благоустройству территорий, сроков контракта и прогнозируемого риска недостижения показателей государственной программы, по передаче субъекту Российской Федерации полномочий муниципального заказчика для взаимодействия с подрядчиком, а также по разъяснению возможности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации выступить непосредственным заказчиком работ по благоустройству общественной территории;
— проработать вопрос о закреплении в законодательстве Российской Федерации возможности осуществлять предварительный отбор подрядных организаций, хорошо зарекомендовавших себя при выполнении работ по благоустройству территорий, с учетом правоприменительной практики по выполнению мероприятий, связанных с капитальным ремонтом общего имущества в многоквартирных домах в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 2016 года № 615 «О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах»;
— проработать вопрос о целесообразности введения на постоянной основе рейтингового голосования граждан на всероссийской платформе для голосования за объекты благоустройства «gorodsreda.ru» с регулярным обновлением списка объектов благоустройства в целях учета актуальных сведений о наиболее востребованных проектах по благоустройству при утверждении и последующей корректировке государственных и муниципальных программ формирования современной городской среды;
— совместно с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации проработать вопрос о возможных мерах по обеспечению муниципальных образований, имеющих низкий уровень бюджетной обеспеченности, коммунальной техникой для содержания объектов благоустройства в надлежащем состоянии.
5. Акционерному обществу «ДОМ.РФ» совместно с Фондом ДОМ.РФ:
— расширить практику разработки проектов благоустройства для практического применения в муниципальных образованиях в рамках реализации муниципальных программ формирования современной городской среды.
6. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
— способствовать активному использованию инициативных проектов и иных практик инициативного бюджетирования при разработке, корректировке и реализации государственных программ формирования современной городской среды субъектов Российской Федерации;
— организовать на регулярной основе обучающие мероприятия для повышения квалификации специалистов органов местного самоуправления, в компетенцию которых входит реализация мероприятий муниципальных программ формирования комфортной городской среды;
— способствовать тиражированию лучших муниципальных практик формирования комфортной городской среды.
7. Органам местного самоуправления:
— изучать и использовать лучшие муниципальные практики формирования комфортной городской среды;
— способствовать активному использованию инициативных проектов и иных практик инициативного бюджетирования при разработке, корректировке и реализации муниципальных программ формирования современной городской среды;
— использовать при подготовке концепции благоустройства территории разработанный акционерным обществом «ДОМ.РФ», обществом с ограниченной ответственностью «КБ Стрелка» при поддержке Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации методический документ «Стандарт комплексного развития территорий»;
— включать в контракты, заключенные на выполнение работ по благоустройству территории в рамках муниципальных программ формирования современной городской среды, условие о гарантийном сроке на результаты выполненных работ по благоустройству дворовых и общественных территорий не менее трех лет;
— привлекать представителей общественных комиссий, созданных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2017 года № 169 «Об утверждении правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды», к приемке выполненных работ по контрактам, заключенным на выполнение работ по благоустройству территорий муниципальных образований во исполнение федерального проекта «Формирование комфортной городской среды»;
— при разработке муниципальных программ формирования современной городской среды и внесении в них изменений реализовывать подход, направленный на комплексное благоустройство территории муниципального образования с учетом местных инициативных проектов (например, обустройство дворов и прилегающих общественных территорий);
— при реализации мероприятий по благоустройству территорий учитывать необходимость обеспечения доступа маломобильных групп населения к объектам благоустройства, транспортной, социальной инфраструктуре;
— включать в состав вышеуказанных общественных комиссий представителей общественных организаций, осуществляющих защиту интересов маломобильных групп населения;
— усилить контроль за соответствием вводимых в эксплуатацию объектов благоустройства, в частности, детских, спортивных площадок, требованиям, содержащимся в технических регламентах, сводах правил, национальных стандартах и иных нормативно-технических документах, обеспечивающим безопасность указанных объектов для жизни и здоровья граждан.
8. Всероссийской ассоциации развития местного самоуправления:
— оказывать организационно-методическое содействие органам местного самоуправления в реализации мероприятий федерального проекта «Формирование комфортной городской среды»;
— проводить работу по изучению и тиражированию лучших муниципальных практик в сфере благоустройства;
— способствовать проведению обучающих мероприятий для должностных лиц местного самоуправления и муниципальных служащих, направленных, в частности, на повышение эффективности их деятельности при реализации федерального проекта «Формирование комфортной городской среды».
[1] Паспорт приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 21 ноября 2016 года № 10).
[2] Паспорт национального проекта «Жилье и городская среда» утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 года № 16).
[3] Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
[4] Информация по вопросам реализации федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» представлена Минстроем России в письме № 20129-МЕ/06 от 19 мая 2021 года (входящий № 20122 от 19 мая 2021 года).
[5] Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2019 года № 510-р утверждена методика формирования индекса качества городской среды. Индекс рассчитывается ежегодно для каждого города Российской Федерации по 36 индикаторам и публикуется Минстроем России.
[6] В том числе: 80 проектов для реализации в 2020–2021 годах (общий объем финансирования составляет 5 млрд. руб.):
— исторические поселения – 10 победителей по 44,5 млн. рублей;
— малые города с численностью населения от 50 до 100 тыс. человек – 14 победителей по 90 млн. рублей;
— малые года с численностью населения от 20 до 50 тыс. человек – 31 победитель по 70 млн. рублей;
— малые города с численностью населения до 20 тыс. человек – 25 победителей по 45 млн. рублей;
160 проектов для реализации в 2021–2022 годах (общий объем финансирования составляет 10 млрд. руб.):
— исторические поселения – 20 победителей по 50 млн. рублей;
— малые города с численностью населения до 20 тыс. человек – 56 победителей по 50 млн. рублей;
— малые города с численностью населения от 20 до 50 тыс. человек – 52 победителя по 70 млн. рублей;
— малые города с численностью населения от 50 до 100 тыс. человек – 32 победителя по 80 млн. рублей.