Рекомендации
Участники «круглого стола», проведенного 19 мая 2021 года Комитетом Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера с участием сенаторов Российской Федерации, представителей федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, профессионального сообщества в сфере жилищно-коммунального хозяйства, всесторонне обсудив вопросы модернизации коммунальной инфраструктуры, отмечают следующее.
Процесс реформирования отрасли жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации продолжается более 20 лет. За указанный период удалось выстроить определенный алгоритм решения таких сложных и важных для отрасли и населения проблем, как проведение капитального ремонта, а также ликвидация непригодного для проживания жилищного фонда. Однако проблему высокой изношенности объектов и систем коммунальной инфраструктуры, их своевременного обновления решить в полной мере до сих пор не удалось.
В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 21 апреля 2021 года Президент Российской Федерации обозначил обновление систем жилищно-коммунального хозяйства в качестве одного из приоритетов развития регионов.
Названный приоритет напрямую согласуется с закрепленной в Указе Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»[1] национальной целью по созданию комфортной и безопасной среды для жизни, достичь которой невозможно без обновления ветхой коммунальной инфраструктуры.
В настоящее время износ коммунальных сетей в целом по стране составляет порядка 58%, при этом деградация системы жилищно-коммунального хозяйства нарастает. По данным Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, в стране ежегодно должны заменяться не менее 5% труб с высоким износом (в первую очередь, это объекты тепло- и водоснабжения), но меняется лишь 2%[2].
Это, в свою очередь, негативно сказывается на увеличении числа аварийных ситуаций. По информации Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации И.Э. Файзуллина, за отопительный период 2020–2021 годов на объектах ЖКХ в России произошло более 7,3 тыс. аварий, причинами которых является повышенный износ сетей[3].
В некоторых регионах уровень износа коммунальных сетей существенно выше, чем в целом по стране. Так, в Калининградской области доля водопроводной сети, нуждающейся в замене, составляет 82%, в Карачаево-Черкесской Республике и Псковской области – 69%, Республике Тыва – 67%.
Доля канализационной сети, нуждающейся в замене, составляет в Ставропольском крае 94%, Республике Калмыкия – 89%, Республике Тыва – 84%, Курганской области – 82%[4].
Наиболее высокий износ коммунальной инфраструктуры отмечается в регионах Северо-Кавказского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов.
В качестве отдельной проблемы в системе коммунальной инфраструктуры можно выделить неудовлетворительное состояние очистных сооружений.
В соответствии со Стратегией экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года[5] строительство и модернизация очистных сооружений обозначены в качестве одного из приоритетных направлений в решении задачи по обеспечению экологической безопасности.
Согласно данным Минприроды России[6], доля загрязненных сточных вод в 2019 году составила 32,8% от суммарного показателя сброса всех сточных вод, при этом главными загрязнителями, сбрасывающими в поверхностные водоемы почти 59% всех загрязненных вод, названы канализации коммунального и близкого им характера[7].
По данным Росстата, исходя из общего объема пропущенных недостаточно очищенных сточных вод через очистные сооружения (4,7 млрд куб. метров), общая потребность в модернизации очистных сооружений оценивается в 366–732 млрд рублей – на реализацию программ повышения экологической эффективности организаций водопроводно-канализационного хозяйства, вклад которых в суммарные сбросы загрязняющих веществ составляет не менее чем 60 процентов, и до 330 млрд рублей – на модернизацию существующих очистных сооружений систем водоотведения.
Всего, по данным Минстроя России, для замены и модернизации коммунальной инфраструктуры требуется не менее 4 трлн рублей[8].
Среди причин, препятствующих своевременному обновлению коммунальной инфраструктуры, характеризующейся высоким физическим и моральным износом, профессиональным сообществом, помимо дефицитности бюджетов большинства субъектов Российской Федерации, а также муниципальных образований, выделяются такие причины, как:
— несоответствие действующих коммунальных тарифов реальным потребностям в финансовых ресурсах, необходимых для модернизации коммунальной инфраструктуры;
— непривлекательность для инвесторов систем и объектов коммунальной инфраструктуры в малых и средних городах с небольшим количеством потребителей.
В связи с обозначенными причинами, учитывая накопленные объемы ветхой коммунальной инфраструктуры, для решения проблемы по ее модернизации требуются значительные финансовые ресурсы и вложение не только средств бюджетов всех уровней, но и привлечение частных инвестиций в инфраструктурные проекты.
С 2016 года предоставление государственной финансовой поддержки на реализацию проектов по модернизации систем и объектов коммунальной инфраструктуры с привлечением внебюджетных средств в такие проекты в субъектах Российской Федерации осуществляется государственной корпорацией – Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее – Фонд ЖКХ) в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2015 года № 1451[9].
Финансовая поддержка Фонда ЖКХ субъектам Российской Федерации предоставляется на подготовку проекта модернизации (5% от стоимости проекта, но не более 5 млн рублей); реализацию проекта модернизации (60% от стоимости проекта, но не более 300 млн рублей); субсидирование процентной ставки по кредитам или облигационным займам (65% от величины ключевой ставки Банка России).
По информации, представленной Фондом ЖКХ[10], за период действия программы были одобрены заявки 40 субъектов Российской Федерации на подготовку и реализацию 118 проектов модернизации на общую сумму 32,04 млрд рублей, из которых 16,6 млрд рублей (52%) средства Фонда ЖКХ, 9,8 млрд рублей (31%) составили внебюджетные средства.
На текущий момент нераспределенный остаток общего лимита средств Фонда ЖКХ на модернизацию коммунальной инфраструктуры составляет 0,25 млрд рублей, при этом средств на реализацию программы в 2021 году Фонду ЖКХ не выделено.
Отдельные мероприятия по модернизации очистных сооружений предприятий водопроводно-канализационного хозяйства, а также систем водоснабжения осуществляются в рамках реализации федерального проекта «Оздоровление Волги» в составе национального проекта «Экология», а также федерального проекта «Чистая вода», реализация которого с 2021 года осуществляется в рамках национального проекта «Жилье и городская среда».
Кроме того, Минстроем России запущен пилотный проект по реконструкции и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, износ которых достиг более 60%.
В настоящее время указанный пилотный проект реализуется в 5 городах: Орск (Оренбургская область), Козьмодемьянск (Республика Марий Эл), Переславль-Залесский (Ярославская область), Новоалтайск (Алтайский край), Белово (Кемеровская область – Кузбасс), для чего из федерального бюджета выделено 1,26 млрд рублей.
Вместе с тем следует констатировать, что объемы выделяемых из федерального бюджета средств на модернизацию систем и объектов коммунальной инфраструктуры не соответствуют реальным потребностям в них.
Участники «круглого стола», обсудив текущее состояние систем и объектов коммунальной инфраструктуры, а также проблемы, связанные с ее модернизацией, решили рекомендовать:
1. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:
— ускорить рассмотрение проекта федерального закона № 1143824–7 «О внесении изменений в статьи 37 и 51 Федерального закона „О концессионных соглашениях“ (об условиях и порядке трансформации договоров аренды имущества в концессионные соглашения), предусматривающего право заключения концессионных соглашений без проведения торгов в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящихся в аренде у будущего концессионера, при условии принятия концессионером инвестиционных обязательств.
2. Правительству Российской Федерации:
— рассмотреть вопрос о разработке в рамках национального проекта «Экология» федерального проекта «Строительство и реконструкция (модернизация) очистных сооружений централизованных систем водоотведения»;
— ускорить разработку и принятие нормативной правовой базы, регламентирующей порядок предоставления инфраструктурных бюджетных кредитов на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры по ставке, не превышающей 3 процентов годовых, со сроком погашения до 15 лет и более;
— в целях продолжения предоставления Фондом ЖКХ финансовой поддержки на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры, находящихся в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, рассмотреть вопрос о выделении бюджетных ассигнований в виде имущественного взноса Российской Федерации в Фонд ЖКХ в размере 5 млрд рублей ежегодно;
— рассмотреть вопрос о внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2015 года № 1451 «О предоставлении финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры» в части установления возможности определения размера предоставляемого Фондом ЖКХ софинансирования проектов модернизации исходя из уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, ежегодно устанавливаемого Министерством финансов Российской Федерации;
— рассмотреть вопрос о целесообразности снятия предусмотренного Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» ограничения по общему размеру финансовой поддержки Фонда ЖКХ (1 млрд рублей), предоставляемой субъекту Российской Федерации на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры, в целях продолжения ее предоставления регионам, практически выбравшим свой лимит;
— рассмотреть возможность введения механизма стимулирования субъектов Российской Федерации к установлению ими льгот по налогу на имущество в части построенных (модернизированных) объектов коммунальной инфраструктуры через учет выпадающих доходов регионов в дотациях на выравнивание бюджетной обеспеченности.
3. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации совместно с государственной корпорацией – Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства:
— рассмотреть вопрос о разработке и внедрении методики комплексного определения показателей технико-экономического состояния объектов коммунальной инфраструктуры, предусматривающей показатели физического износа и энергетической эффективности, порядок проведения обследования и анализа текущего состояния объектов и сетевого хозяйства;
— содействовать проведению в субъектах Российской Федерации инвентаризации систем и объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в целях получения полной и достоверной информации о фактическом технико-экономическом состоянии объектов коммунальной инфраструктуры.
4. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации во взаимодействии с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления:
проработать вопрос о целесообразности наделения субъектов Российской Федерации правом разработки региональных программ развития систем коммунальной инфраструктуры, аккумулирующих в себе мероприятия по развитию стратегически значимых объектов коммунальной инфраструктуры в муниципальных образованиях.
5. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации совместно с органами местного самоуправления:
— провести инвентаризацию систем и объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в целях получения полной и достоверной информации о фактическом технико-экономическом состоянии объектов коммунальной инфраструктуры;
— рассмотреть вопрос о консолидации муниципальных предприятий в сфере водоснабжения и водоотведения, действующих на территории региона, в целях создания одного или нескольких водоканалов под управлением регионального оператора;
— рассмотреть возможность использования облигационных займов (инфраструктурных облигаций) в целях финансирования строительства (реконструкции) объектов коммунальной инфраструктуры.
6. Органам местного самоуправления:
— обеспечить актуализацию схем водоснабжения и водоотведения, на основании которых осуществляется развитие централизованных систем горячего, холодного водоснабжения и водоотведения, в соответствии с документами территориального планирования;
— в документах стратегического планирования, разрабатываемых на уровне муниципальных образований, предусматривать мероприятия по развитию системы ливневой канализации.
[1] Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
[2] «Минстрой сообщил об износе коммунальных сетей в России на 58%». ИНТЕРФАКС, 26 марта 2020 года.
[3] Совещание Президента Российской Федерации с членами Правительства Российской Федерации, 10 марта 2021 года. kremlin.ru/events/president/news/65134.
[4] По данным Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС).
[5] Указ Президента Российской Федерации от 19 апреля 2017 года № 176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года».
[6] Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2019 году». М.: Минприроды России; МГУ имени М.В. Ломоносова, 2020.
[7] Государственный доклад «О состоянии и использовании водных ресурсов Российской Федерации в 2017 году». М.: НИА-Природа, 2018.
[8] «Минстрой сообщил об износе коммунальных сетей в России на 58%». ИНТЕРФАКС, 26 марта 2020 года.
[9] Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2015 года № 1451 «О предоставлении финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры».
[10] Письмо Государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства от 30 апреля 2021 года № ОС-04/14.