Место проведения: зал 802, ул. Б. Дмитровка, д. 26, Москва
Дата проведения: 30 марта 2021 года
Время: 10.30 – 11.30.
1. Открытие совещания.
БОНДАРЕВ Виктор Николаевич, председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности.
2. Доклад по теме совещания.
СОКОРЕНКО Игорь Петрович — начальник оперативного управления — первый заместитель начальника Главного штаба Сухопутных войск.
3. Выступления по теме совещания:
а) МАНУЙЛО Олег Леонидович — директор Департамента гражданской обороны и защиты населения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
б) КОВТУН Александр Андреевич — Врио начальника Главного оперативного управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации;
в) БЕЛИКОВ Валерий Борисович — заместитель начальника управления, начальник отдела по работе с органами военного управления территориальной обороны Управления по координации деятельности органов исполнительной власти города Москвы в сфере обеспечения безопасности населения Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции г. Москвы;
г) ШАТКОВСКИЙ Сергей Львович — начальник управления мобилизационной работы и взаимодействия с органами военного управления аппарата Губернатора Волгоградской области
4. Обсуждение выступлений, ответы на вопросы.
5. Принятие итогового документа.
6. Заключительное слово.
Список участников «круглого стола»
Председатель Комитета | ||||
1. | БОНДАРЕВ |
| от исполнительного органа государственной власти Кировской области |
|
Первые заместители председателя Комитета |
| |||
2. | КОЖИН |
| от исполнительного органа государственной власти города Москвы |
|
3. | МАРТЫНОВ |
| от законодательного (представительного) органа государственной власти Республики Марий Эл |
|
4. | РАКИТИН |
| от исполнительного органа государственной власти Республики Карелия |
|
Заместители председателя Комитета |
| |||
5. | АРЕНИН |
| от исполнительного органа государственной власти Саратовской области |
|
6. | ВАЛЯЕВ |
| от исполнительного органа государственной власти Еврейской автономной области |
|
Члены Комитета |
| |||
7. | БЕЗДЕНЕЖНЫХ |
| от законодательного (представительного) органа государственной власти Хабаровского края |
|
8. | КАЗАНОКОВ |
| от исполнительного органа государственной власти Карачаево-Черкесской Республики |
|
9. | КОЛБИН Сергей Николаевич |
| от законодательного (представительного) органа государственной власти города Севастополя |
|
10. | КОРОЛЕВ |
| от исполнительного органа государственной власти Липецкой области |
|
11. | МАМСУРОВ |
| от исполнительного органа государственной власти Республики Северная Осетия – Алания |
|
12. | МУРАТОВ |
| от законодательного (представительного) органа государственной власти Курганской области |
|
13. | ПАВЛОВА |
| от исполнительного органа государственной власти Челябинской области |
|
14. | УСАТЮК |
| от исполнительного органа государственной власти Республики Хакасия |
|
15. | ХАМЧИЕВ |
| от законодательного (представительного) органа государственной власти Республики Ингушетия |
|
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера |
| |||
16. | ГУСЕВ |
| член Комитета, представитель от исполнительного органа государственной власти Ненецкого автономного округа |
|
Министерство обороны Российской Федерации |
| |||
17. | СОКОРЕНКО Игорь Петрович |
| начальник оперативного управления — первый заместитель начальника Главного штаба Сухопутных войск, генерал-майор |
|
18. | МАГАР Артур Иванович |
| начальник отдела (территориальной обороны) оперативного управления Главного штаба Сухопутных войск, полковник |
|
19. | ЯКУБСОН Сергей Семенович |
| старший офицер отдела (территориальной обороны) оперативного управления Главного штаба Сухопутных войск, подполковник |
|
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий |
| |||
20. | МАНУЙЛО |
| директор Департамента гражданской обороны и защиты населения, генерал-лейтенант |
|
Федеральная служба войск национальной гвардии |
| |||
21. | КОВТУН Александр Андреевич |
| Врио начальника Главного оперативного управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, генерал-майор |
|
22. | АКСЕНОВ Евгений Александрович |
| Начальник отделения общего оперативного планирования – заместитель начальника оперативного отдела Главного оперативного управления |
|
Министерство внутренних дел Российской Федерации |
| |||
23. | НАЗАРЕНКО Дмитрий Александрович |
| первый заместитель начальника Оперативного управления МВД России, генерал-майор полиции |
|
24. | МАЛЬЦЕВ Юрий Иванович
|
| заместитель начальника Департамента государственной службы и кадров МВД России — начальник управления организации мобилизационной подготовки, полковник внутренней службы |
|
Федеральная служба безопасности Российской Федерации |
| |||
25. | ЧВЫКОВ Дмитрий Николаевич |
| Мобилизационное управление ФСБ России |
|
26. | ДЕГТЯРЕВ Николай Алексеевич |
| Мобилизационное управление ФСБ России |
|
27. | НЕЧКИН Денис Анатольевич |
| Мобилизационное управление ФСБ России |
|
Волгоградская область |
| |||
28. | ШАТКОВСКИЙ |
| начальник управления мобилизационной работы и взаимодействия с органами военного управления аппарата Губернатора Волгоградской области |
|
г. Москва |
| |||
29. | МАЛЫШКИН |
| Заместитель руководителя Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции г. Москвы |
|
30. | БЕЛИКОВ Валерий Борисович |
| Заместитель начальника управления, начальник отдела по работе с органами военного управления территориальной обороны Управления по координации деятельности органов исполнительной власти города Москвы в сфере обеспечения безопасности населения Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции г. Москвы |
|
Рекомендации
Решение «круглого стола»
Заслушав и обсудив информацию о нормативно-правовом обеспечении территориальной обороны в Российской Федерации, Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности отмечает следующее.
Опыт военных конфликтов последних
десятилетий показывает, что характер вооруженной борьбы претерпевает
значительные изменения.
В их основе лежат информационные технологии, предусматривающие манипуляцию
протестным потенциалом населения в сочетании
с военными мерами скрытого характера в форме военной помощи экстремистским и террористическим организациям, нанесением ущерба под видом техногенных
катастроф или стихийных бедствий.
В складывающихся условиях возрастает роль
подготовки
и ведения территориальной обороны как важнейшего элемента защиты суверенитета
государства.
К ведению территориальной обороны привлекаются формирования Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск, а также, для выполнения отдельных мероприятий в пределах своей компетенции, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и нештатные формирования организаций.
Согласованность совместных действий на соответствующей территории обеспечивается межведомственными координирующими органами (штабами территориальной обороны) (далее – штабы территориальной обороны), создаваемыми в субъектах Российской Федерации и в муниципальных образованиях с начала действия военного положения.
Штабы территориальной обороны в пределах своих полномочий несут ответственность за состояние сил и средств, создаваемых для выполнения мероприятий территориальной обороны органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальными образованиями, и осуществляют руководство указанными силами и средствами.
В целях информационно-аналитического обеспечения штабов территориальной обороны, а также координации деятельности различных нештатных органов формируемых в субъектах Российской Федерации для решения вопросов обороны и безопасности в ряде регионов России были созданы и опробованы региональные центры управления (далее – РЦУ, центр).
Результаты тренировок показали
положительное влияние центров на сокращение сроков принятия решений высшим
должностным лицом субъекта Российской Федерации в области обороны, в том числе
по вопросам территориальной обороны.
Сдерживающим фактором оказалась низкая оперативность информационного обмена с Министерством обороны Российской Федерации, осуществляемым в электронных форматах через закрытые линии связи военных комиссариатов с последующей доставкой нарочными.
Создание центров, с учетом положительного опыта применения, рекомендовано во всех регионах России.
Вместе с тем в подготовке территориальной
обороны органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации
и муниципальными образованиями остаются нерешенными ряд вопросов, таких как:
создание сил и средств территориальной обороны;
подготовка специалистов штабов территориальной обороны;
наращивания в военное время инженерно-технической защищенности объектов охраны и обороны.
В данной связи Комитет Совета Федерации по обороне
и безопасности р е ш и л:
1. Информацию о нормативно-правовом обеспечении территориальной обороны в Российской Федерации принять к сведению.
2. Поддержать проводимую субъектами Российской Федерации работу по созданию штатных секторов (отделов) развертывания региональных центров управления и штабов территориальной обороны в рамках реализации концепции создания региональных центров управления субъектов Российской Федерации.
3. Отметить как имеющую важное значение для подготовки территориальной обороны практику проведения Главным управлением специальных программ Президента Российской Федерации масштабных мобилизационных учений с руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главами муниципальных образований с обсуждением проблемных вопросов деятельности в области территориальной обороны.
4. Подчеркнуть высокую значимость для государства взаимоувязанности мероприятий по территориальной и гражданской обороне, проводимых с начала введения военного положения.
5. Указать на отсутствие на федеральном уровне правового регулирования вопросов:
определения порядка создания и содержания сил и средств для выполнения отдельных мероприятий территориальной обороны органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальными образованиями;
подготовки сотрудников органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований для штабов территориальной обороны и определения их штатного расписания;
наличия в бюджетах субъектов Российской Федерации на военное время статей расходов по наращиванию инженерно-технической защищенности объектов.
6. Рекомендовать Министерству обороны Российской Федерации:
1) рассмотреть целесообразность внесения дополнений в Положение о территориальной обороне Российской Федерации в части:
закрепления полномочий командующего войсками военного округа на военное время по определению задач главе субъекта Российской Федерации, касающихся выполнения мероприятий территориальной обороны;
определения порядка создания и содержания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальными образованиями сил и средств для выполнения отдельных мероприятий территориальной обороны;
2) рассмотреть возможность подготовки
специалистов штабов территориальной обороны субъектов Российской Федерации
и муниципальных образований на базе военных образовательных организаций.
7. Рекомендовать органам исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления принять
к руководству «Методические рекомендации органам исполнительной власти
субъектов Российской Федерации (органам местного самоуправления) по вопросам
территориальной обороны».
8. Комитету Совета Федерации по обороне и безопасности учесть предложения участников «круглого стола» в дальнейшей законопроектной деятельности.