«Круглые столы»

«Совершенствование формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы»

Рекомендации

Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам в соответствии с Планом мероприятий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на весеннюю сессию 2020 года провел 23 июня 2020 года «круглый стол» на тему «Совершенствование формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы».

В заседании «круглого стола» приняли участие заместитель Министра экономического развития Российской Федерации С.М. Назаров, заместитель Министра финансов Российской Федерации А.М. Лавров, заместитель Министра строительства м жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Ю.С. Гордеев, заместитель Руководителя Аппарата Счетной палаты Российской Федерации Е.М. Шипилева, заместитель Руководителя Федерального казначейства А.Ю. Демидов, заместитель начальника Федерального автономного учреждения «Главное управление государственной экспертизы России» Н.В. Богомолова.

Заслушав и обсудив представленную участниками информацию, участники «круглого стола» рекомендуют:

1. Правительству Российской Федерации:

обеспечить включение в Федеральную адресную инвестиционную программу (далее – ФАИП) объектов, готовых к началу строительства в соответствии с требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации;

ускорить создание Единой интегрированной информационной системы расходов инвестиционного характера, предусматривающей определение порядка присвоения уникального идентификационного номера каждому объекту капитального строительства, который не подлежит изменению на протяжении всего жизненного цикла объекта, и сформировать информационный ресурс, позволяющий получать сведения об объекте (включая заключенные контракты и уровень освоения средств) на всех этапах его жизненного цикла. Предусмотреть предоставление указанной информации в Государственную Думу одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период в целях обеспечения прозрачности и контроля за ходом строительства объектов и вводом их в эксплуатацию;

обратить внимание на необходимость представления (подготовки) обоснованности предполагаемой (предельной) стоимости объекта капитального строительства, мероприятия (укрупненного инвестиционного проекта) и на недопущения ее значительного увеличения при реализации инвестиционных проектов;

принять меры по сокращению сроков принятия решений о включении объектов капитального строительства, мероприятий (укрупненных инвестиционных проектов) в ФАИП, а также о внесении внесения изменений по объектам капитального строительства в ходе реализации инвестиционных проектов;

 закрепить регламентированный порядок принятия решения как о сносе объекта капитального строительства и списании средств, выделенных на его строительство, так и о принятии решения о выделении средств бюджета для осуществления завершения строительства;

проработать и внести предложения по внесению изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации с целью формирования процедуры оперативного внесения изменений в ФАИП и сокращения (до 10–14 дней) сроков соответствующего внесения изменения в бюджетную роспись, а также подтверждения принятых и неиспользованных обязательств, направленные на преодоление медленного кассового исполнения и образования больших объемов остатков на конец года;

провести комплексную реформу управления государственными инвестициями, предусмотрев, в том числе внесение изменений законодательство Российской Федерации в части определения понятия ФАИП, а также принципов и порядка ее разработки и реализации в соответствии с требованиями программно-целевого метода планирования;

обеспечить предварительную квалификацию поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в отношении объектов капитального строительства (объектов недвижимого имущества);

обеспечить упрощение процедуры контроля со стороны государственного заказчика (застройщика) объектов капитального строительства в период реализации инвестиционного проекта, предусмотрев сокращение случаев использования форм акта о приемке выполненных работ и справки о стоимости выполненных работ и затрат (КС-2 и КС-3);

обеспечить максимально возможное использование типовых инвестиционных проектов, прежде всего, при строительстве социальных объектов, с учетом региональных особенностей в соответствии с рекомендациями со стороны федеральных ведомств по стоимости с последующим выкупом субъектом Российской Федерации этих объектов по указанной стоимости;

усилить контроль за вводом объектов, находящихся в государственной собственности и не введенных в предыдущем году в эксплуатацию;

совместно со Счетной палатой Российской Федерации рассмотреть возможность разделения события начала эксплуатации объекта и ввода объекта в эксплуатацию после завершения его строительства, определив источники финансирования содержания таких объектов до ввода их в эксплуатацию;

рассмотреть целесообразность определения единого государственного заказчика, который несет ответственность за реализацию инвестиционных проектов в отношении объектов капитального строительства, мероприятий (укрупненных инвестиционных проектов), объектов недвижимого имущества, включенных в федеральную адресную инвестиционную программу;

рассмотреть вопрос возложения на проектную организацию обязанности сдачи проекта в экспертизу, а также возложения ответственности за последующие проблемы, связанные с проектной документацией на представителей экспертизы и проектную организацию;

проработать вопрос о возможности субсидирования за счет средств федерального бюджета расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на разработку проектной документации и проведение инженерных изысканий, необходимых для подготовки такой документации.

2. Государственной Думе Российской Федерации ускорить рассмотрение проекта федерального закона № 440116–7 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и в Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (в части введения механизма обоснования инвестиций в отношении объектов капитального строительства, строительство (реконструкция) которых осуществляется за счет средств бюджетной системы Российской Федерации).