«Круглые столы»

«Стратегическое планирование на муниципальном уровне: эффективные практики, проблемы и пути их решения»

Рекомендации

12 марта 2020 года в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации состоялся «круглый стол» на тему «Стратегическое планирование на муниципальном уровне: эффективные практики, проблемы и пути их решения».

В «круглом столе» приняли участие члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, представители федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, научных организаций, специалисты и эксперты.

Заслушав и обсудив выступления, представленные материалы, участники «круглого стола» отмечают следующее.

Эффективное функционирование системы стратегического планирования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях имеет ключевое значение для успешного социально-экономического развитии страны.

Согласно Федеральному закону от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в сфере стратегического планирования относятся, в частности, определение долгосрочных целей и задач муниципального управления и социально-экономического развития муниципальных образований, согласованных с приоритетами и целями социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; разработка, утверждение (одобрение) и реализация документов стратегического планирования по вопросам, отнесенным к полномочиям органов местного самоуправления. При этом не установлена обязанность органов местного самоуправления разрабатывать стратегии социально-экономического развития муниципальных образований и планы мероприятий по их реализации.

Во многих муниципальных районах и городских округах накоплен значительный положительный опыт организации работы по стратегическому планированию, что позволяет обеспечивать условия для их поступательного социально-экономического развития. Сбалансированность и согласованность документов стратегического планирования в ряде субъектов Российской Федерации обеспечивается посредством одновременной разработки региональной и муниципальных стратегий, координируемой уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, с обеспечением участия муниципальных образований в разработке стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, а также установленным порядком согласования муниципальных стратегий со стратегией социально-экономического развития региона.

Вместе с тем в настоящее время документы стратегического планирования в Российской Федерации на региональном и муниципальном уровнях не всегда являются в достаточной степени взаимно согласованными и сбалансированными по целям, приоритетам, задачам, мероприятиям, показателям, финансовым и иным ресурсам, срокам реализации, что затрудняет достижение в установленные сроки целей и ожидаемых результатов, определенных в документах стратегического планирования значительной части муниципальных образований.

Участники «круглого стола» отмечают следующие проблемы и актуальные задачи в рассматриваемой сфере, требующие решения:

— необходимость обеспечения большей взаимной согласованности и сбалансированности документов стратегического планирования, разрабатываемых на региональном и муниципальном уровнях;

— отсутствие в Федеральном законе «О стратегическом планировании в Российской Федерации» дифференциации регулирования стратегического планирования на муниципальном уровне с учетом видов муниципальных образований и численности проживающего на их территории населения;

— необходимость повышения уровня вовлеченности местного населения в процессы стратегического планирования в муниципальных образованиях;

— затруднительность прогнозирования финансовых возможностей местных бюджетов в краткосрочной и среднесрочной перспективе по причине недостаточной предсказуемости предоставления трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам;

— недостаточность федерального участия в организации качественного методического обеспечения стратегического планирования на муниципальном уровне, в результате чего не в достаточной степени обеспечивается реализация принципа единства методологии организации и функционирования системы стратегического планирования;

— необходимость повышения уровня управленческой подготовки муниципальных служащих, занимающихся разработкой и реализацией документов стратегического планирования, в значительной части муниципалитетов;

— сложность и длительность процедуры регистрации документов стратегического планирования муниципальных образований в федеральном государственном реестре документов стратегического планирования посредством размещения уведомления в государственной автоматизированной информационной системе «Управление» (далее – ГАИС «Управление»), в том числе по причине перебоев в ее работе и недостатков программного обеспечения (одни и те же данные необходимо вводить много раз при размещении документов и всех их редакций);

— отсутствие значительной части первичных статистических данных в разрезе муниципальных районов и городских округов, необходимых для осуществления стратегического планирования в муниципалитетах (например, об объеме промышленного производства, объеме инвестиций в основной капитал по полному кругу предприятий и др.).

Участники «круглого стола» отмечают, что в целях повышения результативности стратегического планирования на муниципальном и региональном уровнях с учетом единства системы публичной власти представляется необходимым принятие дополнительных мер по совершенствованию системы стратегического планирования.

Заслушав и обсудив выступления, рассмотрев представленные материалы, участники «круглого стола» рекомендуют:

1. Правительству Российской Федерации:

— рассмотреть вопрос о включении в ежегодно утверждаемый в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2011 года № 657 «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации» план мониторинга правоприменения в Российской Федерации проведения мониторинга реализации Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации»;

— рассмотреть возможность закрепления критерия, отражающего качество стратегического планирования на муниципальном уровне, при актуализации критериев оценки проектов, участвующих во Всероссийском конкурсе «Лучшая муниципальная практика».

2. Министерству экономического развития Российской Федерации во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти:

— разработать организационно-правовые механизмы, направленные на обеспечение большей согласованности документов стратегического планирования, принимаемых на региональном и муниципальном уровнях, в части последовательности и порядка их разработки, сбалансированности их содержания (в том числе во взаимосвязи с документами бюджетного планирования), предусматривая согласование целей, приоритетов, задач, мероприятий, показателей, финансовых и иных ресурсов, сроков принятия и реализации;

— рассмотреть вопрос и подготовить предложения об организации системной работы по проведению обучающих мероприятий, в частности, семинаров, видеоконференций с представителями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам организации стратегического планирования на муниципальном уровне на основе единой методологии разработки документов стратегического планирования;

— рассмотреть вопрос о мерах по совершенствованию функционирования федеральной информационной системы «Стратегическое планирование» ГАИС «Управление» в части регистрации документов стратегического планирования муниципальных образований, предусматривая сокращение длительности процедур регистрации документов стратегического планирования, повышение надежности функционирования и удобства для пользователей этой системы на основе анализа замечаний и предложений органов местного самоуправления;

— рассмотреть вопрос о подготовке методических рекомендаций по разработке документов стратегического планирования на уровне муниципальных образований с учетом видов муниципальных образований и численности проживающего на их территории населения, в том числе методических рекомендаций по определению перспективных экономических специализаций муниципальных образований, а также по мониторингу реализации документов стратегического планирования;

— рассмотреть вопрос об организации на постоянной основе распространения положительного опыта субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в сфере стратегического планирования, уделяя особое внимание правовым и организационным механизмам, направленным на решение задачи обеспечения согласованности разрабатываемых на региональном и муниципальном уровнях документов стратегического планирования (во взаимосвязи с документами бюджетного планирования);

— рассмотреть вопрос о корректировке перечня документов стратегического планирования муниципальных образований, подлежащих регистрации в информационной системе «Стратегическое планирование» ГАИС «Управление», в частности, вопрос о нецелесообразности регистрации в указанной информационной системе муниципальных программ.

3. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти с привлечением Российской академии наук, профильных научных и образовательных организаций:

— рассмотреть вопрос об организации на постоянной основе работы по научно-экспертному обеспечению функционирования системы стратегического планирования в Российской Федерации, предусматривая подготовку предложений о создании необходимой для этого научной инфраструктуры;

— организовать системную научную проработку вопроса обеспечения эффективного функционирования единой системы стратегического планирования в Российской Федерации, включающей подсистемы стратегического планирования на федеральном, региональном и муниципальных уровнях, исходя из принципа единства системы публичной власти в Российской Федерации и необходимости обеспечения национальных интересов и реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации, направленных на обеспечение устойчивого развития страны на долгосрочную перспективу и укрепление национальной безопасности Российской Федерации.

4. Федеральной службе государственной статистики совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации:

— рассмотреть вопрос о формировании необходимых для разработки документов стратегического планирования муниципальных образований статистических показателей в разрезе муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов.

5. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

 — изучить положительный опыт субъектов Российской Федерации по обеспечению согласованности и сбалансированности документов стратегического планирования, принимаемых на региональном и муниципальном уровнях, с учетом документов бюджетного планирования, и рассмотреть вопрос о закреплении соответствующих организационно-правовых механизмов согласования проектируемых документов стратегического планирования в субъекте Российской Федерации в нормативных правовых актах субъекта Российской Федерации;

— совершенствовать работу по обеспечению согласованности и сбалансированности документов стратегического планирования, разрабатываемых на региональном и муниципальном уровнях, по приоритетам, целям, задачам, мероприятиям, показателям, финансовым и иным ресурсам, срокам утверждения и реализации;

— оказывать содействие органам местного самоуправления во внедрении современных управленческих технологий в области стратегического планирования;

— оказывать организационное и иное содействие органам местного самоуправления в части подготовки и повышения квалификации муниципальных служащих, занимающихся разработкой документов стратегического планирования и мониторингом их реализации.

6. Органам местного самоуправления:

— проводить работу, направленную на обеспечение большей согласованности документов стратегического планирования муниципальных образований по долгосрочным целям и задачам муниципального управления и социально-экономического развития муниципальных образований с приоритетами и целями социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации с учетом целей, приоритетов, задач и показателей, установленных в региональных проектах, направленных на достижение национальных целей и стратегических задач развития Российской Федерации на период до 2024 года;

— использовать инструменты межмуниципального сотрудничества для целей стратегического планирования (координацию программ и иных документов, обмен информацией и опытом стратегического планирования, формирование общих банков статистических данных и т. д.);

— шире привлекать представителей общественности и научно-экспертного сообщества к участию в разработке документов стратегического планирования муниципального образования, обеспечивая местному населению возможность непосредственно участвовать в указанной работе, предусматривая организацию сбора предложений граждан по вопросам приоритетных направлений и перспектив социально-экономического развития муниципального образования для формирования «образа будущего» муниципального образования, понимаемого как описание наиболее значимых для населения ориентиров развития муниципального образования на среднесрочную и долгосрочную перспективу, которые должны быть учтены при разработке соответствующих документов стратегического планирования муниципальных образований.

7. Всероссийской ассоциации развития местного самоуправления:

— продолжить работу по изучению и тиражированию лучших муниципальных практик в области стратегического планирования;

— оказывать содействие органам местного самоуправления в привлечении местного населения к участию в разработке документов стратегического планирования муниципальных образований.