«Круглые столы»

«Вопросы развития традиционной культуры коренного населения Сахалина и островов Курильской гряды в контексте обеспечения национальных интересов Российской Федерации»

Рекомендации

Утверждены на заседании
Комитета Совета Федерации
по федеративному устройству,
региональной политике, местному
самоуправлению и делам Севера
(протокол № 209 от 22 ноября 2019 года)

В соответствии с пунктом 4.61 Плана мероприятий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на осеннюю сессию 2019 года Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (далее – Комитет) провел «круглый стол» на тему «Вопросы развития традиционной культуры коренного населения Сахалина и островов Курильской гряды в контексте обеспечения национальных интересов Российской Федерации».

В «круглом столе» приняли участие члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, представители федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в Дальневосточный федеральный округ, научных и образовательных организаций, специалисты и эксперты.

Всесторонне обсудив актуальные вопросы развития традиционной культуры коренного населения Сахалина и островов Курильской гряды, заслушав и обсудив доклады и выступления, участники «круглого стола» отмечают следующее.

К коренному населению Сахалина и островов Курильской гряды относятся нанайцы, нивхи, уйльта (ороки), эвенки.

К указанному населению относятся также айны, часть которых в ходе Всероссийской переписи населения 2010 года указали себя как русские, камчадалы и представители других национальностей.

Айны являются одним из древнейших народов Дальнего Востока с самобытной духовной и материальной культурой, уникальным языком с особой типологической характеристикой.

Всесторонняя поддержка, сохранение и развитие традиционной культуры российских айнов имеют особую значимость в контексте обеспечения национальных интересов Российской Федерации.

Российская Федерация в сфере государственной национальной политики особое внимание уделяет сохранению и развитию малочисленных этнических общностей, их языков, материальной и духовной культуры, исходя, в том числе из принципов обеспечения равных условий для развития народов Российской Федерации и этнических общностей; защиты прав национальных меньшинств; государственной поддержки этнокультурного и языкового многообразия Российской Федерации, этнокультурного развития народов Российской Федерации, их творческого потенциала, являющегося важнейшим стратегическим ресурсом российского общества; устойчивого экономического, социального и культурного развития коренных малочисленных народов Российской Федерации, защиты их исконной среды обитания, традиционного образа жизни, а также защиты прав и законных интересов этих народов.

Приняты правовые акты, закрепляющие комплекс эффективных гарантий прав коренных малочисленных народов: Федеральный закон от 30 апреля 1999 года № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», Федеральный закон от 20 июля 2000 года № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», Федеральный закон от 7 мая 2001 года № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 года № 132-р, распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 августа 2016 года №1792-р «Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2016–2025 годах Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» и другие. Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 года № 255 утвержден Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации.

Участники «круглого стола» отмечают исключительную важность комплексного подхода к развитию традиционной культуры коренного населения Сахалина и островов Курильской гряды, в том числе представителей вышеуказанных народов, для обеспечения национальных интересов Российской Федерации.

В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации для достижения стратегических целей обеспечения национальной безопасности в области культуры реализуются государственная культурная политика и государственная национальная политика, которые направлены на укрепление и приумножение традиционных российских духовно-нравственных ценностей, обеспечение национальной, религиозной, расовой терпимости, на воспитание взаимного уважения народов Российской Федерации, а также на развитие межнациональных и межрегиональных культурных связей.

Исходя из приоритетного значения вопросов возрождения и последующего сохранения и развития этнокультурных традиций, языка, традиционной хозяйственной деятельности и традиционного природопользования коренного населения Сахалина и островов Курильской гряды, участники «круглого стола» рекомендуют:

1. Министерству культуры Российской Федерации, Министерству просвещения Российской Федерации, Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральному агентству по делам национальностей совместно с Российской академией наук, Российской академией образования, научными и образовательными организациями субъектов Российской Федерации, входящих в Дальневосточный федеральный округ, подготовить предложения о принятии мер, направленных на решение вопросов:

— о подготовке научных и педагогических кадров с целью изучения, последующего возрождения, сохранения, а также преподавания языка, материальной и духовной культуры и истории коренного населения Сахалина и островов Курильской гряды, обратив особое внимание на нематериальную культуру айнов;

— о противодействии попыткам фальсификации этногенеза и этнической истории коренного населения Сахалина и островов Курильской гряды, в том числе айнов;

— о создании в рамках научно-исследовательской работы направления «этнография коренного населения Дальнего Востока» с привлечением специалистов по этнографии народов Сахалинской области и сопредельных территорий в исследовательские группы, постепенно создавая постоянный штат, в том числе из аспирантов и соискателей;

— о принятии мер по обучению коренного населения Сахалина и островов Курильской гряды родному языку, их истории и культуре;

— о совершенствовании мер по сохранению системы традиционного жизнеобеспечения коренного населения Сахалина и островов Курильской гряды в области оленеводства, охоты, рыболовства;

— об издании иллюстрированного учебного пособия «История и этнография коренного населения Сахалина и островов Курильской гряды» для факультативных занятий в образовательных организациях;

— о поддержке этнологических, социально-антропологических, физико-антропологических и лингвистических исследований коренного населения Дальнего Востока, включая Сахалин и острова Курильской гряды, в том числе путем создания междисциплинарной лаборатории на базе Института этнологии и антропологии имени Н.Н. Миклухо-Маклая Российской академии наук с привлечением специалистов Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук, Института языкознания Российской академии наук и Института мировой литературы имени А.М. Горького Российской академии наук, а также специалистов научных и образовательных организаций субъектов Российской Федерации, входящих в Дальневосточный федеральный округ;

— о подготовке к переизданию труда Л.Я. Штернберга «Гиляки, орочи гольды, негидальцы, айны» (Хабаровск, 1933) с добавлением в виде приложения комментариев, новых фактов биографии знаменитого ученого, писем, мало известных широкому читателю статей, иллюстраций музейных коллекций;

— о проведении фестиваля культур коренных малочисленных народов Дальнего Востока на одной из арт-площадок Москвы с организацией музейных выставок, выступлений фольклорных коллективов;

— о создании фонда научных исследований языков айнов, нивхов, юкагиров и кетов и издании научной и популярной литературы как отечественной, так и переводной, касающейся указанных исследований.

2. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, рассмотреть вопросы:

— о принятии либо актуализации государственных программ субъектов Российской Федерации, направленных на поддержку экономического, социального и культурного развития коренного населения указанных субъектов Российской Федерации, возрождение и последующую защиту исконной среды их обитания и традиционного образа жизни, языка, материальной и духовной культуры, развития этнотуризма;

— об оказании содействия в образовании общественных объединений коренного населения указанных субъектов Российской Федерации с целью возрождения, сохранения и развития соответствующих языков и культур;

— о включении в государственные программы субъектов Российской Федерации мероприятий, направленных на оказание поддержки деятельности организаций науки, образования и культуры, общественных объединений по сохранению культурного наследия коренного населения указанных субъектов Российской Федерации;

— об оказании содействия коренным малочисленным народам в организации общин и других форм самоорганизации для занятия рыболовством, охотой и собирательством;

— о выделении участков для ведения традиционного рыболовства в непосредственной близости от мест проживания коренных малочисленных народов.

3. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, совместно с органами местного самоуправления рассмотреть вопрос о включении в государственные программы субъектов Российской Федерации и муниципальные программы мероприятий с целью создания:

— сети базовых культурно-просветительских центров в местах традиционного проживания коренного населения указанных субъектов Российской Федерации;

— условий для самоорганизации и самообеспечения общин представителей коренного населения указанных субъектов Российской Федерации;

— условий, в том числе конкретных механизмов в сфере образования, для возрождения, сохранения и развития соответствующих языков и культур коренного населения указанных субъектов Российской Федерации.