«Круглые столы»

«О мерах по поддержке отрасли коневодства, в том числе по разведению лошадей орловской рысистой породы»

Рекомендации

Рассмотрев с участием членов Совета Федерации, представителей федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и экспертного сообщества тему «О мерах по поддержке отрасли коневодства, в том числе по разведению лошадей орловской рысистой породы», участники круглого стола отмечают следующее.
По данным Минсельхоза России в настоящее время поголовье лошадей в хозяйствах всех категорий составляет 1403,8 тысяч голов, в том числе 641,9 тысяч кобыл. В Государственном племенном регистре зарегистрировано 216 организаций, осуществляющих деятельность по разведению племенных лошадей, в которых сосредоточено более 40,0 тыс. голов племенных кобыл 34-х заводских и местных (локальных) пород верхового, рысистого, упряжного продуктивного направлений использования, в том числе 25-ти пород отечественной селекции, включая такие уникальные местные породы, как алтайская, бурятская, вятская, кабардинская, калмыцкая и другие. В России также развиваются такие перспективные направления как конный туризм и конная охота. И хотя пока эти направления имеют не очень большой спрос на лошадей, в будущем следует ожидать лишь увеличения потребностей в лошадях для этих целей.
По видам организаций племенная база представлена 69 племенными конными заводами, в том числе 59 — по разведению лошадей заводских пород, 139 племенными репродукторами, из них 53 — по разведению лошадей заводских и 8 – генофондными хозяйствами по сохранению местных пород лошадей. Кроме того, разведением племенных лошадей в стране занимаются более 1,5 тысячи частных владельцев.
Ежегодно на функционирующих 36 ипподромах испытывается более 6,8 тысяч племенных лошадей, в том числе 4,2 тысяч — рысистых и 2,6 тысяч — верховых пород.
В 2018 году в рамках «единой» субсидии из федерального бюджета государственная поддержка была оказана 139 племенным организациям в общем объеме более 125,0 млн рублей.
Мировой опыт показывает, что развитие племенного коневодства поддерживается за счет высоких призовых сумм на ипподромах, которые во многих странах формируются за счет отчислений от хорошо организованного конного тотализатора как на ипподромах так и, особенно, вне ипподромов. Российское коневодство в этом плане существенно отстает.
Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» предусматривает положения, в соответствии с которыми акционерное общество «Российские ипподромы» получило право организации тотализатора и приема ставок на собственные события. Общество получило в Федеральной налоговой службе бессрочную лицензию на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр и учредило некоммерческую организацию – Ассоциацию конноспортивных тотализаторов, которая является системообразующей и саморегулирующейся организацией (СРО), объединяющей всех участников, занимающихся конным тотализатором в Российской Федерации. С января 2015 года АО «Российские ипподромы» начало прием ставок на тотализаторе на российские события и с сентября 2015 года – на международные события.
Система племенного учета в коневодстве Российской Федерации признана международными организациями, что позволяет регистрировать российских лошадей за рубежом как для испытаний на ипподромах, так и для разведения. С 1992 года полномочия по ведению учета, изданию государственных племенных книг, выдаче документов, идентифицирующих лошадь, переданы Минсельхозом России Федеральному государственному бюджетному научному учреждению «Всероссийский научно-исследовательский институт коневодства», которым создана принципиально новая система племенного учета, максимально гармонизированная с международными требованиями и стандартами централизованного племенного учета. Институт является полноправным членом международных организаций (ISBC,WAHO, UETA). Действующая на базе института лаборатория генетики, лицензированная Международным обществом по изучению животных (ISAG), ежегодно тестирует 7,0 – 8,0 тысяч голов племенных лошадей.
Вместе с тем, многие племенные конные заводы и репродукторы работают не эффективно, с убытком от основной деятельности. Низкими остаются уровень воспроизводства лошадей и качество реализуемого молодняка. Редкими случаями стали успешные выступления лошадей отечественной селекции на зарубежных ипподромах. За редким исключением призовые суммы на ипподромах незначительны и не покрывают затрат коневладельцев на содержание испытываемого молодняка, в результате ряд ипподромов не загружен, а большая часть поголовья лошадей вводится в воспроизводство без испытаний.
При этом ипподромы испытывают серьезные трудности из‑за высоких эксплуатационных затрат и налоговой нагрузки. В такой ситуации все издержки от их деятельности перекладываются на коневладельцев.
Ипподромы, несмотря на имеющийся законодательный акт, до сих пор не используют экономические возможности основного источника денежных поступлений — от функционирования тотализатора. Если в 1990 году поступления от тотализатора и входной платы на 34 ипподромах страны составляли 52,2 процентов от всей их доходной части, то в последние годы составляют всего лишь около 10 процентов.
Таким образом, главными препятствиями для устойчивого развития и повышения конкурентоспособности племенного коневодства являются: неразвитость внутреннего рынка племенных лошадей в связи с отсутствием сегмента экономики (национальный конный тотализатор), обеспечивающего полное возмещение затрат на их производство, сокращение численности и качества племенных лошадей, массовый, не оправданный импорт лошадей призовых и спортивных пород, недостаточное техническое оснащение и низкий организационно-технологический уровень ведения племенного коневодства в хозяйствах, слабая кормовая база и низкая обеспеченность культурными пастбищами (левадами), недостаточное применение экономических механизмов при координации работ по совершенствованию заводских пород лошадей, дефицит квалифицированных кадров.
Изложенные проблемы системного характера усугубляются недостатком научных разработок селекционно-генетического, биотехнологического и организационно-технологического направлений, что сдерживает инновационное развитие племенного коневодства и ипподромной сферы.
Требуют дальнейшего совершенствования правила испытаний племенных лошадей рысистых и верховых пород на ипподромах в части определения регламента проведения допинг-контроля лошадей, методики определения их рейтинга, наказаний участников испытаний за нарушение правил.
Особое место в отечественном коневодстве занимает орловская рысистая порода. Орловских рысаков разводят в 36 регионах страны. Поголовье племенных кобыл орловской породы сегодня составляет 1965 голов (для нормального развития породы требуется не менее 1000 голов).
Целенаправленную работу по совершенствованию породы по перспективным планам ведут 15 племенных конных завода и репродуктора, где сосредоточено около половины всего маточного поголовья. Ведущими заводами являются Хреновской, Чесменский, Московский и Алтайский конные заводы. В регионах наибольшее поголовье кобыл производящего состава сосредоточено у коневладельцев Алтайского края – 270 голов (13,7 процентов), Воронежской области – 161 головы (8,2 процентов), Саратовской области – 147 голов (7,5 процентов), Кемеровской области — 142 головы (7,2 процентов) и Курганской области – 130 голов (6,6 процентов).
В текущем году Минсельхоз России приступил к разработке Стратегии развития коневодства Российской Федерации, предусматривающей широкое участие заинтересованных сторон – коннозаводчиков, коневладельцев, общественных организаций и ассоциаций для совместной работы по выработке комплекса мероприятий и определения механизмов государственной поддержки отрасли и совершенствования нормативно-правовой базы в области племенного коневодства.
Заслушав и обсудив доклад и выступления, рассмотрев материалы, поступившие в Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию в рамках подготовки к круглому столу, участники заседания считают необходимым рекомендовать:

1. Правительству Российской Федерации рассмотреть возможность:
- обеспечения в полном объеме финансирования в 2019 году мероприятий, направленных на поддержку племенного животноводства, Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года № 717;
- скорейшего принятия постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета ипподромам на возмещение части затрат, связанных с организацией и проведением испытаний племенных лошадей», внесенного Минсельхозом России от 20 марта 2018 года № АТ-24–08/2896;
- увеличения финансирования акционерного общества «Российские ипподромы» путем докапитализации в размере 300 млн. рублей ежегодно в течение 2019 – 2021 годов.

2. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации:
- рассмотреть вопрос учреждения ежегодного приза Президента Российской Федерации за победу в бегах лошадей орловской рысистой породы;
- ускорить разработку и утверждение Стратегии развития коневодства в Российской Федерации на период до 2025 года;
- рассмотреть возможность организации в рамках ежегодной выставки «Золотая Осень» ринг-выводку для жеребцов и кобыл орловской рысистой породы;
- подготовить и утвердить нормативный акт о наделении Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт коневодства» полномочиями по ведению централизованного племенного учета, идентификации и регистрации племенных лошадей заводских пород в государственной книге племенных животных.

3. Министерству экономического развития Российской Федерации рассмотреть возможность разработать комплекс мер обеспечивающих рентабельность деятельности ипподромов и создание условий для целевых отчислений на развитие национальной конной индустрии от их деятельности.

4. Направить рекомендации «круглого стола» в Правительство Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт коневодства» Российской академии наук.