«Круглые столы»

«Финансовое обеспечение реализации национальных проектов»

Председатель Комитета СФ по экономической политике Дмитрий Мезенцев Мезенцев
Дмитрий Федорович
представитель от исполнительного органа государственной власти Сахалинской области
Мезенцев Дмитрий Федорович
совместно с ректором РАНХиГС Владимиром Мау провели «круглый стол» «Финансовое обеспечение реализации национальных проектов».

В мероприятии приняли участие члены Комитета, председатель Комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин Рябухин
Сергей Николаевич
представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Ульяновской области
Рябухин Сергей Николаевич
, Министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Константин Носков, представители профильных федеральных министерств и ведомств, региональных органов государственной власти, научного и экспертного сообществ, студенты и преподаватели РАНХиГС.

В ходе «круглого стола» были рассмотрены потенциальные возможности национальных проектов для развития субъектов Российской Федерации, вопросы их финансирования и мониторинга эффективности, риски, связанные с их реализацией в кратко- и среднесрочной перспективе, а также проект рекомендаций по итогам мероприятия.

(Подробнее)

Рекомендации

В соответствии с планом мероприятий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на осеннюю сессию 2018 года (п. 4.75.) Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам и Комитет Совета Федерации по экономической политике совместно с Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации провели «круглый стол» на тему «Финансовое обеспечение реализации национальных проектов».

В работе «круглого стола» приняли участие члены Совета Федерации, представители исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, руководители Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства, представители Министерства энергетики Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, аудитор Счетной палаты Российской Федерации, а также представители научного и экспертного сообщества.

Обсудив основные проблемы и пути решения задач по финансовому обеспечению реализации национальных проектов (далее – нацпроекты), участники «круглого стола» отмечают следующее.

Нацпроекты являются основным инструментом достижения целей развития страны, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 года» (далее — Указ № 204).

1 октября 2018 года Правительство Российской Федерации внесло в Совет при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам паспорта нацпроектов по 12 направлениям стратегического развития.

31 октября 2018 года было утверждено новое Положение об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации. Органам государственной власти субъектов Федерации рекомендовано организовать свою проектную деятельность, руководствуясь данным Положением. Участие регионов в реализации федеральных проектов осуществляется за счет «региональных проектов», для чего вводится соответствующее понятие.

До конца 2018 года Правительство Российской Федерации с учетом предложений субъектов Российской Федерации должно было обеспечить детализацию нацпроектов по каждому субъекту Российской Федерации в части выполнения задач и достижения целей и целевых показателей нацпроектов (далее – показателей), а также объемов их финансирования.

Расходы на реализацию нацпроектов, составят: в 2019 году 1714,8 млрд. рублей, в 2020 году 1876,5 млрд. рублей и в 2021 году 2101,8 млрд. рублей. В тоже время, согласно подсчетам Счетной палаты Российской Федерации, Федеральным законом от 29 ноября 2018 года № 459-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» на реализацию нацпроектов выделен объем бюджетных ассигнований, который на 380,8 млрд. рублей меньше объемов, предусмотренных их паспортами.

Важнейшей задачей проектной деятельности является взаимоувязка целей, задач и показателей нацпроектов и входящих в их состав федеральных проектов с целями, задачами и показателями соответствующих государственных программ. Для этого необходимо ускорить работу по доработке механизмов их реализации и погружения в «программный бюджет».

В своих материалах Счетная палата Российской Федерации отмечает, что более 70% показателей национальных (федеральных) проектов не имеют утвержденных методик расчета и не включены в федеральный план статистических работ. В ряде случаев их целевые значения предварительны и будут уточняться после утверждения соответствующих методик до конца 2019 года. Количество показателей избыточно и в ходе дальнейшей доработки может быть сокращено.

Согласно оценкам Министерства финансов Российской Федерации не менее 60% мероприятий, планируемых в рамках нацпроектов, относятся к полномочиям субъектов Российской Федерации. Поэтому при финансировании нацпроектов предусматривается значительное увеличение доли федеральных расходов, которые в виде софинансирования предоставляются региональным бюджетам. В 2019 году на нацпроекты приходится 9,5% расходов федерального бюджета, но при этом — 19% всего объема межбюджетных трансфертов.

В ноябре 2018 года на заседании трехсторонней комиссии по вопросам межбюджетных отношений между регионами были распределены средства всех субсидий на реализацию нацпроектов, которые выделяются без проведения конкурсных процедур. Результаты этой работы оперативно доведены до регионов, что облегчило планирование их бюджетов.

Предельный уровень софинансирования из федерального бюджета расходных обязательств дотационных субъектов Российской Федерации в отношении субсидий на реализацию нацпроектов составит в 2019–2021 годах не менее 95%.

Оказание финансовой поддержки субъектам Российской Федерации в целях достижения результатов нацпроектов планируется осуществлять в трех формах:

субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации;

консолидированные субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации;

иные межбюджетные трансферты (гранты) в целях стимулирования субъектов Российской Федерации в достижении целевых показателей государственных программ субъектов Российской Федерации, соответствующих целевым показателям федеральных проектов.

Взаимодействие между федеральными органами исполнительной власти, ответственными за реализацию нацпроектов, и субъектами Российской Федерации будет осуществляться путем заключения соглашений, в которых будут закреплены целевые показатели для регионов и размер финансовой помощи со стороны федерального бюджета.

Основную сложность при реализации нацпроектов в субъектах Российской Федерации представляет разложение (декомпозиция) показателей федеральных проектов в показатели соответствующих проектов каждого конкретного региона с целью, во‑первых, достижения количественных значений показателей национальных (федеральных) проектов в целом, а во‑вторых, обеспечения четкой взаимосвязи между объемами финансирования и достигнутыми результатами. Вместе с тем на данный момент Правительством Российской Федерации не утверждены методические рекомендации по декомпозиции показателей федеральных проектов в показатели соответствующих региональных проектов.

Не в полной мере проработанная система показателей и всего механизма управления нацпроектами создает риски, что в ходе исполнения федерального бюджета в 2019 году может потребоваться перераспределение бюджетных ассигнований как между отдельными нацпроектами, так и между реализующими их регионами.

В связи с этим Федеральным законом от 28 ноября 2018 года № 457-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения федерального бюджета в 2019 году» предусмотрена возможность перераспределения средств федерального бюджета между нацпроектами и субъектами Российской Федерации без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете по решениям Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам.

Стратегическая значимость реализации нацпроектов требует выстраивания механизма постоянного мониторинга за прозрачностью и эффективностью расходования выделяемых на их реализацию средств.

Для Федерального Собрания Российской Федерации основным инструментом контроля за реализацией нацпроектов и доведением до субъектов Российской Федерации средств межбюджетных трансфертов на их реализацию является трехсторонняя комиссия по вопросам межбюджетных отношений. На ее рассмотрение Правительство Российской Федерации обязано выносить все проекты постановлений и распоряжений о перераспределении бюджетных ассигнований, предназначенных на реализацию нацпроектов.

Внешний финансовый контроль за реализацией нацпроектов будет осуществляться Счетной палатой Российской Федерации. С этой целью планируется внедрение в ее деятельность к 2021 году системы независимого и альтернативного мониторинга и оценки достижения национальных целей, обозначенных в Указе № 204. Такая система позволит регулярно и своевременно информировать Совет Федерации о проблемах и рисках достижения национальных целей, а также формировать на периодической основе аналитические материалы по совершенствованию системы управления достижения национальных целей, включая выработку рекомендаций для органов исполнительной власти.

Учитывая вышеизложенное, участники «круглого стола» приняли решение:

1. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

осуществить своевременное принятие нормативных правовых актов, необходимых для реализации нацпроектов;

продолжить работу совместно с субъектами Российской Федерации по доработке системы показателей и методики их расчета;

предусмотреть объемы финансового обеспечения нацпроектов, достаточные для достижения их целей и выполнения установленных показателей;

осуществлять своевременное доведение до субъектов Российской Федерации бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию нацпроектов;

обеспечить заключение федеральными органами исполнительной власти с исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации соглашений о реализации на территории субъектов Российской Федерации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов;

учитывать особенности социально-экономического развития субъектов Российской Федерации при заключении соглашений о реализации на их территории региональных проектов;

обеспечить мониторинг реализации региональных проектов;

предусмотреть возможность корректировки условий соглашений о реализации на территории субъектов Российской Федерации региональных проектов с учетом итогов их исполнения в 2019 году;

разработать новые виды межбюджетных трансфертов для финансового стимулирования субъектов Российской Федерации за достижение целевых показателей региональных проектов, соответствующих целевым показателям федеральных проектов.

2. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечить реализацию региональных проектов в соответствии с установленными показателями.

3. Поручить Счетной палате Российской Федерации совместно с контрольно-счетными органами субъектами Российской Федерации обеспечить проведение:

экспертизы (аудита) методик (правил) декомпозиции показателей и их количественных значений для каждого субъекта Российской Федерации;

мониторинга реализации нацпроектов в субъектах Российской Федерации.